Практическое занятие №4. Понятие психолого-педагогического сопровождения

Цель семинара:

изучить и систематизировать представление о понятии психолого-педагогического сопровождения.

План занятия:

4. Психолого-педагогическое сопровождение в структуре образования

5. .Определение психолого-педагогического сопровождения.

6. Концепция психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса в системе ФГОС.

Список практических заданий

14. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

15. Подготовить доклад на тему «Разные подходы к пониманию понятия «психолого-педагогическое сопровождение»».

16. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Дайте определение понятию «Образование».

2. Что такое психолого-педагогическое сопровождение? Какова его цель и задачи?

3. Как вы объясняете для себя необходимость внедрения в образование нового механизма – психолого-педагогического сопровождения?

4. Дайте характеристику подходов к понятию «психолого-педагогическое сопровождение».

5. Назовите задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования.

6. Охарактеризуйте основные функции психолого-педагогического сопровождения.

7. Назовите принципы модели психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС.

Список дополнительной литературы:

1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М., 1998.

3. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.

4. Кодермятов Р.Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Р.Э. Кодермятов, Н.А. Тумакова, А.Э. Сенцов Е.В. Павловская // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1738-1740.

5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. – М., 2000.

6. Подборка материалов по проблемам школьной психологической службы.//Школьный психолог, - 1999, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005.

7. Практическая психология образования/ Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2000.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 31 с. - (Стандарты второго поколения)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 48 с. - (Стандарты второго поколения)

10. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба/ О.В. Хухлаева. – М., 2008

11. Ясюкова, JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2003.

Практическое занятие №5. Цели, задачи и основные виды деятельности психологической службы образования

Цель семинара:

изучить и систематизировать представление о целях, задачах и основных видах деятельности психологической службы образования.

План занятия:

1. Цели и задачи психологической службы образования.

2. Характеристика основных видов деятельности психолога в образовательном учреждении.

2.1. Психологическая диагностика как вид деятельности практического психолога образования.

2.2. Психологическая коррекция в работе практического психолога образования.

2.3. Психологическое консультирование как вид деятельности практического психолога образования.

2.4. Психопрофилактическая деятельность практического психолога образования.

2.5. Психологическое просвещение как вид деятельности практического психолога образования.

2.6. Психологическая экспертиза.

2.7. Организационно-методическая и методическая работа.

3. Основные аспекты деятельности психологической службы.

Список практических заданий

17. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

18. Подготовить реферат по одному из видов деятельности практического психолога образования.

19. Подготовить стимульный материал для психодиагностической работы, провести одну из выбранных методик (предоставляется выбор методики и возраста учащихся).

20. Разработать выступление школьного психолога на родительском собрании, на педагогическом совете, на методическом объединение учителей и т.д. (предоставляется выбор направления).

21. Разработать развивающую программу для учащихся различных возрастов (предоставляется выбор тематики и возраста учащихся).

22. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Чем регламентируется деятельность психологической службы образования?

2. Каковы цели и задачи практической психологии образования?

3. Назовите основные направления деятельности службы практической психологии. Дайте им характеристику.

4. Чем различаются психологическая диагностика и мониторинг?

5. Что такое «психологический диагноз»?

6. Объясните понятие «отклонение в развитии»?

7. Охарактеризуйте этапы коррекционной работы с детьми.

8. В чем отличие коррекционной от развивающей работы педагога-психолога?

9. С какими проблемами чаще всего обращаются к психологу за консультацией учителя, воспитатели, родители?

10. Назовите 3 уровня в психопрофилактической работе практического психолога образования

11. Какие формы психологического просвещения вы знаете?

Список дополнительной литературы:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. - М., 1998.

2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования/ Р.В. Овчарова. – М., 2000.

3. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

4. Пахальян, В.Э. Психологическое консультирование: Учеб. пособие. /В.Э. Пахальян. –СПб: Лидер, 2006. – 256 с.

5. Подборка материалов по проблемам школьной психологической службы.//Школьный психолог, -, 2000-2016 и т.д.

6. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2000.

7. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М., 2003.

8. Семаго, М.М, и др. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения (методическое пособие). (Библиотека психолога образования) / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, О.Г. Хачиян. Айрис-пресс, 2004. - 128 с.

9. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба/ О.В. Хухлаева. – М., 2008

10. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами/ О. В. Хухлаева. – М.:Генезис,2008.-192с.

11. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями/О.В. Хухлаева. –М.:Генезис,2008.-192с.

12. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися/ О. В.Хухлаева.– М.:Генезис,2007.-208с.

13. Ясюкова, JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2003.

Практическое занятие №6. Планирование профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Цель семинара:

изучить и систематизировать представление о планировании профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

План занятия:

1. Планирование деятельности педагога-психолога с целью организации психологического сопровождения в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

2. Подходы к планированию психолого-педагогического сопровождения в школе.

3. Реализация мероприятий по психологическому сопровождению в условиях внедрения ФГОС.

4. Требования к документальному обеспечению.

5. Хронометраж рабочего времени практического психолога образовательного учреждения.

Список практических заданий

23. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

24. Составить циклограмму рабочего времени педагога-психолога из расчета 36 часов недельной нагрузки.

25. Разработать алгоритм планирования психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

26. Разработать план работы школьного психолога (групповая форма работы).

27. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Какими документами руководствуются при планировании и составлении циклограммы деятельности педагога-психолога?

2. Назовите алгоритм работы школьного психолога.

3. Какие мероприятия необходимо реализовывать по психологическому сопровождению в условиях внедрения ФГОС?

4. Что относится отчетной и рабочей документации педагога-психолога образовательного учреждения?

5. Какова нагрузка педагога –психолога ОУ?

6. Из чего состоит планирование деятельности педагога-психолога образовательного учреждения?

Список дополнительной литературы:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. - М., 1998.

2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования/ Р.В. Овчарова. – М., 2000.

3. Подборка материалов по проблемам школьной психологической службы.//Школьный психолог - 2000-2016 и т.д.

4. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 2000.

5. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба/ О.В. Хухлаева. – М., 2008

Наши рекомендации