Общие основы правовой педагогики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс -2
Семестры -3, 4
Срок освоения ОПОП по форме обучения -2 года
Квалификация - Магистр
Для набора 2016 года
Москва, 2015
Составитель: Новикова Лариса Ивановна, доктор педагогических наук, доцент
_______________ «__» ________ 2015 г.
подпись
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВОпо направлению подготовки (специальности) 40.04.01 юриспруденция(квалификация (степень) «магистр») |
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и культуры речи
протокол № «__» ________ 2015 г.
Зав. кафедрой Новикова Лариса Ивановна, д.п.н., доцент
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «__» ________ 201__г.
подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом РГУП.
© Российский государственный университет правосудия, 2015 г.
© Новикова Л.И.¸ 2015 г.
Оглавление
1.Цели освоения дисциплины | |
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) | |
3.Требования к результатам освоения дисциплины | |
4.Объем дисциплины и виды учебной работы | |
5. Содержание дисциплины | |
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины |
1. Цели освоения дисциплины
Целямиосвоения дисциплины являются умения выпускника использовать возможности правовой системы государства, отстаивать свои права, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, формировать аналогичные умения у студентов; формировать навыки преподавания правовых дисциплин.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Методика правового обучения и воспитания» входит в профессиональный цикл дисциплин ООП (базовая часть);
Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисциплин: теории государства и права, культуры речи, введение в педагогику, психологии.
Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в процессе преподавания юридических дисциплин. Особенностью дисциплины является ее интеграционный характер.
Дляосвоения программы настоящей дисциплины студент должен
знать:
- основы педагогических знаний;
- основы психологии;
- основы юридических знаний;содержание юридических дисциплин;
- основы проведения исследования;
уметь:
- анализировать факты образовательного процесса;
- применять знания по психологии на практике;
- применять знания, полученные при освоении правовых дисциплин;
- организовывать собственную исследовательскую работу;
- анализировать занятие по дисциплине на высоком теоретическом и методическом уровне;
Владеть
- основами культуры речи, риторики, социологии, психологии.
- навыками организации создания учебных исследовательских работ.
-навыками анализа занятия.
- навыками психологического анализа личности обучающегося.
3.Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Методика правового обучения и воспитания»» обеспечивает формирование следующих компетенций:
Таблица 1
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Демонстрирует понимание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, достаточный уровень профессионального правосознания. | Решение профессиональных ситуационных задач. | |
ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста в деловом общении. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста, опираясь на знания основ делового общения. | Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач. Ролевые игры. | |
ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | Демонстрирует умение использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации НИДС, в управлении студенческим коллективом. | Тренинги, дискуссии, деловые игры. | |
ПК-12 способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | Демонстрирует способность преподавать юридические дисциплины на достаточном теоретическом и методическом уровне. | Деловые игры. | |
ПК-15 способность эффективно осуществлять правовое воспитание | Демонстрирует способность эффективно осуществлять правовое воспитание, применяя различные методы воспитания. | Деловые игры. Решение ситуационных задач. |
Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:
знать:
- основные понятия современной педагогики и правовой педагогики; основы юридической педагогики;
- специфику преподавания юридических дисциплин;
- специфику эффективного осуществления правового воспитания;
уметь:
- проанализировать проведенное кем-то (преподавателем, студентом) занятие;
- составлять проекты занятий, используя современные методы и технологии;
- специфику организации исследовательских работ;
- организовывать исследовательскую работу студентов;
- преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
- эффективно осуществлять правовое воспитание;
владеть:
-понятийным аппаратом педагогической науки;
- навыками построения и проведения учебного занятия;
- применять знания по юридической педагогике при составлении проектов занятий по учебной дисциплине.
-навыками организации исследовательских работ;
-навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне;
-навыками эффективного осуществления правового воспитания.
