IV. Тренировочные упражнения для закрепления темы.
1. Наблюдения над интонацией: упр. 145, 146.
2. Работу с упр. 148 можно организовать по вариантам (в па-рах, тройках), в сопровождении ответов на поставленные вопро-сы и со взаимопроверкой. При выполнении этого упражнения
учащиеся составляют «список» использованных вопроситель-ных слов и частиц и дополняют его (устно приводят примеры):
Вопросительные слова | Вопросительные частицы |
Кто, когда, куда, что, откуда, где, | Ли, неужели, разве |
зачем, почему, сколько? | |
3. Упр. 150. Проводится лексическая работа с записью слова тарантас из словаря (с. 182), а также слов дрога и паром.
Дрога — продольный брус в повозках, соединяющий переднюю осьс задней.
Паром — плот для переправы людей, транспорта, грузов через реку,озеро или пролив.
На материалах упр. 150 повторяется материал § 28: учащие-ся находят грамматические основы предложений. Работа также организуется по вариантам: 1-й вариант находит предложения с одним главным членом, 2-й вариант — с двумя.
V. Подведение итогов урокав форме мини-конкурса.
Класс делится на три варианта, каждый из которых представ-ляет «портрет» одного из видов предложений по цели высказыва-ния. Побеждает команда, которая в отведённое время дала пол-ную информацию о предложении и привела больше примеров.
VI. Домашнее задание.Найти в учебнике литературы и за-писать 2 разных по цели высказывания предложения из произ-ведений русской литературы.
Урок 36. Восклицательные предложения (§ 30)
Цели урока: познакомить учащихся с видами предложений по ин-тонации и употреблением восклицательного знака; научить распозна-вать предложения по интонации; научить соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; совершенствовать умение учащихся передавать с помощью интонации различные чувства.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Стремлениек речевому совершенствованию. Развитие эстетического сознания. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познаватель-ные УУД. Смысловое чтение. Моделирование. Анализ объектов с уста-новлением существенных признаков. Коммуникативные УУД. Моно-логическое высказывание. Умение вести диалог.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.
Дорогой. Сколько слов здесь написано? (Дорогой (сущ.) — до-рогой (прилаг., м. и ж. р.). Докажите свою точку зрения. В ка-кой форме речи без помощи синтаксиса не обойтись? Достаточ-но ли ввести каждое из слов в словосочетание, т. е. обойтись без предложения? Например: узкой дорогой — дорогой плащ — до-рогой книги / книге / книгой.
Работа заканчивается составлением предложений, разных по цели высказывания.
II. Проверка домашнего задания (в двух формах).
Форма 1. Работа проверяется устно, в виде соревнования между группами: учащиеся читают подготовленные дома предложения и определяют цель высказывания. У команды чтецов оценива-ется соблюдение интонации, у команды слушателей — правиль-ность определения цели высказывания. Затем роли меняются. Параллельно проходит конкурс знатоков литературы, в кото-ром участники определяют авторов прочитанных предложений.
Форма 2. Пишется графический диктант (условные обозна-чения: пв — повествовательное, в — вопросительное, пб — по-будительное).