Включение в тренинг «трудных» школьников

- Из всех преимуществ программы медиации ровесников наиболее впечатляющие
моменты достаются школьникам-медиаторам. По существу, медиаторы обучаются ценным
навыкам и новым перспективам, которые служат им как в школе, так и за ее пределами.
Кроме того, по мере того как медиаторы обретают уверенность в своих способностях и
осознают, что они несут особую ответственность в школе, их самооценка повышается. Все
школьники выигрывают от своего участия в тренинге по медиации ровесников.

Признавая это, многие программы стремятся включить в тренинг так называемых
«трудных» ("at-risk") школьников. «Трудные» учащиеся - это те, у кого есть проблемы в
поведении или эмоциональные трудности, из-за которых они плохо успевают в школе.
Предоставление «трудным» школьникам возможности участвовать в тренинге по медиации
ровесников - когда. они получают возможность и навыки, необходимые для того, чтобы
внести свой позитивный вклад в дела школы - имеет ряд преимуществ. Это может привести к
изменениям в академических успехах этих школьников. Ученики, которые чувствуют, что

они необходимы и что их ценят в школе, гораздо более склонны продолжать посещать ее.

Помимо преимуществ для школьников, включение «трудных» школьников в ваш фокус
медиатора помогает также и программе. Хотя педагоги часто говорят, что они гарантируют
успех программы, обучая лишь подходящих для медиации школьников, «трудные» в роли
медиаторов неизмеримо укрепляют программу. Молодые люди, у которых в прошлом были
проблемы с драками, привносят уникальную перспективу в свою работу в качестве
медиаторов. Они не понаслышке знают язык, жесты, причины, давление и не
удовлетворяющие участников конфликта, а иногда даже разрушительные последствия
применения насилия для разрешения конфликтов. У них есть опыт в подобных ситуациях
никого не смущаться. И они часто пользуются уважением своих сверстников, которое
позволяет им завоевывать доверие даже самых недружелюбно настроенных учащихся.

Ввиду очевидных преимуществ включения «трудных» школьников в ваш тренинг -
единственный уместный вопрос, на который следует ответить: сколько? Количество этих
школьников должно быть относительным по сравнению с другими обучаемыми. Поскольку
тренинг по медиации такой трудоемкий, вы не можете позволить обучать школьников, г
которые не послужат вам в будущем, поскольку у вас немного ценного «дополнительного»
времени, чтобы завоевать школьников и дать им сосредоточиться на обучении навыков
медиации. По этим соображениям предоставляйте не более 15 - 20% вакансий обучаемых
тем, у кого есть свои проблемы с поведением

Рассматривая критерии выбора, помните о том, что у школьников могут быть
проблемы с поведением в школе, и все же они могут иметь многие, если не все, качества,
необходимые для хорошего медиатора. На самом деле хорошие успехи и хорошее поведение

не гарантируют, что ученик станет хорошим медиатором, и наоборот. Медиация - великий
уравнитель. Хотя координаторы иногда включают одного-двух школьников в тренинг ради
своего же выигрыша (не ожидая, что они станут сильными медиаторами), по большей части
вам следует судить потенциальных «трудных» обучаемых по тем же критериям, что и других
школьников: разнообразие, личные качества и способности, уровень класса и наличие на месте

«Трудные» школьники могут выпасть вскоре из программы, в зависимости от их
заинтересованности" в программе. Привлечение и сохранение этих учащихся в тренинге
требует дополнительных усилий. «Трудные» школьники сначала часто приходят на тренинг
либо потому, что учитель или администратор настоятельно рекомендуют им это сделать,
либо потому, что так можно легко выйти из класса. Однако если тренинг проводится

правильно, к концу первой сессии им захочется стать медиаторами, и они с энтузиазмом
вернутся на тренинг. -

Набирая «трудных» школьников, найдите баланс между заинтересованностью и
ответственностью, которые требует программа, и тем, чтобы позволить им приходить по
собственным причинам; возможно, на предварительном собеседовании они не будут
блистать. Вы рискуете оттолкнуть их, если потребуете от них слишком многого, прежде чем
они получат первый опыт от программы.

