Практическое занятие №3. Профессиональная деятельность психолого-педагогического направления

Практикум

Практическое занятие №1. Актуальные проблемы российского психолого-педагогического образования. Приоритетные направления государственной политики в области образования

Цель семинара:

изучить и систематизировать представление о современном психолого-педагогическом образовании.

План занятия:

1. Сущность психолого-педагогического образования.

2. Основные направления модернизации образования.

3. Основные тенденции современного образования.

4. Приоритетные направления государственной политики в сфере образования и меры по их реализации.

Список практических заданий

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

2. Ознакомиться с основополагающим документом, устанавливающим стратегию и основные направления развития образования, - Национальной доктриной образования в Российской Федерации.

3. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Дайте определение понятиям «образование», «педагогическое образование», «психология образования».

2. Какие реформы коснулись педагогической системы российского образования?

3. Назовите направления модернизации образования, которые относятся к общеобразовательной школе.

4. Назовите общемировые проблемы образования.

5. Какие принципы непрерывного образования вы знаете?

6. Назовите основные элементы Болонской Декларации.

7. Какова основная цель Болонского процесса?

8. Назовите основные тенденции современного образования по А.А. Вербицкому.

9. Какие приоритетные направления государственной политики в сфере образования вы знаете?

10. Назовите механизмы реализации приоритетных направлений развития системы образования.

Список дополнительной литературы:

1. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика : [учебник для студ. вузов, обуч. по непед. спец.] / Г.В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2011. - 477 с. - (Основы наук).

2. Вербицкий, А.А. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования : [монография] / А.А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - М. : Логос, 2011.

3. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования / Ю.С. Давыдов // Педагогика. – 2005. - №7.

4. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и российские реалии./ Ю.С. Давыдов – М., 2004;

5. Жураковский, В., Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения / В. Жураковский, И. Федоров // Высшее образование в России. – 2006. - № 1. – С. 3-14.

6. Зернов, В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России / В. Зернов // Высшее образование в России. – 2008. - № 1. – С. 17-22.

7. Карпенко, М. Новая парадигма образования ХХI века / М. Карпенко // Высшее образование в России. – 2007. - № 4. – С. 93-97.

8. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России : сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. А. В. Белошистая]. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 124 с.

9. Рубин, Ю., Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования / Ю. Рубин, А. Емильянов // Высшее образование в России. – 2005. – № 11.

10. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mov.gov.ru

Практическое занятие №2. Основные требования к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях ФГОС

Цель семинара:

изучить основные требования к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях ФГОС.

План занятия:

1. «Новая школа» и проблемы психолого – педагогического образования.

2. Педагог-психолог – ключевая фигура в системе образования в условиях перехода на ФГОС.

3. Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ООО.

Список практических заданий

4. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

5. Ознакомиться с основополагающими документами, определяющими цели и задачи образования, - Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и Федеральным государственным стандартом образования.

6. В чём суть стандартов второго поколения и чем они отличаются от предыдущих стандартов? Составить сравнительную характеристику

7. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Какими документами в настоящее время определяются цели и задачи образования?

2. Что вы можете сказать о содержании документов «Наша новая школа», «Федеральный государственный образовательный стандарт»?

3. Какова роль педагога-психолога в системе образования в условиях перехода на новые ФГОС?

4. Назовите психолого-педагогические условия реализации ООП ООО в соответствии с ФГОС ООО?

5. В чём отличие деятельности педагога-психолога до введения ФГОС и в условиях реализации новых стандартов?

6. Назовите ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО?

Список дополнительной литературы:

1. Асмолов, А.Г. Деятельностный подход к реализации ФГОС по направлению «Психолого-педагогическое образование» / А.Г. Асмолов //Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы». – М., 2010.г. – М., 2009.

2. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк; М-во образования и науки РФ [и др.]. - 2-е изд., доп. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос.проф.-пед. ун-та, 2005. - 261 с.

3. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т. Громкова. – М.: Юнити‐Дана, 2003.

4. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования / Ю.С. Давыдов //Педагогика. – 2005. - №7.

