I. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
II. Работа по теме урока.
1. Анализ эпиграфа к разделу «Морфология». Составле-ние и запись предложения с высказыванием Л. Толстого по схеме: А: «П».
2. Поиск имён существительных в записанном предло-жении сопровождается доказательством правильности вы-бора и характеристиками слов с опорой на теоретический материал учебника на с. 131.
3. Развивая представление учащихся о значении имени существительного, учитель сообщает о том, что понятие «предмет» в грамматике включает в себя не только назва-ния вещей, лиц, животных и их совокупностей, но и на-звания качеств, свойств, признаков, действий и состояний.
Данное сообщение учащиеся оформляют в виде таблицы, подбирая примеры с помощью учителя.
Вещи, лица, жи- | Парта, доска, пе- | Предмет |
вотные, их сово- | нал, окно; учитель, | |
купность | директор, писатель; | |
птица, рысь, заяц; | ||
мебель, ребята, на- | ||
род, флора, фауна | ||
Качества, свойст- | Сердечность, глу- | Признак как |
ва, признаки | пость, доброта, | предмет |
решительность, | ||
глубина, серость, | ||
гладь | ||
Действия, состоя- | Бег, передача, вос- | Действие как |
ния | питание, стрем- | предмет |
ление, сочинение, | ||
дремота, стирка | ||
— От слов каких частей речи образуются существитель-ные, составляющие вторую и третью группу? Определите способы их образования. У доски два ученика выполняют словообразовательный разбор выделенных слов.
4. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е диалога (упр. 242), вы-полнение заданий. При работе над последним заданием используется составленная таблица.
5. Упр. 243. При подготовке ответа на вопрос исполь-зуется знакомый учащимся материал (см. Уроки 21, 32).
6. Повторение правописания падежных окончаний имён существительных с опорой на таблицу упр. 245. При под-готовке ответа учащиеся дополняют материал сведениями
о том, как определить склонение существительного.
III. Тренировочные упражнения.
1. Выполнение упр. 246 начинается с орфоэпической ра-боты: учащиеся называют группу, к которой относятся все слова в рамке на с. 133 учебника, объясняют, в чём состоит орфоэпическая трудность, произносят слова в разных формах.
Д о п о л н и т е л ь н ы е з а д а н и я: 1) найти слова, обра-зованные от глаголов; 2) определить их значение и спосо-бы образования.
2. Упр. 247. Учитель напоминает учащимся о необхо-
димости графического обозначения орфограмм. Задание к упражнению необходимо скорректировать, поскольку в его формулировке имеется ошибка: существительные не-обходимо выписать со словами, от которых они зависят (образец оформлен правильно).
IV. Подведение итогов урока.Учащиеся самостоятельноформулируют вопросы, оценивают правильность ответов товарищей, корректируют их.
V. Домашнее задание.Упр. 248.
Урок 72. Повторение изученного в 5 классе (окончание) (§ 44)
Ц е л и у р о к а: закрепить правила правописания ь после ши-пящих на конце существительных, букв о — ё после шипящих и ц в окончаниях существительных; продолжить формирование навыка определения способа образования существительных и установления их синтаксической роли.
Личностные УУД. Саморазвитие. Учебно-познавательныйинтерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Построение рассуждений. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение ве-сти диалог.
Х о д у р о к а