Уроки 39—40. Контрольный диктант и его анализ
Ц е л и у р о к о в: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль.
Личностные УУД. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за способами решения. Познавательные УУД.Анализ объектов.
Д и к т а н т «Щит Москвы» проводится по тексту упр. 140. Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я: 1) найти в тексте заим-ствованные и исконные слова; 2) выписать устаревшее слово, подобрать к нему синоним; 3) выбрать слово из текста и со-ставить к нему словарную статью; 4) записать 3—4 книж-ных фразеологизма; 5) подобрать синонимы и антонимы — фразеологизмы к одному из выражений (по выбору или по вариантам): очень много; очень старательно; обманывать.
Словообразование. Орфография.
Культура речи (26 ч + 4 ч Р )
Результаты обучения. Личностные:осознание возможностейрусского языка для самовыражения и развития творческих спо-собностей; гордость за язык; стремление к речевому совершенст-вованию; способность к самооценке; метапредметные: адек-ватное понимание фактуальной информации, представленной в теоретических материалах; владение разными видами чтения
и приёмами отбора материалов; извлечение информации, пред-ставленной в форме схем и таблиц; поиск заданной информации; информационная переработка материалов, преобразование тек-стовой информации в форму таблицы, визуальной — в тексто-вую; использование словообразовательного и этимологического словарей; соблюдение в практике письменного общения изучен-ных орфографических правил; предметные: знание предмета изучения словообразования, способов образования слов, содержа-ния понятий словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, этимология, интерьер,способов сокращения слов, структуры словарной статьи слово-образовательного и этимологического словарей, правила написа-ния букв а и о в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, букв ы и и после приставок, гласных в приставках пре-и при-, соединительных гласных о и е в сложных словах;уме-ния определять способ образования слова, использовать слово-образовательный словарь для самоконтроля, пользоваться эти-мологическим словарём, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия выбора правиль-ного написания, правильно произносить сложносокращённые слова, определять род сложносокращённых слов, согласовывать со сложносокращёнными словами глаголы в прошедшем вре-мени, составлять сложный план, перерабатывать простой план в сложный, писать сочинение-описание.
Предварительные замечания. Раздел «Словообразова-ние» является одним из наиболее сложных для учащихся. Во-первых, трудным для восприятия учащихся является то, что на современном этапе развития языка у слова может быть иной состав, чем прежде, что слова, имеющие одинако-вый корень, входят в разные словообразовательные гнёзда. К их числу относятся слова известный и весть, искусство
и искусственный. Достаточно понятно для учащихся вы-деление корня -благ- в словах благородный, благодарить,
благословить. Но в этих словах не два, а один корень,поскольку в таком виде они были заимствованы из старо-славянского языка (см. Урок 31).
Во-вторых, следует учесть, что в русском языке есть слова, которые имеют не одно, а два производящих сло-ва. Такие слова называются словами с двойной мотива-цией. К их числу относятся, например, лесник (от лес и от
лесной) и безынтересный (от интересный и от интерес).При этом необходимо иметь в виду, что не каждое сло-во, схожее по составу, будет иметь такие же словообразо-вательные варианты. Напротив, абсолютное большинство прилагательных, имеющих приставку без-/бес- (безоблач-ный, бессовестный, безысходный и др.), мотивировано со-ответствующими существительными и образуется приста-вочно-суффиксальным способом.
Одним из способов образования, который представлен в учебнике, является бессуффиксный способ. Учителю стоит учесть, что в школьной практике так именуется нулевая суффиксация, т. е. разновидность суффиксального способа словообразования, когда словообразовательным элементом выступает нулевой суффикс. Поскольку учащиеся актив-но используют при изучении морфемики понятие «нулевое окончание», учитель может ввести и понятие «нулевой суф-фикс» (с учётом возможностей класса). В этом случае ему стоит сообщить, что таким способом образуются в основном имена существительные — от глаголов (тогда они сохраня-ют в своём значении действие) или от прилагательных (со-храняют указание на признак). Продемонстрировать данное явление можно путём сопоставления явных и нулевых суф-фиксов с синонимичным значением (см. Урок 46).
Поскольку при определении способа образования слов важную роль играет частеречная характеристика, то в дальнейшем, при изучении раздела «Морфология», следу-ет предусмотреть анализ способов образования частей речи для закрепления изученного в данном разделе и расшире-ния представлений учащихся о словообразовании.
Урок 41. Морфемика и словообразование (§ 31)
Ц е л и у р о к а : актуализировать знания в области морфемики; познакомить с понятиями словообразование, производное слово,
непроизводное слово; развить умения выделять части слова, опре-делять значения суффиксов и приставок, группировать однокорен-ные слова, определять грамматическое значение окончаний, раз-граничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Развитиенестандартного мышления. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов. Познавательные УУД. Индуктивное умоза-ключение. Обобщение и систематизация. Построение устного вы-сказывания на лингвистическую тему. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Х о д у р о к а