Тема 3.4. Метаморфические горные породы

Студент должен уметь:

- определять вещественный состав, структуру, текстуру горных пород;

-распознавать горные породы по условиям образования;

- описывать горные породы и давать им полевое определение.

;

Студент должен знать:

- классификации метаморфических горных пород;

- диагностические признаки метаморфических горных пород.

содержание

Метаморфизм горных пород. Условия образования метаморфических пород и роль их в строении земной коры. Типы метаморфизма – термальный, контактовый, дислокационный ( динамометаморфизм). Минеральный и химический состав метаморфических пород. Структура и текстура метаморфических пород. Породы регионального метаморфизма.

Сланцеватость и ее происхождение. Характеристика горных пород регионального метаморфизма. Гнейсы, амфиболиты, кристаллические сланцы, филлиты, хлоритовые, тальковые сланцы, кварциты. Мраморы. Полезные ископаемые, связанные с породами регионального метаморфизма.

Породы дислокационного метаморфизма – катаклазиты, милониты.

Породы контактового метаморфизма – роговики, скарны, грейзены и др.

Полезные ископаемые, связанные с метаморфическими горными породами.

( 1 – стр.351-379)

Методические указания

Особое внимание следует уделить рассмотрению главнейших процессов метаморфизма, которые объясняют причины превращения изверженных и осадочных пород в метаморфические. При этом необходимо уяснить роль главных факторов метаморфизма: температуры, давления, состава пород, газовых и водных растворов, если они участвуют в метаморфизме. Явления метаморфизма могут протекать при весьма различных условиях, которые с глубиной изменяются.

Изучая породы, студенты должны ознакомиться с особенностями минералогического состава, структуры и текстуры пород. При метаморфизме образуются новые минералы, парагенезис, горные породы и характерно развитие листовых, пластинчатых или вытянутых минералов, чем и объясняется их сланцеватое сложение.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое метаморфизм?

2. Главные факторы метаморфизма.

3. Механизм метаморфических процессов.

4. Характеристика основных типов метаморфизма.

5. Что такое метаморфизм с привносом и без привноса веществ?

6. Особенности минералогического состава метаморфических пород.

7. Какие структуры и текстуры характерны для метаморфических пород?

8. Формы залегания метаморфических пород.

9. Разновидности кварцитов

10. Разновидности гнейсов.

11. Что такое мрамор? Практическое значение и месторождения мраморов.

12. В чем отличие гнейсов от гранитов?

13. Какие полезные ископаемые связаны с метаморфическими породами?

РАЗДЕЛ 4 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИНЕРАЛОГИИ И ПЕТРОГРАФИИ

Тема 4.1. Современные проблемы минералогии и петрографии

Студент должен знать:

- современные проблемы минералогии и петрографии.

содержание

Минерал и порода как геологические тела, их значение в познании геологических процессов.

Непрерывность и всеобщность процесса породообразования. Необратимость этого процесса.

Очередные проблемы минералогии и петрографии в связи с задачами изучения земной коры и установлением закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых, поисковая минералогия.

Мероприятия по усилении охраны природы и улучшению использования природных ресурсов. Рациональное и комплексное использование минерального сырья. Организация минералопетрографических исследований. Задачи технологической минералогии. Синтетические ювелирные камни.

Методические указания

Студенты, изучившие курс минералогии и петрографии, имеющие определенные теоретические знания по данному предмету, должны хорошо овладеть методикой определения минералов и горных пород в полевых условиях. Полевое определение минералов и горных пород основано на их внешних признаках, о сем было сказано в предыдущих разделах. В ходе производственной деятельности студенты должны быстро и точно определять и описывать минералы, породы, руды.

Особенно большое значение имеет современное определение и изучение минералов в шлихах. Находки полезных ископаемых в шлихах позволяют сразу же направить поисковые работы в нужном направлении, обратить внимание на определенные районы и участки, найти и оконтурить месторождение полезных ископаемых. Поэтому важным этапом поисковых работ является быстрое определение минералов, их качественный и количественный анализ. Трудоемкие анализы требуют определенного оборудования, приборов, многих реактивов и проводятся на основной базе. В настоящее время в крупных геологических партиях и экспедициях имеются полевые лаборатории, с которыми студентам необходимо ознакомиться. Их отсутствие затрудняет поисково-разведочные работы.

Перечень лабораторных занятий

Номер темы Номер занятия Наименование занятий
3.1 12-13 Макроскопическое описание и определение магматических горных пород.    
3.2       Макроскопическое описание осадочных горных пород  
3.3 Макроскопическое описание и определение метаморфических горных пород.

Таблица - Вопросы по вариантам контрольной работы №2

Б А Последняя цифра шифра
Предпоследняя цифра шифра  
                 
                 
                   
                 
                 
                 
               
                 
                   
                   

Задания для контрольной работы №2

Теоретические вопросы по дисциплине ОП 05 Полезные ископаемые, минералогия и петрография – раздел Петрография

1. Классификация горных пород по условия образования.

2. Методы исследования горных пород.

3. Условия образования магматических горных пород ( кристаллизация магмы)

4. Условия образования магматических горных пород (дифференциация, ассимиляция)

5. Структуры интрузивных магматических пород.

6. Структуры эффузивных магматических пород.

7. Текстуры эффузивных магматических пород.

8. Классификация магматических горных пород.

9. Характеристика ультраосновных горных пород.

10. Характеристика основных горных пород.

11. Характеристика средних горных пород.

12. Характеристика кислых горных пород.

13. Характеристика щелочных и жильных горных пород.

14. Петрографические провинции.

15. Генетическая связь месторождений полезных ископаемых с интрузиями.

16. Состав осадочных горных пород.

17. Условия образования осадочных горных пород.

18. Структуры осадочных горных пород.

19. Классификация обломочных горных пород.

20. Крупнообломочные породы.

21. Среднеобломочные породы.

22. Мелкообломочные породы.

23. Глинистые породы.

24. Латериты и бокситы.

25. Железистые осадочные породы.

26. Марганцевые осадочные породы.

27. Характеристика карбонатных и кремнистых осадочных пород.

28. Фосфориты и соли.

29. Каустобиолиты – образование ископаемых углей.

30. Химический состав углей.

31. Физические свойства углей.

32. Петрографический состав углей.

33. Технические свойства углей.

34. Условия и формы залегания углей.

35. Характеристика торфа и горючих сланцев.

36. Нефть и горючие газы.

37. Условия образования метаморфических горных пород.

38. Вещественный состав метаморфических горных пород.

39. Структуры метаморфических горных пород.

40. Текстуры метаморфических горных пород.

41. Характеристика пород контактового метаморфизма.

42. Характеристика мрамора и кварцита.

43. Характеристика гнейсов и кристаллических сланцев.

44. Глинистые сланцы и филлиты.

45. Хлоритовые сланцы, амфиболиты и тальковые.

46. Современные проблемы петрографии.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники

1.Миловский А.В. Минералогия и петрография.-М.:Недра.1985

Дополнительные источники

2.Белоусов О.Н. Михина В.В. Общий курс петрографии. М.: Недра, 1972

3.Бетехтин А.Г. Минералогия.-М.: Госгеолтехиздат,1961

4.Годовиков А.А Минералогия. М.: Недра, 1983

5.Логвиненко Н.В. Петрография осадочных пород. М.: Высшая школа. 1984.

6.Смольянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии. М.: Недра, 1972

Учебные пособия

Методические пособия по выполнению лабораторных работ по кристаллографии. Методические пособия по выполнению лабораторных работ по минералогии.

Методические пособия по выполнению лабораторных работ по петрографии.


Наши рекомендации