Уроки 37, 38. Сочинение о памятном событии (упр. 157—158). Р
Цели уроков:повторить известные учащимся сведения о теме и ос-новной мысли текста; закрепить в процессе деятельности алгоритм работы по подготовке к сочинению; написать сочинение повествова-тельного типа о памятном (интересном) событии из личной жизни; подготовить учащихся к отзыву о сочинении товарища.
Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенствованию.Развитие аналитических способностей и эстетического вкуса. Регуля-тивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленнойзадачей. Коррекция. Познавательные УУД. Построение речевого вы-сказывания на определённую тему. Отбор материала. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Анализ результатов действий другого уча-
щегося. Использование адекватных речевых средств для выражения своей позиции по отношению к сочинению товарища.
Х о д у р о к о в
I. Проверка домашнего задания.
1. Сравнение тем сочинений, определение важности каждо-го слова в формулировке темы, характеристика слов, опреде-ляющих отношение пишущего к предмету речи. Выявление,
в каких темах ставится задача нарисовать картину, в ка-ких — рассказать о событии, в каких — создать рассуждение об отношении к предмету мысли.
II. Подготовка к сочинению.
В подготовке к сочинению используется памятка на с. 170.
1. Формулировка основной цели сочинения: написать рассказ о событии из личной жизни, которое осталось в памяти, потому что связано с чем-то важным, необычным, интересным (упр. 157).
2. Анализ схемы, которую можно использовать для сбора материала к сочинению-рассказу об интересном (памятном) со-бытии и для составления плана.
Приблизительная схема | Опорные материалы | |
сочинения | ||
1) Где и когда произошло со- | Это случилось... Этого события | |
бытие? Кто его участник? | я никогда не забуду! Всё про- | |
изошло так неожиданно! Слу- | ||
чай этот произошёл со мной... | ||
Можно ли забыть такое про- | ||
исшествие?! Таких встреч | ||
со мной раньше никогда не бы- | ||
ло... Всё начиналось как обычно... | ||
2) Как всё происходило, в ка- | Однажды, как-то раз, в один пре- | |
кой последовательности? | красный день...; | |
— С чего всё началось? | ||
— Как развивались события? | сначала, потом, после этого...; | |
— Чем они закончились? | в конце концов, наконец... | |
3) Что и почему осталось в па- | Это событие (встреча, происше- | |
мяти? | ствие) навсегда останется в моей | |
памяти, потому что... | ||
Невозможно забыть... | ||
Ещё долго буду я вспоминать... | ||
3. Анализ и сопоставление тем сочинения, выявление основ-ного направления мысли, формулировка задачи. Учитель об-ращает внимание учащихся на то, что сформулирована только тема сочинения. Она может стать заголовком работы, однакопосле обдумывания темы, сбора материала (воспоминаний из собственного опыта) учащиеся способны подобрать другой за-головок к своему сочинению.
Тема сочинения | Задача |
Памятный день | Рассказать о таком дне, события которого на- |
долго останутся в памяти (произошло что-то | |
важное, неожиданное, необычное, странное, | |
редкое) | |
Весёлое | Рассказать о происшествии, которое запомни- |
происшествие | лось радостным настроением, было связано с не- |
ожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др. | |
Интересная | Рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с ин- |
встреча | тересным человеком (интересными людьми), |
с необычным животным, о наблюдении за ним | |
и др. | |
4. Выбор темы, подбор заголовка, формулировка основной мысли.
5. Сбор материала, составление плана, его корректировка
с помощью учителя.
III. Написание сочинения.
IV. Подготовка устного отзыва о сочинении товарища.
1. Чтение памятки «План отзыва о сочинении» (с. 170) и анализ вопросов, на которые надо ответить, обдумывая сочи-нение товарища.
2. Учащиеся обмениваются сочинениями и внимательно чи-тают их, отвечая на вопросы, входящие в отзыв.
3. Ответы на вопросы записываются в соответствии с планом
в рабочую тетрадь.
V. Домашнее задание.На основе сделанных записей подго-товить устный отзыв о сочинении товарища.