5. Жураковский В., Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения / В. Жураковский // Высшее образование в России. – 2006. - № 1. – С. 3-14.

6. Зернов, В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России / В. Зернов // Высшее образование в России. – 2008. - № 1. – С. 17-22.

7. Карпенко, М. Новая парадигма образования ХХI века / М. Карпенко // Высшее образование в России. – 2007. - № 4. – С. 93-97.

8. Кондаков, А.М. Современные требования к подготовке российского учителя в свете ФГОС общего и высшего образования / А.М. Кондаков // Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы». – М., 2010.

9. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / О.А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. -М. : Академия, 2008. - 160 с.

10. Марголис, А.А. Деятельностный подход к разработке и реализации ФГОС по направлению «Психолого-педагогическое образование» / А.А. Марголис // Всероссийское совещание «Проектирование основных образовательных программ Высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование на основе ФГОС нового поколения» - 23-24 ноября 2009 г. – М., 2009.

11. Рубцов, В.В. Федеральные государственные образовательные стандарты как социокультурный ресурс модернизации современного образования: Доклад / В.В. Рубцов // Всероссийское совещание «Проектирование основных образовательных программ Высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование на основе ФГОС нового поколения» -23-24 ноября 2009

12. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004.

13. Синкевич, И.А. Новые требования к подготовке российского учителя в условиях реализации ФГОС общего образования / И.А. Синкевич//Наука и образование. – Мурманск, 2010. - №11.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 31 с. - (Стандарты второго поколения)

15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 48 с. - (Стандарты второго поколения)

16. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mov.gov.ru

Список практических заданий

8. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

9. Составить сравнительную характеристику специальностей в профессии психолога.

10. Описать различные области практики, в которых профессия психолога является востребованной, указать, какие направления работы практического психолога являются в них приоритетными.

11. Выбрать концепцию школьной психологической службы, которая близка вам и подготовить доклад.

12. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

· Дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова.

· -Методика «Карта интересов».

· Опросник для определения профессиональной пригодности Л.Н. Кабардовой.

13. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. С чем связано выделение психологии в самостоятельную науку? Когда это произошло?

2. Кто основатель первой в мире экспериментально-психологической лаборатории?

3. Назовите основные функции, которыми характеризуется профессиональная деятельность психолога.

4. Каковы основные направления деятельности современного психолога?

5. Дайте краткую характеристику специальностей в профессии психолога.

6. Какие функции выполняет психолог-преподаватель и какими способностями он должен обладать?

7. Назовите систему принципов, которая положена в основу работы психолога в системе образования.

8. Назовите основные концепции психологической службы. Охарактеризуйте их.

Список дополнительной литературы:

1. Григорович, Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие /Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / И.А. Зимняя - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2008 ; 2007. – 382, [1] с.

3. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е.М. Иванова. – М.: ПЕРСЭ, 2006. – 382 с.

4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. – СПб.:Питер, 2010. – 308 с.

5. Качимская, А.Ю. Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления: Учебно-методическое пособие/ А.Ю. Качимская. –ВСГАО, 2013, – 175 с.

6. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / О.А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. -М. : Академия, 2008. - 160 с.

7. Лигинчук. Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие / Г.Г. Лигинчук. – М.: Мо-сковский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.

8. Сорочан, В.В. Психология профессиональной деятельности: конспект лекций В.В. Сорочан. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2005. – 70 с.

9. Столяренко. Л.Д. Психология и педагогика: учебное пособие по дисц. "Психология и педагогика" для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2011. - 671 с. : ил. - (Основы наук).

10. Хозяинов, Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения : монография / Г.И. Хозяинов. - М. : Физическая культура, 2006. - 224 с.

Список практических заданий

14. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

15. Подготовить доклад на тему «Разные подходы к пониманию понятия «психолого-педагогическое сопровождение»».

16. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Дайте определение понятию «Образование».

2. Что такое психолого-педагогическое сопровождение? Какова его цель и задачи?

