Тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии
На основании психолого-педагогической классификации речевых нарушений в ДОУ комплектуются следующие группы:
— для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФН);
— с общим недоразвитием речи (далее ОНР);
— для заикающихся детей.
Отбор детей с нарушениями речи в специальные группы ДОУ и их комплектование проводит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Обследование детей членами ПМПК и зачисление их в логопедические группы проводятся с согласия родителей (законных представителей или лиц, их заменяющих).
Обычно в мае — июне каждого года члены ПМПК проводят выездные заседания в ДОУ. После проведения комплексного диагностического обследования комиссия выносит логопедическое заключение и определяет дальнейший образовательный маршрут ребенка. Секретарь ПМПК заполняет протоколы по набору в логопедическую группу и выпуску детей из нее. Дубликаты протоколов оформляются учителем-логопедом в «Тетради протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)», которая хранится в ДОУ. Страницы данного документа нумеруются, сшиваются, скрепляются печатью учреждения.
Примерная форма протокола заседания ПМПК но набору детей в логопедическую группу
Фамилии, имя ребенка | Дата рождении | Домашний адрес | Речевое заключение | Срок, на который ребенок зачислен в логопедическую группу | Особенности повеления ребенка в момент обследования | Рекомендации ПМПК при зачислен ИИ |
Примерная форма протокола заседания ПМПК по выпуску детей из логопедической группы
Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Домашний aдpeс | Речевое заключение при зачислении | Срок пребывания в логопедической группе | Речевое зaключение при выпуске | Рекомендации ПМПК при выпуске |
Заполненные протоколы заседаний ПМПК и дубликаты заверяются подписями всех ее членов и печатью комиссии.
Для ДОУ протоколы ПМПК — основной документ, который позволяет открывать речевые группы, определять их профиль, утверждать штаты. Логопед но основании заключений и рекомендаций ПМПК комплектует логопедические группы, определяет совместный план действий с профильными специалистами по коррекции речевых нарушений, осуществляет планирование работы с детьми с учетом возраста и структуры речевого нарушения.
Карта логопедического обследования ребенка
Всестороннее обследование детей с нарушениями речи — первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.
Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные отпеты детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.
Если ребенку решением ПМПК предложено продолжить обучение в логопедической группе, то при повторном обследовании логопед в речевой карте фиксирует итоги работы за прошедший учебный год.
В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.
Примерная карта обследования ребенка с ОНР
I. Анкетные данные
Фамилия, имя_______________________________________________________________________
Дата рождения______________________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________________________
Дата поступления в группу___________________________________________________________
Откуда поступил ___________________________________________________________________
Жалобы родителей__________________________________________________________________
II. Анамнез
От какой беременности ребенок_______________________________________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)__
Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ______________________________________________
Когда закричал _____________________________________________________________________
Асфиксия__________________________________________________________________________
Резус-конфликт_____________________________________________________________________
Вскармливание:
когда принесли кормить______________________________________________________________
грудное или искусственное___________________________________________________________
Выписали из роддома на___ день, если задержали, то почему ______________________________