Формируемые компетенции | Планируемые результаты |
ОК-1 | ОК-1 ЗНАТЬ: основы правового воспитания и обучения |
ОК-1 УМЕТЬ: составлять проекты занятий, используя современные методы и технологии, акцентируя внимание на социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | |
ОК-1 ВЛАДЕТЬ: применением знаний по правовому воспитанию и обучению при составлении проектов занятий по учебной дисциплине, акцентируя внимание на социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | |
ОК-2 | ОК-2 ЗНАТЬ: профессиональные обязанности преподавателя |
ОК-2 УМЕТЬ: соблюдать профессиональные обязанности преподавателя | |
ОК-2 ВЛАДЕТЬ: принципами этики преподавателя | |
ОК-5 | ОК-5 ЗНАТЬ: специфику организации исследовательских работ |
ОК-5 УМЕТЬ: организовывать исследовательскую работу студентов | |
ОК-5 ВЛАДЕТЬ: навыками организации исследовательских работ | |
ПК-12 | ПК-12 ЗНАТЬ: специфику преподавания юридических дисциплин |
ПК-12 УМЕТЬ: преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | |
ПК-12 ВЛАДЕТЬ: навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне | |
ПК-15 | ПК-15 ЗНАТЬ: специфику эффективного осуществления правового воспитания |
ПК-15 УМЕТЬ: эффективно осуществлять правовое воспитание | |
ПК-15 ВЛАДЕТЬ: навыками эффективного осуществления правового воспитания |
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения Таблица 2.2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС), в том числе контрольная работа | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Заочная форма обучения Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | - | |||
Семинары или Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС), в том числе контрольная работа | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Заочная (ГВД) форма обучения Таблица 2.1
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС), в том числе контрольная работа | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Тема 1.
История правового образования за рубежом
(краткий экскурс)
Высшее образование как социальный феномен, как педагогический процесс.
История развития правового образования в Европе XV-XVIII веков.
Американская система правового образования. Европейская (континентальная) система правового образования. Основные европейские школы и университеты: Константинопольский университет, Болонский
университет, Оксфордский университет, Кембриджский университет, Сорбонна, Кембриджский университет, Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла.
Противостояние двух систем. Роль высшего образования в развитии цивилизации.
Тема 2.
История правового образования в России
(краткий экскурс)
Зарождение правового образования в России в XVI-XVII вв. Посольский и Поместный приказы. Образование Эллино-греческой академии (Славяно-латинской), ее роль в организации систематического преподавания «правосудия духовного и мирского». Основание Нарышкинского училища (специального училища для подготовки чиновников нового типа).
Табель о рангах как юридический документ, закрепивший систему чинов и государственных должностей в Российской империи и стимулировавший получение правового образования. Использование нормативных правовых документов как учебных пособий.
Образование Петербургского академического университета и Московского университета.
Создание Академии наук. Роль М.В. Ломоносова в развитии правового образования. Развитие военного образования в XVIII в., развитие правового образования в военных образовательных учреждениях.
Развитие университетского образования в XIX в. Образование собственно юридических факультетов.
Юридическое образование в советский период.
Особенности социокультурной ситуации в России. Условия эффективности становления полноценного гражданского общества. Специфика и содержание современного юридического образования.
Структура высшего юридического образования. Государственный стандарт по специальности Юриспруденция. Роль и значение юридической практики. Введение квалификаций бакалавра и магистра в юридическом образовании.
Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля. Видные ученые-юристы современности. Сообщества ученых-юристов.
Система высшего юридического образования в России. Общая характеристика современного российского законодательства о высшем юридическом образовании. Юридическое образование и его педагогическая система в высшей школе. Цели и задачи высшей школы в сфере юридического образования. Юридический вуз как объект научного управления.
Тема 3.
Тема 4.
Педагогического процесса
Сущность и методическая система обучения юристов. Организационные формы обучения профессии юриста. Технология конструирования и осуществления педагогического процесса. Педагогические технологии в учебном процессе. Педагогические технологии обучения профессии юриста. Типы современных педагогических технологий.