3. Как вы объясняете для себя необходимость внедрения в образование нового механизма – психолого-педагогического сопровождения?

4. Дайте характеристику подходов к понятию «психолого-педагогическое сопровождение».

5. Назовите задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования.

6. Охарактеризуйте основные функции психолого-педагогического сопровождения.

7. Назовите принципы модели психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС.

Список дополнительной литературы:

1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М., 1998.

3. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.

4. Кодермятов Р.Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Р.Э. Кодермятов, Н.А. Тумакова, А.Э. Сенцов Е.В. Павловская // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1738-1740.

5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. – М., 2000.

6. Подборка материалов по проблемам школьной психологической службы.//Школьный психолог, - 1999, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005.

7. Практическая психология образования/ Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2000.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 31 с. - (Стандарты второго поколения)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 48 с. - (Стандарты второго поколения)

10. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба/ О.В. Хухлаева. – М., 2008

11. Ясюкова, JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2003.

Практическое занятие №5. Цели, задачи и основные виды деятельности психологической службы образования

Цель семинара:

изучить и систематизировать представление о целях, задачах и основных видах деятельности психологической службы образования.

План занятия:

1. Цели и задачи психологической службы образования.

2. Характеристика основных видов деятельности психолога в образовательном учреждении.

2.1. Психологическая диагностика как вид деятельности практического психолога образования.

2.2. Психологическая коррекция в работе практического психолога образования.

2.3. Психологическое консультирование как вид деятельности практического психолога образования.

2.4. Психопрофилактическая деятельность практического психолога образования.

2.5. Психологическое просвещение как вид деятельности практического психолога образования.

2.6. Психологическая экспертиза.

2.7. Организационно-методическая и методическая работа.

3. Основные аспекты деятельности психологической службы.

Список практических заданий

17. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

18. Подготовить реферат по одному из видов деятельности практического психолога образования.

19. Подготовить стимульный материал для психодиагностической работы, провести одну из выбранных методик (предоставляется выбор методики и возраста учащихся).

20. Разработать выступление школьного психолога на родительском собрании, на педагогическом совете, на методическом объединение учителей и т.д. (предоставляется выбор направления).

21. Разработать развивающую программу для учащихся различных возрастов (предоставляется выбор тематики и возраста учащихся).

22. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Чем регламентируется деятельность психологической службы образования?

2. Каковы цели и задачи практической психологии образования?

3. Назовите основные направления деятельности службы практической психологии. Дайте им характеристику.

4. Чем различаются психологическая диагностика и мониторинг?

5. Что такое «психологический диагноз»?

6. Объясните понятие «отклонение в развитии»?

7. Охарактеризуйте этапы коррекционной работы с детьми.

8. В чем отличие коррекционной от развивающей работы педагога-психолога?

9. С какими проблемами чаще всего обращаются к психологу за консультацией учителя, воспитатели, родители?

10. Назовите 3 уровня в психопрофилактической работе практического психолога образования

11. Какие формы психологического просвещения вы знаете?

Список дополнительной литературы:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. - М., 1998.

2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования/ Р.В. Овчарова. – М., 2000.

3. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

4. Пахальян, В.Э. Психологическое консультирование: Учеб. пособие. /В.Э. Пахальян. –СПб: Лидер, 2006. – 256 с.

5. Подборка материалов по проблемам школьной психологической службы.//Школьный психолог, -, 2000-2016 и т.д.

6. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2000.

7. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М., 2003.

8. Семаго, М.М, и др. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения (методическое пособие). (Библиотека психолога образования) / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, О.Г. Хачиян. Айрис-пресс, 2004. - 128 с.

9. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба/ О.В. Хухлаева. – М., 2008

10. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами/ О. В. Хухлаева. – М.:Генезис,2008.-192с.

11. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями/О.В. Хухлаева. –М.:Генезис,2008.-192с.

12. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися/ О. В.Хухлаева.– М.:Генезис,2007.-208с.

13. Ясюкова, JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2003.

