Урок 14. Обобщение материала по теме «Повторение». Контрольная работа
Ц е л и у р о к а: проверить усвоение изученного материала; развивать способность к самоконтролю.
Личностные УУД. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за способами решения. Познавательные УУД.Анализ объектов. Коммуникативные УУД. Умение задавать во-просы учителю.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.Учитель предлагает опре-делить, какое слово объясняет восьмилетняя Аня1 (текст проецируется на доску):
Самое главное в этом деле — от еды не отказываться. Когда уже больше не влезает, то нужно сказать: «Большое спасибо! Положите мне, пожалуйста, чуть-чуть. Или ещё меньше». Вот это самое главное.
О т в е т: этикет.
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания (тире в первом предложении комментирует учитель), вспоминают и записывают определение понятия речевой этикет по дан-ному началу:
Речевой этикет — правила… (речевого поведения, ко-торые приняты в обществе для установления контакта с собеседником).
Учащиеся объясняют постановку тире (в сильном клас-се — сопоставляют эту грамматическую основу с основой
самое главное — не отказываться).
II. Обобщение материала по теме «Повторение»прово-дится на основе вопросов и заданий, подготовленных уча-щимися. Эту часть урока можно провести в форме сорев-нования между группами. В этом случае группам лучше предложить тематическую «зону ответственности».
III. Контрольная работа.
I. О с л о ж н ё н н о е с п и с ы в а н и е: вставить пропущен-ные знаки препинания и буквы, графически объяснить их постановку; сделать указанные разборы.
Ветер заботливый2 хозяин. За лето везде п—быва—т и у него даже в самых густых м—стах (не)остаёт—ся ни одного незнакомого лис ( ?)тика. А вот осень1 пришла и заботливый хозяин уб— рает3 свой ур—жай.4
Лист ( ?) я падают шепч—т ( ?)ся, прощают (?)ся навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от р— димого царства, то и прощ—йся, погиб.
(По М. П р и ш в и н у)
II. Т е с т о в ы е з а д а н и я.
1. Выберите один вариант ответа.
Одна и та же буква пропущена во всех словах строки: а) под—ём, в—ётся, с—едобный б) выр—сли, отл—жить, нег—довать в) раскле—м, расстел—м, бор—мся
2. Выберите несколько вариантов ответа.
Ошибка в постановке ударения допущена в словах: а) дОговор б) звонИт в) свеклА г) партЕр д) щАвель
1 См.: Не совсем толковый словарь телеигры «Устами младенца». — М., 1997.
3. Выберите один вариант ответа.
Ь после шипящего пишется на конце всех слов в строке: а) поздравиш—, могуч—, отвлеч— б) стрич—, брош—, откроеш— в) помощ—, много туч—, запеч—
4. В трёх предложениях правого столбца не хватает знаков препинания. Поставьте их и установите соответст-вие между видом знака препинания, указанным в левом столбце, и знаком, который пропущен в предложении. К каждой позиции из левого столбца подберите соответст-вующую позицию из правого.
1) | знак конца предложения | А. После обеда опять явилось |
солнце и до вечера было пре- | ||
красно. | ||
2) | разделительный знак | Б. Тетерева до полудня были |
все на деревьях и бормотали. | ||
3) | выделительный знак | В. Звёздная и на редкость |
тёплая ночь | ||
4) | все знаки препинания в | Г. Скажи голубушка откуда |
предложении поставлены | ты? | |
III*. Для учеников, быстро справившихся с заданием: письмо по памяти (упр. 58) по вариантам.
Проверочная карта.
I. Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого ли-стика. А вот осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай.
Листья падают, шепчутся, прощаются навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.
II. 1: б; 2: а, в, д; 3: б; 4: 1) — В; 2) — А; 3) — Г; 4) — Б.
А. После обеда опять явилось солнце, и до вечера было прекрасно. Б. Тетерева до полудня были все на деревьях и бормотали.
В. Звёздная и на редкость тёплая ночь. Г. Скажи, голубушка, откуда ты?
IV. Домашнее задание.Повторить сведения о тексте(определение понятий текст, тема текста, основная мысль, тип речи, стиль речи).
Текст (4 ч + 2 ч Р )
Результаты обучения. Личностные:уважительное отноше-ние к русскому языку; осознание красоты и выразительности речи, роли слова в выражении мысли; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: адекватное понимание фактуальной информации, представленной в теоретических ма-териалах; владение разными видами чтения; использование раз-ных механизмов чтения; передача информации через ключевые
слова; соблюдение норм построения текста в устной и письмен-ной форме; самостоятельный поиск информации с использова-нием разнообразных источников, в том числе Интернета; пред-метные:знаниестилей речи, признаков текста, средств связипредложений; осознание роли начальных и конечных предложе-ний текста; умения определять тему, основную мысль текста, озаглавливать его, характеризовать тексты по форме, виду и типу речи, выделять ключевые слова, соблюдать нормы постро-ения текста, создавать повествовательный текст, исправлять не-дочёты в выборе средств связи между предложениями в тексте, составлять заявление и объяснительную записку по образцу.
Урок 15. Текст.
Тема и основная мысль текста (§ 13, 14)
Ц е л и у р о к а: расширить знания учащихся о тексте, его ос-новной мысли и теме; дать представление о формах текстов и видах речи, о языковых средствах связи предложений в текстах; научить соотносить содержание текста с его заглавием, находить средства связи предложений в тексте.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД.Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Индуктив-ное умозаключение. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Групповая работа. Выступление передаудиторией сверстников.
Х о д у р о к а