IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления.

IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru

1. Учащиеся анализируют предложения, подчёркивают из-вестные им члены предложения, обращают внимание на то, что в первом примере грамматическая основа состоит только из сказуемого, делают вывод: определения могут быть выражены местоимениями.

1) Последуй моему совету,

IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru

Ступай тихохонько назад. (А. Пушкин)

 
  IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru

2) Провожала мать-вдовица Своего родного сына. (Л. Мей)

IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru

2. Учитель обращает внимание учащихся на то, что суще-ствительное, находясь в предложении, может отвечать на два вопроса — как часть речи на падежный вопрос и как член пред-

IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru

ложения — на смысловой, приводит пример из упр. 183: Кош-ки приплывали на кораблях греков. Существительное греков

стоит в Р. п., следовательно, отвечает на вопрос к о г о?, но за-висит от существительного, следовательно, характеризует его признак, а значит, отвечает на смысловой вопрос — кораблях

ч ь и х? греков (греческих кораблях).

3. Сравнение пар предложений. Заполнение пустых ячеек.

Дедушка носит шерстяной Дедушка носит шарф (к а к о й?)
шарф. из шерсти (и з ч е г о?).
   
Решили строить кирпичный, Решили строить дом (к а к о й?)
а не деревянный дом. из кирпича (и з ч е г о?), а не (к а-
  к о й?) из дерева (и з ч е г о?).
   
  На столе осталась корка арбуза.
   
Стальная посуда очень проч-  
ная.  
   
  Я очень люблю варенье из черники.
   
Московские улицы подготов-  
лены к празднику.  
   
  Сказки Пушкина — мои любимые
  сказки.
   

IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru

V. Закрепление материала и контроль за его усвоением.

Класс выполняет упр. 189 по указанному заданию. «Дуэль» у доски: два ученика получают задание выписать только те сло-восочетания, в которых определение выражено существитель-ным (на берегах рек, на берегах озёр, дворцы князей, дворцы бояр, дома горожан, стенами с башнями). Проверяется работакласса, записи учащихся дополняются данными словосочета-ниями, существительные устно заменяются прилагательными:

IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru

дворцы князей — княжеские дворцы. Учитель обращает внима-ние учащихся на определение, выраженное словосочетанием:

соборами (к а к и м и?) XV—XVI веков.

IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru VI. Подведение итогов урока.

Учащиеся делают общий вывод о способах выражения опре-деления.

VII. Домашнее задание.Упр. 188; составление таблицы«Способы выражения определения».

Урок 46. Обстоятельство (§ 39)

Цели урока: раскрыть основные признаки обстоятельства, способыего выражения; систематизировать вопросы, на которые отвечает об-стоятельство; научить выявлять роль обстоятельства в речи, находить

IV. Расширение представления о способах выражения опре-деления. - student2.ru

обстоятельство, выделять его графически, использовать обстоятель-ство в собственной речи.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Самопозна-ние. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познава-тельные УУД. Выявление существенных признаков объектов. Синтеззнаний. Построение аналогий. Переработка текстовой информации в таблицу. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество. Ведение диалога.

Х о д у р о к а

Наши рекомендации