Когда тренинг начался, и они заинтересованы в продолжении, пригласите побольше
таких школьников. Напомните им, что их выбрали лидерами, выполняющими престижную
функцию в школе. Если они склонны к дракам, возьмите обещание, что они не будут драться
в течение тренинга, и подтвердите это обещание, когда тренинг закончится. Возможно, этим
школьникам необходима также дополнительная помощь по выполнению других
обязанностей, связанных с участием в программе. Персональные напоминания в дни сессий
тренинга, например, увеличат вероятность, что они не забудут прийти. Проверяйте, как они
справляются со своими школьными заданиями во время тренинга, и помогайте им получать
помощь, если она необходима.

Включение «трудных» школьников в ваш тренинг стоит дополнительных усилия. Хотя
не каждый «трудный» обучаемый будет вдохновлен тренингом по медиации ровесников,
многие так успешно участвуют в тренинге, что тренеры не смогут отличить школьников с
проблемами в поведении от остальных членов группы.

Включение персонала (штата) школы в тренинг

Хотя медиация ровесников в конечном счете предназначена для школьников, она не
может быть успешной без поддержки учителей и администраторов. Возможно, наилучшим
путем завоевать эту поддержку будет включение членов педколлектива в тренинг по
медиации ровесников, чтобы они обучались бок о бок со школьниками. Воздействие этой
программы может быть полностью оценено только после ее практического применения, и
учителя и администраторы, выполняющие тренинг вместе со школьниками, становятся
самыми большими поклонниками программы. Они служат послами программы среди
остального персонала, а также являются важным источником направлений в первые дни
выполнения программы.

Члены педколлектива, как и программа в целом, выигрывают от своего участия в
тренинге. Они обучатся новым навыкам и приобретут доверие как фасилитаторы в
разрешении конфликтов, что пригодится им в классных комнатах, офисах и дома. Иногда
они медиируют для программы - обычно споры между учителем и учеником вместе с другим
медиатором-учеником, а это всегда приятный и полезный опыт. И возможно, важнее всего
то, что учителя воодушевляются, проводя время с учениками в качестве «соучеников».
Учителя неизменно называют такую совместную деятельность со школьниками одним из
наиболее выигрышных и приятных аспектов тренинга. Наблюдение за тем, как школьники -
даже те, которых они не допускали участниками тренинга - ответственно и мудро поступают,
обновляет их веру в молодых людей. Учителя-медиаторы часто возвращаются в свои классы
с новым энтузиазмом.

Во время одновременного тренинга учителей и школьников обратите внимание на
соотношение между одной группой к другой. Самые успешные тренинги включают 20 - 25
человек взрослых обучаемых и школьников. Если учителей будет меньше, то они
почувствуют себя изолированно; если больше - то ученики будут смущаться. Как в простом
правиле правой руки, должен быть максимум один взрослый на трех обучаемых школьников.

Выбирая взрослых для участия в тренинге, применяйте те же критерии, как и при
выборе школьников. Ставьте целью получить разнообразную группу персонала с
различными политическими связями внутри школьной системы (связи с администрацией,
руководством, школьным советом, учебными отделами, физическим воспитанием,

безопасностью школы и т.д.). Выбирайте взрослых, имеющих способности к медиации,
искренний интерес к программе и уважение к своим коллегам-педагогам. Хотя учителя редко
имеют возможность формально медиировать в школе (может быть, к их разочарованию),
отдайте предпочтение тем членам педколлектива, чье расписание позволит им медиировать
или координировать в случае необходимости. Убедитесь также, что выбранные учителя не
чувствуют дискомфорта от того, что их обучают «как равных» вместе с их учениками.

Если это возможно, включите в школьный тренинг одного из ответственных за
дисциплину в школе (если только учащиеся не будут смущаться его/ее присутствием).
Ответственный за дисциплину, который понимает и поддерживает программу, может стать
вашим самым большим союзником и лучшим источником направлений. Ответственные за
дисциплину также считают, что тренинг предоставляет им новую перспективу, полезную
модель и некоторые эффективные приемы для управления конфликтами, с которыми они
сталкиваются каждый день.