Практическое занятие №6. Планирование профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Цель семинара:

изучить и систематизировать представление о планировании профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

План занятия:

1. Планирование деятельности педагога-психолога с целью организации психологического сопровождения в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

2. Подходы к планированию психолого-педагогического сопровождения в школе.

3. Реализация мероприятий по психологическому сопровождению в условиях внедрения ФГОС.

4. Требования к документальному обеспечению.

5. Хронометраж рабочего времени практического психолога образовательного учреждения.

Список практических заданий

23. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

24. Составить циклограмму рабочего времени педагога-психолога из расчета 36 часов недельной нагрузки.

25. Разработать алгоритм планирования психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

26. Разработать план работы школьного психолога (групповая форма работы).

27. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Какими документами руководствуются при планировании и составлении циклограммы деятельности педагога-психолога?

2. Назовите алгоритм работы школьного психолога.

3. Какие мероприятия необходимо реализовывать по психологическому сопровождению в условиях внедрения ФГОС?

4. Что относится отчетной и рабочей документации педагога-психолога образовательного учреждения?

5. Какова нагрузка педагога –психолога ОУ?

6. Из чего состоит планирование деятельности педагога-психолога образовательного учреждения?

Список дополнительной литературы:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. - М., 1998.

2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования/ Р.В. Овчарова. – М., 2000.

3. Подборка материалов по проблемам школьной психологической службы.//Школьный психолог - 2000-2016 и т.д.

4. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 2000.

5. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба/ О.В. Хухлаева. – М., 2008

Список практических заданий

28. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

29. Найти статьи по теме семинара, составить аннотации к трем статьям.

30. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Дайте определение понятию «профессиональная компетентность».

2. Назовите и охарактеризуйте ключевые образовательные компетенции.

3. С чего начинается формирование профессиональной компетентности?

4. Что вы понимаете под «профессиональной позицией педагога психолога»?

5. Дайте определение понятию «профессиональное саморазвитие».

6. Назовите уровни возможностей профессионального самоопределения по И.В. Вачкову.

Список дополнительной литературы:

1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19-27.

2. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. Кн. 1, 2 / Б.Ц. Бадмаев. – М., 2000.

3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В,В. Сериков// Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход/ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. И психол. спец. / И.А. Зимняя - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2008 ; 2007.– 382, [1] с.

6. Зимняя, И.А. Компетентностный подход… / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006. - № 6. – С. 20-26.

7. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т.Е. Исаева // Педагогика. – 2006. - № 9. – С. 55-60.

8. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. - М. : Академия, 2008. - 160 с.

9. Матушкин, Н.Н. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы / Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбова // Высшее образование сегодня. – 2009. - № 5. – С. 24-29.

10. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. /Р.С. Немов. - М. : Юрайт, 2011. -1007 с.

11. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной– М., 1997.

12. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования/ Е.И. Рогов. - М., 1998.

13. Соснин, Н. Компетентностный подход: проблемы освоения / Н. Соснин // Высшее образование в России. – 2007. - № 6.

14. Степанов, С.В. Образовательные стандарты нового поколения компетентностной направленности и проблемы их реализации в вузе и школе / С.В. Степанов // Образовательная политика. – 2009. - № 5.

15. Шишкин, Ф.Т. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании / Ф.Т. Шишкин // Наука и школа. – 2008. - № 4. – С. 5-8

Практическое занятие №8. Требования к личной и профессиональной компетентности в деятельности психолого – педагогического направления.

Цель семинара:

изучить и систематизировать представление о личной и профессиональной компетентности в деятельности психолого-педагогического направления.

План занятия:

9. Профессиональная компетентность педагога-психолога и её структура

10. Профессиональная компетентность и профессиональные компетенции.

a. Общепедагогические компетенции.

b. Общепрофессиональные (общепсихологические компетенции).

c. Специальные компетенции педагогов-психологов образования.

11. Профессиональное и личностное в деятельности педагога-психолога.

Список практических заданий

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

2. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога образования.

3. Составить личный профессиональный план.

4. Написать сочинение на тему «Анализ ситуации моего профессионального выбора».

