Методы назначения медиаторов
Координаторы используют два подхода для назначения медиаторов-ровесников на
дела: открытое назначение и постоянное назначение.
1. Открытое (свободное) назначение медиаторов.В процессе «свободного» назначения
медиаторы назначаются от дела к делу. Этот подход дает координаторам гибкость в выборе
того медиатора, который, по их мнению, лучше всего подходит для определенного дела.
Кроме того, процесс открытого назначения позволяет медиаторам медиировать в паре со
многими сверстниками, обучаясь у них чему-то новому. Укрепляя межличностные
отношения между медиаторами, этот метод усиливает программу.
В дополнение к только что обсужденным четырем основным критериям выбора
медиаторов, рассмотрите следующие дополнительные критерии при использовании подхода
открытого назначения:
· Навыки.Медиаторов следует выбирать в соответствии с их уровнем навыков. Если дело
трудное - возможно, сопряженное с сильными эмоциями, сложными спорными
вопросами или применением насилия - назначайте более опытных и умелых медиаторов.
Если, конфликт более простой, вы можете назначить менее квалифицированных
медиаторов. По мере медиирования дел в рамках вашей программы вы узнаете сильные и
слабые стороны каждого медиатора и сможете с уверенностью назначать их на
определенные дела.
· Зеркальное отражение. Отражение подразумевает практику приведения в соответствие
(сочетание) личных характеристик медиаторов с потенциально важными
характеристиками сторон. Поскольку люди, в общем, чувствуют себя более комфортно с
теми, кто похож на них самих, отражение применяется, чтобы стороны почувствовали
себя удобно и чтобы облегчить создание доверия и общение. Если речь идет о споре
между мальчиком и девочкой, постарайтесь, чтобы медиаторы были обоих полов; то же,
если стороны - выходцы из определенных стран, учащиеся старших и младших классов,
.: ' учитель и ученик, представители разных молодежных группировок. Даже если стороны
похожи - оба заядлые футболисты, оба выходцы из Китая и т.д. - часто имеет смысл
зеркально отражать их, выбирая медиаторов. Конечно, даже так или иначе будучи более
похожими на одну из сторон, чем на другую, медиаторы все же должны сохранять свою
нейтральность.
· Эффективная команда. Хотя медиаторы-ровесники должны иметь навыки во всех
аспектах процесса медиации, тем не менее у них есть индивидуальные сильные и слабые
стороны. Поэтому координаторы стараются выбирать медиаторов, дополняющих друг
друга. Вы можете назначить медиатора, которого отличает решительность и умение
контролировать сессию, со спокойным, тонко чувствующим медиатором. Либо же
поставьте в пару учащегося, который умеет говорить, с тем, кто аккуратно ведет записи и
пишет отличные соглашения.
· Особые знания. Иногда важно выбирать медиаторов, у которых есть особые знания по
вопросам, вокруг которых идет спор, или о среде, в которой возник конфликт. Если обе
стороны принадлежат к определенной группировке в школе, выберите медиатора,
знакомого с этой группировкой. Если спор касается применения школьной политики в
таких вопросах, как выпуск, выбор класса или школьного руководства, вы можете
предпочесть медиаторов, знакомых с этими проблемами.
• Рост иразвитие медиатора. Заключительное соображение при выборе медиаторов
. должно быть связано с личностным и «профессиональным» ростом ваших медиаторов.
Рассмотрите назначение медиаторов на определенное дело с точки зрения того, чему они
научатся в нем. Медиатору, привыкшему разбираться в проблемах, связанных с
физическими столкновениями по пустякам, можно напомнить о преимуществах
обсуждения подобных вещей путем медиирования дел такого рода. Двух застенчивых
медиаторов, которые часто подавляются сильными партнерами, можно поставить
медиировать вместе, чтобы они были увереннее. Многие школы практикуют также
«менторскую» систему, когда новичок или менее квалифицированный медиатор ставится
в паре с более опытным партнером.
Главный недостаток метода свободного (открытого) назначения - это то, что он
забирает много времени. Для каждого нового дела координатор должен выбрать, а затем
разместить подходящих медиаторов. Когда в школе напряженная ситуация, это бывает
нелегко сделать. Но не унывайте. На самом деле свободное назначение происходит часто
гораздо спонтаннее, чем может показаться по прочтении этих рассуждений. Выбор
медиатора может быть просто связан с тем, кто находится в вашем кабинете, когда вы
назначаете медиаторов на дело. К счастью, большинство медиаторов может адекватно
медиировать основную часть дел.
2. Постоянное назначение медиаторов.Альтернативой методу открытого назначения
является постоянное назначение. Каждую неделю команды медиаторов назначаются на
определенное время, и если нет опасения, что команда не подходит для данного случая,
назначенные учащиеся медиируют дела, приходящиеся на их время. Этот метод не позволяет
вам проявлять гибкость при выборе медиаторов, подходящих именно для того или иного
дела, но у него есть некоторые преимущества. Он упрощает процесс составления расписания,
потому что вы знаете, что команды медиаторов всегда будут на месте в определенное время.
Медиаторы собираются в комнате медиации в назначенное время, берут свои дела и
начинают медиацию (иногда без участия координатора). Постоянное назначение также
позволяет медиаторам развивать тесные рабочие отношения со своим постоянным
партнером по проведению медиаций.
Из двух методов назначения школьников-медиаторов на дело свободное
(произвольное) назначения более распространено в средней школе. Некоторые программы
медиации ровесников позволяют сторонам самим выбирать себе медиаторов. Этот подход
создает многочисленные потенциальные трудности, в том числе и такие: стороны могут не
согласиться друг с другом по поводу кандидатуры медиатора, избранные медиаторы могут
быть недоступны в нужный момент или же не подойдут для данного дела. Но если нет
организационно-технических проблем, и контролирующий процесс убедит школьников
участвовать в медиации, тогда, возможно, и стоит попробовать.
Использование взрослых медиаторов
Поскольку программы медиации ровесников предназначены для того, чтобы
передавать полномочия в руки школьников, и поскольку у учителей и администраторов
много других обязанностей, взрослые редко медиируют в программах медиации ровесников.
Однако координаторы должны внимательно относиться к тому, что некоторые дела слишком
сложны, чтобы с ними справились школьники. Когда вы встречаетесь с таким сложным
делом, или когда в конфликте в качестве стороны участвует взрослый (конфликты типа
«школьник - учитель», «учитель - учитель», «школьник - администратор» и т.д.), убедитесь,
что по крайней мере один из медиаторов - взрослый. Независимо от того, является этот
взрослый координатором или любым другим членом персонала, прошедшим подготовку в
качестве медиатора, помощь взрослых в таких случаях неоценима.
Однако не совершайте ошибку, впадая в слишком большую зависимость от взрослого
медиатора. Некоторые программы решают использовать команды школьников и взрослых
для совместного проведения медиации во время начальной фазы осуществления программы,
считая, что это поможет школьникам приобрести уверенность и в то же время гарантирует
высокое качество процедуры. Но у этих программ может возникнуть трудность, когда они
попытаются стать независимыми от поддержки взрослых. Поскольку школьники не всегда
могут медиировать с такой же искушенностью, как взрослые, координаторы перестают
доверять школьникам делать это самостоятельно. Помните: если школьники прошли
соответствующее обучение, они могут медиировать большинство конфликтов среди своих
ровесников с большим успехом и без вмешательства взрослых.