Для того чтобы набирать персонал, большинство школ просит волонтеров, а также
приглашает тех, с кем бы они хотели участвовать. Кроме того, чтобы обеспечить замену,
некоторые программы могут организовать продолжающееся обучение для учителей. Хотя
они колеблются из-за своих обязанностей в классе, чаще всего учителя и другой персонал
заинтересованы в участии.

Рассмотрите возможность приглашения родителей для заполнения вакансий,
зарезервированных для взрослых в тренинге. Родители могут следовать образцам навыков
разрешения конфликтов дома, а когда школьники увидят этот подход за пределами школы,
они скорее начнут применять его везде, где живут. Развитие навыков медиации приносит
пользу родителям как в личном, так и профессиональном плане. После завершения тренинга
родители также могут помочь в координации программы и расширении сферы ее влияния.

Процесс выбора обучаемых

Как вашей программе следует выбирать обучаемых? Самый простой подход -
тренировать уже существующую группу школьников в классе, школьном клубе, комитете
или в школьном управлении. Некоторые школы тренируют своих советников-ровесников
или членов ученического совета, если такие группы отвечают требованиям разнообразия,
личных навыков, доступности и преданности программе. Недостаток такого подхода - то,
что такие клубы и комитеты часто включают ядро активных и уверенных учащихся школы.
Чем обучать школьников, которые регулярно пользуются особым вниманием, лучше
«поделить влияние, власть» и удостоить вниманием учащихся, которые еще не участвуют в
школьных программах.

Более простой метод выбора обучаемых, следовательно, заключается в том, чтобы
собрать гетерогенную команду школьников, не являющихся частью уже существующей
группы. Самый эффективный способ выполнить этот метод - а метод, включающий персонал
является еще одним элементом программы - это просить рекомендаций учителей и
администраторов. После обзорной презентации или тренинга члены педколлектива
заполняют листы назначения, выделяя качества, которые вы ищете в школьниках-
медиаторах. У учителей есть несколько дней, чтобы вернуть эти листы координатору,
набирающему обучаемых из имеющихся кандидатур. Некоторые программы требуют, чтобы
школьники получали две рекомендации персонала для своего избрания. Особенно ценны
рекомендации «трудных» школьников, которые могли бы подойти для программы,
выданные ответственными за дисциплину. Если позволяют время и энергия, то в процесс
выбора рекомендуется включать и представителей учащихся. Школьники могут предлагать
себя или своих ровесников, которые, как им кажется, будут на своем месте. Как и персонал,
школьники узнают о программе на собраниях, презентациях в классах и статьях в школьных
газетах. Причем предлагаются не самые известные ученики, а те, к кому идут за помощью,
когда у них проблема. (Возможно, именно «трудные» учащиеся будут активно набираться).

Тренеры по медиации выбираются из числа этих волонтеров и назначенных. Недостаток
этого подхода: обращаясь к такому числу школьников, координатор должен тратить время на
интервью с большим количеством кандидатов, чем необходимо.

Важно заметить, что процесс отбора может быть использован для усиления других
аспектов выполнения программы, особенно расширения сферы действия программы и
образования. Чем больше членов школьного коллектива вы сумеете вовлечь в развитие
программы медиации ровесников, тем более значительный вклад они внесут в ее успех.
Однако следует помнить и отом, что во время первого года программы координаторам
приходится многое завершить, и они должны эффективно использовать свое время. Какой
бы вариант вы ни выбрали, примите во внимание оба эти фактора.