Субъекты педагогического процесса высшего юридического образования. Преподаватель юридического вуза как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Профессиональное становление и развитие преподавателя. Педагогическое общение со студентом-юристом.
Студент юридического вуза как субъект педагогической деятельности. Работа студента по овладению профессией юриста.
Педагогическое взаимодействие преподавателя и студента.
Тема 5.
Правовое воспитание:
Понятие, формы, цели
Понятия «воспитание», «обучение», «образование», «культура». Их взаимосвязь с понятиями «правовое воспитание», «правовое обучение», «правовое образование», «правовая культура». Цели, задачи, сущность правового воспитания.
Формы правовоспитательного процесса: правовая пропаганда, правовое обучение, профессиональное правовое обучение, юридическая практика, самообразование, издание литературы по юридической проблематике, наглядная правовая информация, влияние произведений литературы и искусства. Формы правовой работы с населением: правовой ликбез, пропаганда права средствами массовой информации, правовоспитательная работа в связи с проводимыми конституционными мероприятиями (референдумами, выборами и т.д.). Роль и значение организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию (школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков «молодого юриста»).
Методы правовоспитательной работы как способы разъяснения политико-правовых идей и принципов (педагогические, эмоциональные, логико-гносеологические).
Стадии воспитательных воздействий: познание смысла прав и обязанностей, вы работка отношения к правам и обязанностям, реализация прав и обязанностей. Внешний и внутренний механизмы правового воздействия и правового регулирования.
Социальные институты и организации, выполняющие функцию правового воспитания: семья, школа, вуз, СМИ, церковь.
Содержание правового воспитания: правовая грамотность, правовое мышление, правовая умелость.
Тема 6.
Правовое обучение
Тема 7.
Проблемы правового
образования и воспитания
Некоторые проблемы правового образования: определение места и роли правового образования в школе; выявление приоритетности в понятиях обучения и воспитания; создание модели правового образования; установление ценностей, на которые ориентируется содержание правового образования; соотношение правового и гражданского образования; формирование действенных методик правового воспитания и обучения; подготовка учителей к преподаванию основ права. Принципы обучения праву: вариативность и альтернативность моделей правового обучения; личностно- и культуроориентированный подходы; дифференциация и интеграция обучения праву; активизация познавательной деятельности в процессе обучения праву; создание положительных эмоциональных переживаний субъектов процесса обучения праву; многоступенчатый характер правового воспитания и обучения; организация исследовательской деятельности обучаемых; использование современных методов, технологий обучения праву.
Тема 8.
Тема 9.
Тема 10.
Тема 11.
Тема 12.
Современные технологии,
5.2.
Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
используемые образовательные технологии (тематический план)
Таблица 3
Тематический план
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов Очное, заочное/ ГВД | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
Лекции | практические или семинарские занятия Очное, заочное/ ГВД | лабораторные занятия | ||||
История правового образования за рубежом (краткий экскурс) История правового образования в России (краткий экскурс) | - | - | Информационная лекция-презентация Информационная лекция-презентация, лекция вдвоем | |||
Общие основы правовой педагогики и методики правового обучения и воспитания. Особенности конструирования и осуществления педагогического процесса | - | презентация, беседа, разбор ситуаций | ||||
Правовое воспитание: понятие, формы, цели. Правовое обучение как форма и средство правового воспитания. Проблемы правового образования и воспитания | - | проблемное обучение, междисциплинарная работа, самостоятельно подготовленные презентации | ||||
Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса. Правовая культура как результат правового обучения и воспитания: понятие, виды, структура | - | - | Семинар-конференция | |||
Основные формы обучения в высшей школе Методы и средства обучения в высшей школе Организация самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе | - | Работа в команде, работа в малых группах, тренинг, презентация | ||||
Современные технологии, возможности их использования в высшей школе | - | Тренинг, презентация, деловая игра | ||||
ВСЕГО | 12/16 | 10/14 | - | |||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 10/14 |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 50%.
