Уроки 33, 34. Сжатое изложение (упр. 144). Р
Цели урока: повторить приёмы сжатия текста; развить способностиучащихся воспроизводить прочитанный художественный текст в сжа-том виде в письменной форме, сохранять при свёртывании высказы-вания логичность, связность и соответствие теме, соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
Личностные УУД. Развитие морального сознания. Стремлениек речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планиро-вание действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Коммуника-тивные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Х о д у р о к а
I. Анализ темы урока и постановка его целей.
Учащимся предлагается вспомнить определение слова из-ложение, осмыслить понятие сжатое (через подбор синони-мичных выражений к глаголам, от которых они образованы) и сформулировать цель работы.
Изложить — сообщить, передать что-либо в связной форме,устно или письменно.
Изложение — письменный пересказ чего-либо своими сло-вами.
Сжать — уменьшить, сократить по объёму, продолжитель-ности.
Сжатое — краткое, короткое, сокращённое, конспективное,лаконичное, компактное и др.
II. Подготовка к сжатому изложению.
1. Чтение и анализ памятки «Как готовиться к сжатому изложению» (с. 170). При работе с памяткой учителю необхо-димо сделать несколько дополнений к алгоритму подготовки
к сжатому изложению (определить тему текста, составить план исходного текста, продумать начало и конец), а также остано-виться на способах сжатия текста (пункты 3, 4 памятки), рас-ширив работу с ними на конкретных примерах.
2. Способы сжатия определяются путём анализа примеров.
Способы | Примеры для работы | |||||
Примеры сжатия | учащихся (можно дать | |||||
сжатия | ||||||
одним текстом) | ||||||
Исключение | На краю деревни, позади | Тысячи разных | цве- | |||
(удаление, | | тов | наполняли | воз- | ||
устранение | | дух оранжереи своими | ||||
избыточного, | ма, | ароматами: пёстрые | ||||
лишнего, по- | | с терпким | запахом | |||
вторяющего- | толпился народ. (Н. Ни- | гвоздики, яркие япон- | ||||
ся, не самого | кандров) | ские хризантемы, се- | ||||
значимого, | Сквозь | ребристые | колоколь- | |||
служащего | ду проглядывало | чики хрупких ланды- | ||||
для «укра- | песчаное дно, | шей, лиловые и крас- | ||||
шения») | | ные шапки гортензий, | ||||
| скромные и | аромат- | ||||
в глубину, (тем) чернее | ные | фиалки. (А. Ку- | ||||
| прин) | |||||
ная вода. (В. Солоухин) | ||||||
Свеча плыла, и огонь ме- | Наконец, здесь | были | ||||
тался в разные стороны, | великолепные сорта | |||||
освещая | роз | всевозможных | ||||
Обобщение | | оттенков: | пурпур- | |||
| ного, | ярко-красного, | ||||
(соединение, | ||||||
| пунцового, | розового, | ||||
слияние) | ||||||
меты вокруг. (Л. Тол- | тёмно-жёлтого, неж- | |||||
стой) | но-жёлтого, | палевого | ||||
и ослепительно-бело- | ||||||
го. (А. Куприн) | ||||||
Л е к с и ч е с к а я р а б о т а:
Пурпурный — тёмно- или ярко-красный. Пунцовый — ярко-красный, багровый.
Палевый — бледно-жёлтый, цвета соломы, с розоватым оттенком.
III. Работа над текстом для изложения(упр. 144).
1. Работа над текстом согласно памятке и дополнениям, вне-сённым в неё.
2. Составление плана.
1) Люди кланяются пню.
2) Старый пень возгордился.
3) Деревья молчат.
4) Пень сердится.
5) Синичка говорит пню правду.
3. Определение основной мысли текста. Подбор заголовка. Учитель обращает внимание учащихся на «подсказку», кото-
рая есть в задании к упражнению (Гордость — это хорошо или плохо?), предлагает учащимся найти те предложения, в кото-рых встречаются слова с корнем -горд- (возгордиться, гордый),
подумать над тем, что такое гордость, как она себя проявляет, определить, как можно назвать поведение старого пня, срав-нить значения слов гордость и высокомерие, уточнить значе-ние глагола возгордиться.
Гордость — 1) чувство собственного достоинства, самоуважения;2) чувство удовлетворения от осознания достигнутых успехов, чувство превосходства в чём-либо.
Возгордиться — стать гордым; начать кичиться чем-либо. Кичиться — выставлять своё превосходство перед другими, дер-
жаться высокомерно.
Высокомерие — уверенность в своём превосходстве, надменное, пре-небрежительное отношение к окружающим.
— Можно ли сказать, что истинная гордость молчалива, что чувство собственного достоинства состоит в умении, с одной сто-роны, держать себя достойно, с другой — не унижать других?
4. Выделение главных (ключевых) слов и словосочетаний, за-пись этих выражений, анализ приёмов сжатия, пересказ текста.
IV. Написание изложения.
Примерный вариант изложения.
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес люди
с корзинками и наклонялись возле него. Решил пень, что люди ему кла-няются, возгордился этим и велел деревьям тоже ему кланяться. Но де-ревья стояли молча в своей гордой красоте. Это рассердило пень, и он стал кричать на деревья. Тут прилетела синичка и объяснила пню, что он обыкновенный старый пень, а люди просто искали вокруг него грибы.
Урок 35. Виды предложений по цели высказывания (§ 29)
Цели урока: расширить представление учащихся о предложении,о его интонационных и смысловых особенностях, зависящих от цели высказывания; научить распознавать и создавать разные по цели вы-сказывания предложения, пунктуационно оформлять их и использо-вать в речи; совершенствовать способности учащихся интонационно правильно произносить предложения в зависимости от цели высказы-вания.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Стремлениек речевому совершенствованию. Побуждение к деятельности. Регуля-тивные УУД. Целеполагание. Промежуточный контроль. Познава-тельные УУД. Смысловое чтение. Переработка учебного материалав форму таблицы. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Моноло-гическое высказывание. Диалог. Групповая работа.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.«Абракадабра»: нитяцанио,зуапа. (Интонация, пауза.)