IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления.
1. Учащиеся анализируют предложения, подчёркивают из-вестные им члены предложения, обращают внимание на то, что в первом примере грамматическая основа состоит только из сказуемого, делают вывод: определения могут быть выражены местоимениями.
1) Последуй моему совету,
Ступай тихохонько назад. (А. Пушкин)
2) Провожала мать-вдовица Своего родного сына. (Л. Мей)
2. Учитель обращает внимание учащихся на то, что суще-ствительное, находясь в предложении, может отвечать на два вопроса — как часть речи на падежный вопрос и как член пред-
ложения — на смысловой, приводит пример из упр. 183: Кош-ки приплывали на кораблях греков. Существительное греков
стоит в Р. п., следовательно, отвечает на вопрос к о г о?, но за-висит от существительного, следовательно, характеризует его признак, а значит, отвечает на смысловой вопрос — кораблях
ч ь и х? греков (греческих кораблях).
3. Сравнение пар предложений. Заполнение пустых ячеек.
Дедушка носит шерстяной | Дедушка носит шарф (к а к о й?) |
шарф. | из шерсти (и з ч е г о?). |
Решили строить кирпичный, | Решили строить дом (к а к о й?) |
а не деревянный дом. | из кирпича (и з ч е г о?), а не (к а- |
к о й?) из дерева (и з ч е г о?). | |
На столе осталась корка арбуза. | |
Стальная посуда очень проч- | |
ная. | |
Я очень люблю варенье из черники. | |
Московские улицы подготов- | |
лены к празднику. | |
Сказки Пушкина — мои любимые | |
сказки. | |
V. Закрепление материала и контроль за его усвоением.
Класс выполняет упр. 189 по указанному заданию. «Дуэль» у доски: два ученика получают задание выписать только те сло-восочетания, в которых определение выражено существитель-ным (на берегах рек, на берегах озёр, дворцы князей, дворцы бояр, дома горожан, стенами с башнями). Проверяется работакласса, записи учащихся дополняются данными словосочета-ниями, существительные устно заменяются прилагательными:
дворцы князей — княжеские дворцы. Учитель обращает внима-ние учащихся на определение, выраженное словосочетанием:
соборами (к а к и м и?) XV—XVI веков.
VI. Подведение итогов урока.
Учащиеся делают общий вывод о способах выражения опре-деления.
VII. Домашнее задание.Упр. 188; составление таблицы«Способы выражения определения».
Урок 46. Обстоятельство (§ 39)
Цели урока: раскрыть основные признаки обстоятельства, способыего выражения; систематизировать вопросы, на которые отвечает об-стоятельство; научить выявлять роль обстоятельства в речи, находить
обстоятельство, выделять его графически, использовать обстоятель-ство в собственной речи.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Самопозна-ние. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познава-тельные УУД. Выявление существенных признаков объектов. Синтеззнаний. Построение аналогий. Переработка текстовой информации в таблицу. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество. Ведение диалога.
Х о д у р о к а