Таблица 4
№ темы дисциплины. | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
Общие основы правовой педагогики и методики правового обучения и воспитания. Особенности конструирования и осуществления педагогического процесса | презентация, беседа, разбор ситуаций | ||
Правовое воспитание: понятие, формы, цели. Правовое обучение как форма и средство правового воспитания. Проблемы правового образования и воспитания | проблемное обучение, междисциплинарная работа, самостоятельно подготовленные презентации | ||
Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса. Правовая культура как результат правового обучения и воспитания: понятие, виды, структура | Семинар-конференция | ||
Основные формы обучения в высшей школе Методы и средства обучения в высшей школе Организация самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе | Работа в команде, работа в малых группах, тренинг, презентация | ||
Современные технологии, возможности их использования в высшей школе | Тренинг, презентация, деловая игра | ||
Итого (Очное, заочное/ ГВД): 10/14 часов |
Самостоятельная работа
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
Таблица 5
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
История развития правового образования в Европе XV-XVIII веков. Американская система правового образования. Европейская (континентальная) система правового образования. Основные европейские школы и университеты: Константинопольский университет, Болонский университет, Оксфордский университет, Кембриджский университет, Сорбонна, Кембриджский университет, Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла. | ||
Особенности социокультурной ситуации в России. Условия эффективности становления полноценного гражданского общества. Специфика и содержание современного юридического образования. Структура высшего юридического образования. Государственный стандарт по специальности Юриспруденция. Роль и значение юридической практики. Введение квалификаций бакалавра и магистра в юридическом образовании. Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля. Видные ученые-юристы современности. Сообщества ученых-юристов. Система высшего юридического образования в России. Общая характеристика современного российского законодательства о высшем юридическом образовании. Юридическое образование и его педагогическая система в высшей школе. Цели и задачи высшей школы в сфере юридического образования. Юридический вуз как объект научного управления. | ||
Объект, предмет и задачи правовой педагогики. Структура педагогической деятельности. Основные категории правовой педагогики. Методология и методы правовой педагогики. Аксиологические основы правовой педагогики. | ||
Субъекты педагогического процесса высшего юридического образования. Преподаватель юридического вуза как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Профессиональное становление и развитие преподавателя. Педагогическое общение со студентом-юристом. Студент юридического вуза как субъект педагогической деятельности. Работа студента по овладению профессией юриста. | ||
Стадии воспитательных воздействий: познание смысла прав и обязанностей, вы работка отношения к правам и обязанностям, реализация прав и обязанностей. Внешний и внутренний механизмы правового воздействия и правового регулирования. Социальные институты и организации, выполняющие функцию правового воспитания: семья, школа, вуз, СМИ, церковь. Содержание правового воспитания: правовая грамотность, правовое мышление, правовая умелость. | ||
Основные этапы правовой социализации личности: овладение правовой информацией, личностное усвоение правовых ценностей, «перевод» сформированных установок, правовых идей, принципов в реальные поступки личности. Когнитивная и коммуникативная функции правового образования. | ||
Некоторые проблемы правового образования: определение места и роли правового образования в школе; выявление приоритетности в понятиях обучения и воспитания; создание модели правового образования; установление ценностей, на которые ориентируется содержание правового образования; соотношение правового и гражданского образования; формирование действенных методик правового воспитания и обучения; подготовка учителей к преподаванию основ права. | ||
Понятие о государственном стандарте образования. Федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Особенности правового воспитания в современном обществе. Правовой нигилизм как проблема современного общества. Правомерное поведение как следствие правового воспитания. Право и мораль как регуляторы общественных отношений. Основные черты правомерного поведения: массовость, сознательность, активность. | ||
