Как оценить необходимость внедрения медиации и завоевать
ПОДДЕРЖКУ (МЕТОДЫ И СПОСОБЫ)
На начальном этапе организации поддержки медиации ровесников могут очень помочь
обычные неформальные беседы один на один. Помимо таких бесед, существуют
определенные методы и способы, которые можно использовать для представления
программы группам людей. Большинство инициаторов программ в той или иной форме
используют все эти методы и способы. Далее мы рассмотрим три самых распространенных
метода.
Анкеты и опросы
Инициаторы программ предлагают персоналу и школьникам стать участниками
опросов, цель которых:
· представить медиацию ровесников
· определить, существует ли необходимость внедрения медиации ровесников в данной
школе
• обеспечить быструю обратную связь, помогающую определить уровень
существующей поддержки медиации ровесников
· дать тему для дискуссий, возникающих во время собраний медиаторов
· предоставить информацию, которая может помочь в разработке плана программы,
удовлетворяющего потребности вашей школы
· показать респондентам, что вам небезразличны их потребности, и пригласить их к
участию и
· завоевать поддержку медиации ровесников
Эти опросы обычно затрагивают конфликты школьников, а вопросы касаются частоты,
серьезности, предметов спора и влияния конфликтов среди учащихся на школьную жизнь.
Еще одна возможная тема для опросов - представления учителей о дисциплине и
дисциплинарной системе. Все опросы должны включать краткое описание программы
медиации ровесников, а также вопросы, позволяющие определить степень потенциальной
поддержки программы. Результаты опросов сводятся в таблицы, доводятся до сведения
респондентов на собраниях, и используются в качестве справочной информации на стадии
реализации программы.
Собрания и презентации
Вводные презентации - еще одна важная часть процесса обеспечения поддержки для
программы медиации ровесников. Эффективные презентации позволяют людям, заявить о
своих потребностях, стать очевидцами процесса медиации, задать волнующие их вопросы,
касающиеся медиации ровесников, высказать предложения по проекту программы.
Презентации необходимо проводить в соответствии с приведенными выше
рекомендациями. Рассмотрите возможность проведения презентаций для самых различных
групп, включая следующие: .
Школьный совет/комитет
Учителя (на собраниях персонала или в дни, выделенные для повышения
квалификации)
Совет учащихся
Административный персонал
Собрания учащихся
Завучи
Судебные комитеты («комитеты справедливости»)
Комитеты по взаимоотношениям между членами коллектива
Профсоюз учителей
Организации, ставящие своей целью гармонизацию межрасовых отношений. Хотя в идеале люди на подобные презентации приходят добровольно, достичь этого в условиях школы не всегда удается. Конечно, если только вы не являетесь выдающимся оратором, проведение презентации в аудитории, состоящей из преподавателей, привлеченных в "добровольно-принудительном порядке", может оказать деморализующее воздействие. Попытайтесь быть скромнее в своих ожиданиях. Если после вашей презентации 5 процентов аудитории захочет участвовать в программе, 50 процентов посчитает, что медиация ровесников — идея хорошая, 30 процентов не определится со своим мнением, а остальные скажут, что вы - дурак, считайте, что ваш результат относится к самым
типичным! Попытайтесь предложить небольшие, обзорные презентации на собраниях, обязательных для посещения, и более глубокие - для тех, кто заинтересовался программой всерьез. Первые из них, по крайней мере, позволят получить минимальную информацию о
медиации ровесников всем и дадут возможность привлечь тех, кто иначе бы об этой
концепции и не услышал. Вторые позволяют обменяться мнениями; на них происходит диалог, который крайне важен для обеспечения поддержки вашей программы.
Семинары и тренинги
Третий эффективный способ завоевания поддержки медиации ровесников - проведение
семинаров и тренингов. Вне зависимости от степени начального интереса к данному
Предмету, учителя находят тренинги по разрешению конфликтов и медиации
Увлекательными и весьма полезными. Поскольку информация может быть представлена во
всей глубине, участники тренингов на опыте познают эффективность медиации и часто
становятся убежденными сторонниками и пропагандистами программы.
Продолжительность тренингов колеблется от двух часов до пяти дней. Для
кратковременных занятий идеально подходят дни, выделяемые для повышения
квалификации. Некоторые системы школьного образования дают возможность
преподавателям посещать и более длительные тренинги в течение школьного года и летом.
