Составление расписания сессии медиации
Как только школьники, представляющие стороны, согласились попробовать медиацию,
вы должны определить оптимальное время для проведения сессии. Простой ответ на этот
вопрос - чем раньше, тем лучше. Ваша цель - быстро и эффективно обеспечить школьников
услугами по разрешению конфликта, независимо от того, проводите ли вы медиацию сразу
же после получения направления или назначаете ее на какое-то время в течение 24 часов.
Но проще сказать, чем сделать. Отсрочка назначения времени - общая проблема в
программах медиации ровесников. До того момента, когда сделано направление, установлен
контакт со сторонами, проведены предварительные интервью, найдены медиаторы-
ровесники и назначена сессия, может пройти от двух дней до недели. К этому времени
напряжение может ослабеть до такой степени, что хотя проблема и не разрешена, стороны
теряют интерес к медиации. Программы должны всеми мерами избегать это потенциальное епятствие
Однако есть две веские причины отложить назначение сессии. Первая имеет отношение
к проекту программы. Не каждая программа обладает достаточной гибкостью, чтобы
проводить медиацию в любой момент, когда в этом возникает потребность. Большинство
программ могут организовать медиацию только в определенное время дня, когда свободен
координатор и школьники-медиаторы. Поскольку нет способа противодействовать этому, по
крайней мере небольшая задержка между первоначальным обращением и сессией медиации
практически всегда неизбежна.
Вторая причина задержек назначения 'сессии медиации касается готовности сторон - а
скорее готовности программы - к медиации. Многие стороны неспособны медиировать
сразу, как только назначена сессия. Если инцидент произошел только что, им потребуется
время, чтобы успокоиться и поразмышлять над ситуацией, прежде чем они смогут
конструктивно обсудить это. Выход эмоций - это желательная часть процесса медиации,
потому что если стороны чрезвычайно рассержены, они могут оказаться неспособны сидеть
в одном помещении, а еще меньше - слушать друг друга. Назначение сессий при таких
. обстоятельствах - ненужный риск, и стоит подождать несколько часов или даже, дней,
прежде чем медиировать такие конфликты.
Когда имеется промежуток между временем, когда школьников направляют на
медиацию, и временем их сессии - либо по организационно-техническим причинам, либо из-
за необходимости «периода остывания», - ваша главная забота - предотвратить эскалацию
конфликта до начала сессии. Это можно сделать различными способами. Посмотрите, могут
ли стороны согласиться избегать друг друга до начала сессии медиации. Помогите учащимся
подумать о последствиях такого промежуточного соглашения: настроены ли они пойти на
контакт друг с другом? Есть ли у них общие занятия (учебные)? Как они справятся с
ситуацией, если увидят друг друга? Что они скажут своим друзьям до того, как началась
сессия? Школьники должны заключать это соглашение, только в том случае, если они могут
определенно подтвердить это.
Когда учащиеся не хотят или не могут сами заключать промежуточное соглашение
попробуйте второй подход. Заставьте стороны подождать на нейтральной территории,
находящейся под наблюдением: в центре медиации, кабинете ответственного за дисциплину_
или психолога, - пока не наступит момент, когда можно будет проводить сессию медиации.
(Некоторые из школьников, оказавшиеся в этой ситуации, попали бы в кабинет
ответственного за дисциплину в любом случае). Конечно, этот вариант подходит только
тогда, когда сессия медиации может быть назначена в течение разумного периода времени.
В тех редких случаях, когда ни один из этих методов не работает, а координатор
неспособен медиировать ситуацию на месте, лучше всего вообще не назначать сессию.
Сообщите школьникам о том, что, к сожалению, программа медиации не сможет помочь им
на этот раз. Пожелайте им удачи и отправьте их назад к ответственному за дисциплину.
Одно заключительное замечание. Некоторые программы медиации ровесников, в
основном в средних школах, оказались в ситуации, когда приходилось разбираться со
слишком большим числом направлений одновременно. Таким образом, координаторам
необходимо установить приоритет дел и сосредоточиться на тех, которые требуют
немедленного внимания. Эту проблему можно разрешить, обратившись к информации,
содержащейся на форме обращения, о срочности рассмотрения дела и о том, согласны ли
школьники вернуться позже или подождать в кабинете ответственного за дисциплину.