Структурные элементы правовой культуры общества: правовое сознание населения; правовая деятельность; система юридических актов; правовая наука; материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность; правовой субъект. Модели развития правовой культуры: модель эволюционного развития, модель революционного развития. Правосознание как элемент правовой культуры. Показатели уровня правовой культуры. Человек как активный правовой субъект. Понятия социальной активности и правовой активности. Связь базовых понятий с понятиями «правовая жизнь общества», «правовая политика». Категория «качественное состояние правовой жизни». | ||
Формы организации учебного процесса в высшей школе: лекция, семинарские и практические занятия в высшей школе. Основные типы лекций, способы активизации студентов в ходе лекций. Особенности подготовки лекционных курсов. Специфика семинарских, лабораторных, практических занятий. Тренинг как форма учебного занятия. Нетрадиционные формы занятий в вузе. Основы педагогического контроля, основные формы контроля: текущий контроль, тематический контроль, периодический контроль, итоговый контроль. Понятия оценки и отметки. Понятие рейтинга. Значение рейтинговой системы, ее роль в воспитании и формировании мотивации студента. | ||
Самостоятельная работа как вид познавательной деятельности студентов, как организационная форма обучения, как метод и средство обучения. Основные формы самостоятельной работы, виды самостоятельной работы. Основные цели самостоятельной работы. Организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Система контроля самостоятельной работы студентов.Критерии оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента. Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) как основная часть обучения и подготовки квалифицированных специалистов. Организация НИДС, различные ее формы: рефераты, доклады, курсовые, дипломные работы и т.д. Проект как вид научно-исследовательской работы студента. Работа с информационными источниками при выполнении самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов. | ||
Некоторые классификации педагогических технологий: по характеру применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по способу усвоения, по содержанию, по формам, по типу управления познавательными процессами, по доминирующему методу и т.д. Особенности использования информационно-коммуникативных технологий. |
5.4.2 Формы самостоятельной работы
Таблица 6
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1,2, 3,4 | Работа с учебной литературой, подготовка отдельных вопросов темы. | |
5, 6,8, 9, 10, 11, 12 | Подготовка к семинарам: подготовка презентаций, конференций; групповые дискуссии; работа в малых группах; тренинг; деловая игра, составление проектов занятий и анализ занятий | |
все темы | Выполнение контрольной работы | |
Итого (Очное,заочное/ГВД): | 60/56 |
5.4.3
Методические указания для студентов по освоению дисциплины
Общие положения
При организации обучения дисциплины «Методика правового обучения и воспитания» особое внимание следует обратить внимание на педагогический, методический аспекты. Полученные знания по дисциплине помогут магистрантам в профессиональной деятельности преподавателя; помогут оценить методы и формы собственного обучения; будут способствовать их личностному и профессиональному саморазвитию и более эффективному принятию профессионально выверенных решений. Каждая тема строится как самостоятельный модуль. Теоретический материал позволяет более глубоко осмыслить темы, которые рассматриваются на семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы.
Написание текста
Студент не должен стремиться к простому переписыванию материала из научных источников. Этот этап работы включает обязательное выполнение следующих пунктов: разработку примерного плана изложения материала; написание черновика работы; окончательный вариант оглавления; написание чистового текста; оформление доклада.
Примерная структура доклада
Типовая структура доклада по выбранной теме предполагает наличие следующих разделов:
- титульный лист;
- оглавление (план);
- введение (предисловие);
- основная часть;
- заключение (вывод);
- список использованной литературы;
- приложения (при необходимости).
Титульный лист является первым листом работы, но номер страницы на нем не ставится. Нумерация указывается, начиная с третьей страницы. На титульном листе указываются следующие данные:
- наименование высшего учебного заведения;
- название темы доклада;
- курс, группа, Ф.И.О. студента;
- звание, должность, Ф.И.О. преподавателя;
- сведения о зачете (дата, оценка, подпись преподавателя);
- город, год выполнения работы.
Оглавление (план) представляет собой перечень основных разделов, составленных в той или иной последовательности, в какой они раскрывают тему. В оглавлении указывается номер страницы, на которой начинается тот или иной раздел. Заголовки глав и разделов должны быть краткими, четкими, точно и последовательно отражать внутреннюю логику работы.