Как только школьников предложат либо назначат для подготовки в роли медиаторов,
координатор (в идеале при помощи членов консультативного совета и медиации ровесников)
должен проверить кандидатуры и выбрать наиболее подходящих. Некоторые школы
используют процесс, предоставляющий для этого хорошие возможности (но на который
потребуется время), в ходе которого школьники обсуждают кандидатуры дома и приходят к
консенсусу, рассматривая, кто должен быть медиатором. Но в большинстве программ
окончательное решение овыборе остается в руках координатора и его помощников. Таким
образом, тренируемая группа может быть составлена из тех, кто в целом отвечает интересам
программы.

Есть различные пути проверки кандидатур, в том числе:

• Проведите предварительную встречу для кандидатур.Во время вступительной
встречи координатор (и помощники) обсудит то, что медиаторы должны сделать в

определенные сроки, отношение и поведение в школе. В некоторых программах
медиаторам приходится утвердить кодекс поведения (посещать занятия, готовить
домашние задания, не драться). Эти встречи выявят школьников, которые не проявляют
необходимой заинтересованности программе.

· Попросите школьников заполнить письменные заявления на пост медиатора.Они
могут включать как организационно-технические вопросы (когда у кандидатов свободное
от занятий время, есть ли у них внешкольные обязанности, будут ли они свободны в дни
тренинга), так и вопросы о характеристиках назначаемых лиц и их мотивации стать
медиаторами. Поскольку у определенных учащихся, из которых вышли бы отличные
медиаторы, очень плохие навыки письма, и они это их смущает, некоторые программы
обходятся без письменного заявления.

· Проведите индивидуальные интервью с кандидатами.Вы лучше узнаете школьников
из того, как они представляют себя во время интервью, из их ответов на вопросы и из их
поведения в воспроизведении ролевых игр.

Как правило, школьников, избранных для того, чтобы быть медиаторами, просят взять
разрешения на участие в программе от учителей и родителей или опекунов. Школьники
должны подойти к своим учителям и попросить разрешение иногда медиировать во
время занятий. Это возлагает на учителей ответственность, их ответы проясняют,
насколько гибко вы сможете использовать школьника в качестве медиатора. В интересах
программы - проводить сессии медиации во время учебных занятий. Если кандидатуру
ученика не поддержат более двух учителей, то лучше выбрать другого.

Обращение к родителям за разрешением отвечает нескольким целям. Это необходимый
жест вежливости; это помогает избежать проблем с родителями, которые, возможно, не
захотят, чтобы их дети участвовали в программе; это форма выхода к общественности.
Пошлите письмо домой, поздравив родителей с тем, что его ребенка выбрали, дав
характеристику программы и преимуществ, которые она может дать учащимся и школе, и
ясно опишите, что требуется от их ребенка.

Набирая медиаторов, посмотрите, можно ли предложить стимулы школьникам,
участвующим в тренинге. Некоторые школы организуют для школьников курс доверия к
тренингу, в то время как в других школах выполнение функций медиатора заполняет часы на

108 .

общественную работу, необходимые для окончания учебного заведения. Стимулы, однако,
необязательны; обычно более чем достаточно школьников будут участвовать в тренинге и
без них. Но могут быть творческие подходы к тому, как компенсировать школьникам время
и энергию, которую они уделяют программе медиации.

После того как выбраны школьники для обучения, некоторые школы требуют, чтобы
они подписали контракт с программой. Контракт определяет ответственность медиаторов и
может включить много пунктов - от количества часов, которые они должны посвятить
программе каждый месяц, до кодекса поведения, описанного выше. Применение контракта
полезно для школьников тем, что он похож на соглашения, которые они будут помогать
заключать сторонам. Он также указывает на уровень заинтересованности, необходимой,
чтобы быть медиатором. Иногда лучше, чтобы медиаторы подписали этот контракт и
формально взяли на себя обязательства перед программой - после завершения тренинга,
когда они более информированы и взволнованы по поводу программы и своих обязанностей.
Обычно набрать школьников для подготовки медиаторов не составляет труда; сложнее
отправить школьников назад. Выбор медиаторов - наиболее трудоемкий процесс во время
первого года программы, когда школьники не информированы о программе. Позже вы
найдете среди медиаторов многих ребят, которые ранее были сторонами.

Наши рекомендации