5. Определите портрет психолога, который, на ваш взгляд, является оптимальным для работы в школе.

Портрет 1.

Психолог в школе – молодая девушка, умная, образованная и уверенная в себе. Держится независимо, строго, официально. Все знает и все умеет. На вопросы учителей отвечает обычно так: «Надо делать так и так, а вы все делаете неправильно…»

Портрет 2.

Школьный психолог – долговязый 30-летний парень. Всегда ходит в джинсах и длинном свитере. Общается мало, чаще молча сидит и смотрит. Глаза отрешенные, думает о чем-то своем. На вопросы учителей долго тянет: « Э…Знаете ли…Это сложная проблема …» И начинается продолжительный разговор, в ходе которого многое становится понятным.

Портрет 3.

Психологом в школе стала работать М.И. – бывшая учительница. Закончила психологические курсы. Пока еще твердо не знает, что надо делать психологу в школе. Испытывает неуверенность в своих силах. Но сама – человек добрый, отзывчивый и имеет богатый жизненный опыт.

Портрет 4.

Психолог – 35-летний мужчина. Пришел в школу 2 года назад после окончания вечернего отделения психологического факультета. Ранее работал инженером в НИИ.

Активный, общительный, с чувством юмора. С первых дней работы в школе ребята из средних и старших классов начали с ним дружить, организовали секцию восточных единоборств, ходят в турпоходы. Учителя удивляются: на переменах и после уроков в кабинете психолога толпятся ребята, о чем-то спорят, слушают музыку.

И вроде бы никого он к себе не приглашает специально, сам спорит увлеченно, не уступая, а ведь тянутся к нему…

6. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

7. Назовите компоненты структуры профессиональной компетентности педагога-психолога.

8. Что такое «компетенции»? Назовите общепедагогические компетенции.

9. Какие общепрофессиональные (общепсихологические) компетенции вы знаете?

10. Что включают в себя специальные компетенции педагогов-психологов образования?

11. Перечислите личностные качества педагога-психолога.

Список дополнительной литературы:

16. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19-27.

17. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. Кн. 1, 2 / Б.Ц. Бадмаев. – М., 2000.

18. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В,В. Сериков// Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

19. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход/ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005.

20. Зимняя, И.А. Компетентностный подход… / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006. - № 6. – С. 20-26.

21. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 11. – c. 14-20.

22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. И психол. спец. / И.А. Зимняя - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2008 ; 2007.– 382, [1] с.

23. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т.Е. Исаева // Педагогика. – 2006. - № 9. – С. 55-60.

24. Качимская, А.Ю. Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления: Учебно-методическое пособие/ А.Ю. Качимская. –ВСГАО, 2013, – 175 с.

25. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. - М. : Академия, 2008. - 160 с.

26. Матушкин, Н.Н. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы / Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбова // Высшее образование сегодня. – 2009. - № 5. – С. 24-29.

27. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. /Р.С. Немов. - М. : Юрайт, 2011. -1007 с.

28. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной– М., 1997.

29. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования/ Е.И. Рогов. - М., 1998.

30. Соснин, Н. Компетентностный подход: проблемы освоения / Н. Соснин // Высшее образование в России. – 2007. - № 6.

31. Степанов, С.В. Образовательные стандарты нового поколения компетентностной направленности и проблемы их реализации в вузе и школе / С.В. Степанов // Образовательная политика. – 2009. - № 5.

32. Шишкин, Ф.Т. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании / Ф.Т. Шишкин // Наука и школа. – 2008. - № 4. – С. 5-8

Список практических заданий

7. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

8. Подобрать материал для оценки деятельности педагога-психолога образования. Составить таблицу, в которой отражались бы критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности педагога-психолога образования.

9. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Дайте определение понятию «критерий»

2. Назовите критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога.

3. Какие факторы служат показателем эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога?

4. Какие аспекты включает в себя оценка деятельности практического психолога. Охарактеризуйте каждый аспект.

Список дополнительной литературы:

33. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. - М., 1998.