Введение (предисловие). Во введении нужно изложить то, что выносится на рассмотрение, формируется суть проблемы. Студент, обосновывая актуальность избранной темы, выявляет степень изученности данной проблематики в научной литературе. Поскольку «введение» должно давать общую характеристику работы, то его рекомендуется окончательно оформить не на начальном, а на заключительном этапе работы.
Основная часть. Каждый раздел основной части, раскрывая отдельную проблему, логически является продолжением предыдущего. Содержание работы предполагает достаточно полную и объективную характеристику изучаемого явления. Обобщение материалов и формулировка выводов.доклад не должен представлять собой конспект, состоящий либо из книжных цитат, либо разрозненных материалов по теме.
Заключение может быть выстроено в такой последовательности:
- что было рассмотрено;
- в чем суть той или иной концепции, какое внимание она оказала на
развитие общественно-политической мысли;
- что дало знакомство с данной темой самому студенту.
Очень ценно, если студент высказывает собственное мнение, стремится сделать некоторые комментарии и оценку исследуемых материалов и монографий ученых.
Список используемой литературы является составной частью доклада и включает перечень монографий, журнальных и газетных статей, научных сборников и т.д. При этом необходимо указать фамилию автора, название статьи или монографии, издательство, год и объем в страницах. Список должен быть пронумерован. Литература в списке может располагаться в алфавитном, систематическом или хронологическом порядке. В число источников не должны входить популярные издания и учебники.
Требования к оформлению доклада. Работа выполняется на листах А4 формата. При компьютерном оформлении
контрольной работы все листы должны быть скреплены или сброшюрованы.
Первый лист введения и начало каждой главы пишутся на отдельной
странице. В работе должно быть соблюдено единство стиля изложения
материала, обеспечена орфографическая, синтаксическая лексическая
грамотность. Не следует употреблять сложно построенные предложения. Не
должно быть противоречивых высказываний, не согласующихся между
собой. Сокращение слов в тексте не допускается. В работе не рекомендуется вести изложение от первого лица. В
некоторых случаях можно использовать выражение «на наш взгляд», «по
нашему мнению». Однако предпочтительнее писать - «По мнению автора»,
или употребить безличную фразу - «на основании проведенного анализа».
Библиографическое описание может быть выполнено в одной из двух форм.
1). Библиографическая ссылка - это сведения об источниках цитат и фактов. Наиболее удобны номерные ссылки. Такая ссылка, заключенная в квадратные скобки, содержит номер работы по библиографическому списку и номер страницы. Ссылка на цитаты осуществляется следующим образом: при цитировании чужого текста слова помещаются в кавычки, при этом в ссылке указываются не только фамилию, имя и отчество автора, но и название книги, год издания, место издания, страница, откуда он взят.
Образец ссылки к цитатам:
Цит. по кн. Громов И., Мицкевич А., Семенов В. Западная социология. — СПб. 2002. - с.20.
2). Библиографический список. В конце основного текста контрольной работы располагается тематически отобранный и систематизированный перечень сведений об использованной литературе. В начале списка располагают работы отечественных авторов, а за ними - иностранных (на иностранном языке).
Образец списка используемой литературы:
1. Зинченко Г.П. Теория социологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 323 с.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры. Путь в новое тысячелетие. - М.: Просвещение, 2000.-257 с.
Критерии оценки доклада
Оценка «зачтено» ставится преподавателем, если доклад отвечает следующим требованиям:
- содержание соответствует теме доклада;
- работа опирается на полную источниковую базу;
- показывает высокую степень владения литературным материалом по
проблеме.
- отличается системным научно-теоретическим обоснованием выдвигаемых положений.
Тематика докладов
1. Американская система правового образования.
2. Европейская (континентальная) система правового образования.
3. Специфика и содержание современного юридического образования.
4. Государственный стандарт по специальности Юриспруденция.
5. Видные учен