II. Повторение изученного о глаголе в 5 классе.
1. По каким признакам вы можете обнаружить в запи-санном отрывке глаголы? Проверьте свои знания о глаголе
с помощью материалов учебника на с. 100. Работу закон-чите взаимопроверкой в парах.
2. Выполнение упр. 507 дополняется выделением грам-матических основ, составлением схемы предложения, ком-ментарием постановки знаков препинания.
— Можно ли с помощью анализа этого предложения сделать вывод о роли глаголов в речи? (В предложении шесть грамматических основ, в пяти сказуемые выражены глаголами.)
— Глаголы какого времени использует автор в этой пей-зажной зарисовке?
3. Подбор орфограмм, связанных с правописанием глагола,
с использованием первого форзаца (орфограммы 21—23, 25).
— Какая орфограмма представлена в предложениях
лингвистической разминки и упр. 507?
4. Работа с таблицей из упр. 510, письменное выполне-ние упр. 511, 513.
5. Работа с материалами упр. 508 может быть организо-вана учителем в развёрнутом варианте — с записью пред-ложений по вариантам.
6. Работа с упр. 509 сопровождается записью слов с про-пущенными орфограммами, заканчивается выразительным чтением стихотворения.
III. Подведение итогов урока.Учащиеся составляютсамоотчёт.
IV. Домашнее задание.Упр. 512.
Урок 168. Повторение изученного в 5 классе (окончание) (§ 88)
Цели урока: закрепить правила правописания гласных в корнях с чередованием, слитного и раздельного написания не с глаголами; совершенствовать умение определять способы обра-зования глаголов.
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельнос-ти. Развитие эстетического вкуса. Регулятивные УУД. Целепо-лагание. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Установление закономерностей. Анализ и синтез явлений.
Коммуникативные УУД. Участие в диалоге.
Учителю надо учесть, что на данном и последующих уро-ках предусматривается проведение словообразовательного разбора глаголов, и если определить способ образования глаголов от существительных и прилагательных чаще все-го нетрудно, то при образовании глагола от другого глагола не всё так просто. Определяя способ образования глаголов, необходимо учитывать их вид и возвратность. При опре-делении способа образования приставочного невозвратного глагола может помочь следующий алгоритм:
1) Пробуем отчленить от глагола приставку. Если при этом все остальные морфемы сохраняют свой вид, то, как правило,
способ образования — приставочный: привстану | вста- | |||
ну; поумнеть | умнеть. (Так образуются глаголы совершен- | |||
ного вида.)
2) Если отчленить приставку нельзя, то вариантов два: суф-фиксальный способ образования или приставочно-суффик-сальный. В этом случае переходим к следующему действию.
3) Определяем вид глагола. К глаголу несовершенного вида стараемся подобрать его видовую пару (глагол совершенного вида) либо ближайший родственный глагол. Подобрав, смо-трим, какие морфемы участвуют в образовании нашего гла-
гола: проигрывать притормаживать плясать.
проиграть; названивать | звонить; | ||
притормозить; приплясывать | |||
Если приходится иметь дело с возвратными приставоч-ными глаголами, то вариантов два: 1) суффиксальный способ (возвратный суффикс или суффиксы несовершен-
ного вида): | подмазаться | подмазать; набраться | |||||||
набрать; расстраиваться | расстроиться; 2) приста- | ||||||||
вочно-суффиксальный: вглядеться | глядеть; засмо- | ||||||||
треться | смотреть; срастись | расти. | |||||||
Возвратные глаголы приставочным способом образуют-ся редко, в тех случаях, когда они не употребляются без
возвратного суффикса (распетушиться | петушиться; | |||
вскарабкаться | карабкаться). | |||
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.Образуйте от данных гла-голов две формы — 2-го л. ед. ч. и инфинитив. Проведите взаимопроверку.
Лягу, жгу, кладу, одеваю, пеку, выращиваю, берегу, гребу, припасу, забочусь, смеюсь, отвлеку, оберегаю.
— Какие явления наблюдаются в основах слов? Разде-лите глаголы по видам. Определите способ образования
приставочных глаголов. | оберечь. | ||||
Выращивать | вырастить; оберегать | ||||
II. Проверка домашнего задания.
— Какая орфограмма, помимо гласных в окончаниях глаголов, присутствует в словах с пропусками букв в домашней работе? Восстановите в памяти все корни, в которых есть чередование е — и, приведите примеры к
каждой паре, обратите внимание на вид глаголов в парах
н.в. с.в.
(отбираю — отберу).
III. Работа по теме урока.
1. При формулировке задания к упр. 514 учитель де-лает важное дополнение: при переводе текста в прошед-
шее время необходимо использовать глаголы совершенного вида (т. е. видовые пары к имеющимся в тексте). В этом случае в корнях отразятся чередования.
— Можно ли как-то изменить инфинитивы? Почему?
2. Работа с материалами для наблюдения на с. 103: уча-щиеся запоминают правильное формообразование глаголов
в рамках и отвечают на вопрос: почему в задании предло-жено запомнить правильное произношение? (Такие ошиб-ки допускаются в разговорной речи.)
3. Упр. 521 сопровождается выразительным чтением стихотворения. Глаголы с не выписываются, графически обозначается орфограмма, сравниваются со словами в рам-ке. Глаголы из рамки выписываются в словарики, опреде-ляется их лексическое значение с помощью словарей.
— Можно ли считать данные слова исключениями из правила о правописании не с глаголами? Для ответа на вопрос используйте знакомые по материалам 6 класса ор-фограммы 32, 36 (см. последний форзац), скорректируйте формулировку орфограммы 21 (первый форзац).
4. Работа с текстом упр. 516: выразительное чтение по ролям, анализ пропущенных орфограмм (у доски работает группа учащихся, которая распределяет ответственность по видам морфем).
IV. Словообразовательный тренинг.
Работу над упр. 515, 518, 519 учитель организует с учётом тех рекомендаций, которые были даны в начале урока. Все трудные случаи учащиеся осмысливают под руководством учителя.
Особенное внимание надо уделить упр. 515, предупредив учащихся, что данные в скобках морфемы не обязательно одновременно участвуют в словообразовании того глагола,
в состав которого они входят. Например, в 1-й части гла-гол запомниться образуется суффиксальным способом, а побелить — приставочным; во 2-й части только первыйглагол образуется приставочно-суффиксальным способом, остальные — суффиксальным.
V. Подведение итогов урока.Сделайте по итогам урокавывод о том, от каких частей речи чаще всего образуются глаголы.
VI. Домашнее задание.Упр. 520. Записать в словари изапомнить глагол поскользнуться.
Р Урок 169.