34. Качимская, А.Ю. Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления: Учебно-методическое пособие/ А.Ю. Качимская. –ВСГАО, 2013, – 175 с.

35. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования/ Р.В. Овчарова. – М., 2000.

36. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2000.

Практикум

Практическое занятие №1. Актуальные проблемы российского психолого-педагогического образования. Приоритетные направления государственной политики в области образования

Цель семинара:

изучить и систематизировать представление о современном психолого-педагогическом образовании.

План занятия:

1. Сущность психолого-педагогического образования.

2. Основные направления модернизации образования.

3. Основные тенденции современного образования.

4. Приоритетные направления государственной политики в сфере образования и меры по их реализации.

Список практических заданий

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

2. Ознакомиться с основополагающим документом, устанавливающим стратегию и основные направления развития образования, - Национальной доктриной образования в Российской Федерации.

3. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Дайте определение понятиям «образование», «педагогическое образование», «психология образования».

2. Какие реформы коснулись педагогической системы российского образования?

3. Назовите направления модернизации образования, которые относятся к общеобразовательной школе.

4. Назовите общемировые проблемы образования.

5. Какие принципы непрерывного образования вы знаете?

6. Назовите основные элементы Болонской Декларации.

7. Какова основная цель Болонского процесса?

8. Назовите основные тенденции современного образования по А.А. Вербицкому.

9. Какие приоритетные направления государственной политики в сфере образования вы знаете?

10. Назовите механизмы реализации приоритетных направлений развития системы образования.

Список дополнительной литературы:

1. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика : [учебник для студ. вузов, обуч. по непед. спец.] / Г.В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2011. - 477 с. - (Основы наук).

2. Вербицкий, А.А. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования : [монография] / А.А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - М. : Логос, 2011.

3. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования / Ю.С. Давыдов // Педагогика. – 2005. - №7.

4. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и российские реалии./ Ю.С. Давыдов – М., 2004;

5. Жураковский, В., Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения / В. Жураковский, И. Федоров // Высшее образование в России. – 2006. - № 1. – С. 3-14.

6. Зернов, В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России / В. Зернов // Высшее образование в России. – 2008. - № 1. – С. 17-22.

7. Карпенко, М. Новая парадигма образования ХХI века / М. Карпенко // Высшее образование в России. – 2007. - № 4. – С. 93-97.

8. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России : сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. А. В. Белошистая]. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 124 с.

9. Рубин, Ю., Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования / Ю. Рубин, А. Емильянов // Высшее образование в России. – 2005. – № 11.

10. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mov.gov.ru

Практическое занятие №2. Основные требования к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях ФГОС

Цель семинара:

изучить основные требования к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях ФГОС.

План занятия:

1. «Новая школа» и проблемы психолого – педагогического образования.

2. Педагог-психолог – ключевая фигура в системе образования в условиях перехода на ФГОС.

3. Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ООО.

Список практических заданий

4. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).

5. Ознакомиться с основополагающими документами, определяющими цели и задачи образования, - Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и Федеральным государственным стандартом образования.

6. В чём суть стандартов второго поколения и чем они отличаются от предыдущих стандартов? Составить сравнительную характеристику

7. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.

Вопросы для обсуждения на форуме

1. Какими документами в настоящее время определяются цели и задачи образования?

2. Что вы можете сказать о содержании документов «Наша новая школа», «Федеральный государственный образовательный стандарт»?

3. Какова роль педагога-психолога в системе образования в условиях перехода на новые ФГОС?

4. Назовите психолого-педагогические условия реализации ООП ООО в соответствии с ФГОС ООО?

5. В чём отличие деятельности педагога-психолога до введения ФГОС и в условиях реализации новых стандартов?

6. Назовите ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО?

Список дополнительной литературы:

1. Асмолов, А.Г. Деятельностный подход к реализации ФГОС по направлению «Психолого-педагогическое образование» / А.Г. Асмолов //Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы». – М., 2010.г. – М., 2009.

2. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк; М-во образования и науки РФ [и др.]. - 2-е изд., доп. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос.проф.-пед. <

Наши рекомендации