Конечно, важно, чтобы эти занятия проводились квалифицированными инструкторами.
Я постоянно использую свои навыки медиации. Они — мои верные помощники в решении повседневных проблем. Медиатор - учащийся старших классов.
Учебные программы семинаров и тренингов могут разрабатываться как для конкретной группы участников (руководители отделов, психологи-консультанты, родители и так далее), Так и для всех членов школьного сообщества. Повестка дня должна представлять собой сочетание различных направлений, включая теорию разрешения конфликтов, возможности Роста личности и профессионального роста, развитие медиационных навыков. Во многих школах вводный тренинг для персонала представляет собой составную часть процесса реализации
Существует множество способов представления медиации ровесников, поэтому не
стоит ограничивать себя лишь тремя указанными. Можно создавать специальные
информационные выпуски для школьных телевизионных станций, писать статьи в школьную
газету, готовить драматические постановки, организовать диспуты, тема которых - насилие
в. школе, использовать иные подходы, которые вы сочтете эффективными.
ИДТИ ЛИ ДАЛЬШЕ?
И наконец, подходит момент, когда вам необходимо принять решение - имеет ли
медиация ровесников в вашей школе такую поддержку, которая бы позволяла идти дальше?
К сожалению, существует лишь несколько жестких и простых правил, помогающих
определить, когда не следует проводить реализацию программы медиации ровесников. Если директор заявляет, что не будет поддерживать эту программу, или, если число конфликтов
между учащимися школы не столь велико, чтобы ставить вопрос о проведении тренингов
медиаторов, - лучше перенести свою энергию в иную сферу. Но, исключая подобные случаи,
указывающие на очевидный отрицательный ответ, принять решение по указанному вопросу
обычно непросто.
В некотором смысле, то, какой уровень поддержки считать необходимым, зависит от
вашей интуиции и от того, насколько вы последовательны в своем стремлении реализовать
эту программу. Но существует два ключевых фактора, которые нельзя не принять во
внимание, и здесь мы возвращаемся к тому, с чего мы начали эту главу:
1. У вашей школы должна существовать потребность в программе, и эта потребность
выражается в следующей форме: помощь медиации ровесников может благотворно
воздействовать на конфликты между школьниками. Педагоги ставят много задач перед
медиацией ровесников: снижение числа временных отстранений от занятий, улучшение
школьного климата, обучение навыкам разрешения конфликтов, пропаганда расовой
терпимости и так далее. Но программы медиации разрабатываются таким образом, что
указанные цели - достигаются только тогда, когда школьники на практике выступают медиаторами при разрешении конфликтов.
2. Вы должны быть способны сформировать группу, которая станет "ядром" поддержки медиации ровесников. Система может быть изменена только тогда, когда существует определенная "критическая масса" людей, требующих соответствующих перемен.
Хорошим знаком является желание педагогов, родителей и школьников взять на себя
ответственность за то, чтобы медиация ровесников в вашей школе стала реальностью.
Внутри школ всегда будет существовать сопротивление; завоевание поддержки
медиации ровесников — процесс небыстрый и длительный. Тем не менее, важно отметить,
что после того, как вы уже получили достаточную поддержку для реализации программы,
она сама "генерирует" собственную поддержку, завоевывая сердца тех людей, кто
воспользовался ее помощью, и тех, чьи знакомые ощутили эту помощь на себе. После начала
реализации программы, расширение сферы действия программы и расширение поддержки
остаются важными составными частями работы программы.
После того, как вы убедились, что потребность в программе существует, и существует
"ядро" поддержки программы, на этой стадии вы не можете со всей определенностью
сказать, будет ли программа медиации ровесников эффективна в вашей школе. Для этого
вам потребуется приступить к разработке плана программы; соответствующее описание
приводится в следующей главе.
Но прежде всего воспользуйтесь тестом, приведенным далее, чтобы определить свою
готовность к дальнейшему продвижению вперед. Если полученная оценка будет достаточно
низкой, значит, скорее всего, медиация ровесников в вашей школе будет неэффективна. Если
оценки хороши - переходите к следующей фазе - разработке плана программы.