Программа медиации ровесников

Программы медиации ровесников используют разработки, сходные с соседскими (community) программами, которые и вдохновили на их возникновение. Получив поддержку
программы в стенах школы, группа школьников различного возраста выбирается для участия
в интенсивном тренинге по медиации и разрешению конфликтов. Программы тренинга

длятся везде от 20 до 25 часов и обучают школьников общим и специфическим навыкам,
которые они будут использовать как медиаторы. Большинство тренинговых программ
включают занятия (сообразно возрасту) по:

· Теории разрешения конфликтов .

· Стилям разрешения конфликтов

· Ведению переговоров и разрешению проблем

· Процессу медиации

· Коммуникациям и активному слушанию

· Выражению потребностей и чувств

· Умению конструктивно критиковать и воспринимать конструктивную критику

· Как завоевать доверие

· Как сохранять контроль

· Как оставаться спокойным под прессингом

· Нейтральности

• Работе в команде

· Умению вести записи

· Передаче информацию

· Строительству соглашение

· Умению критически мыслить

· Как писать соглашения:

· Конфиденциальности.

· Пониманию пристрастности и предубеждения

Обучение медиации идет в высоком темпе и направлено на учащихся всех уровней и академических способностей. Обучающая методика включает лекции, демонстрации, письменные упражнения, игры, упражнения в малых и ^больших группах и, что наиболее
важно, ролевые игры настоящих сессий медиаций. Учащиеся и учителя часто занимаются тренингом вместе, узнавая друг от друга и применяя свой личный опыт в конфликте как рекомендацию. В заключении тренинга участники имеют представление о навыках медиации и теории, что позволяет им медиировать реальные споры. Школьные администраторы, руководящие программами медиации, рассматривают их как важное ценное приобретение в дополнение к своей дисциплинарной системе. Штат и учащиеся решают, какие типы споров подходят для медиации: обычно все споры, кроме тех, где применяется оружие, наркотики или серьезное физическое насилие. - и в некоторых
случаях рекомендуют медиацию в дополнение к традиционным дисциплинарным мерам.
Участие в медиации ровесников почти всегда добровольно. Обращения принимаются от
любого члена школьного коллектива взрослыми координаторами медиации. Этот
координатор просматривает все аспекты программы, включая объяснение спорящим
сторонам процесса медиации, расписание сессий медиации, наблюдение за медиаторами и
мероприятия, следующие после случаев медиации.

Сессии медиации ровесников обычно занимают меньше времени, чем учебное занятие,
и около 90% этих сессий завершаются соглашениями, которые приемлемы для всех
заинтересованных сторон. Те немногочисленные сессии, которые не вырабатывают
приемлемых решений, отсылают свои дела назад через обычные дисциплинарные каналы.
Важно заметить, что программы медиации ровесников предназначены не только для
особенно «трудных» школьников. Большинство сторон на сессиях медиации ровесников -
это обычные, относительно благополучные учащиеся.

Процесс медиации ровесников

Хотя в программах медиации есть различия, большинство сессий медиаций ровесников
в средних школах и вузах выглядят примерно следующим образом:

· Набор.Взрослый координатор встречается с конфликтующими учащимися, отвечает на
их вопросы о медиации ровесников и спрашивает их, не хотели ли бы они попробовать
эту процедуру. Если они согласны, координатор выбирает подходящих школьников-
медиаторов и назначает время сессии на возможно более скорый срок.

· Совместное заседание.Пара обученных медиаторов-школьников встречается вместе со
сторонами, начиная формальный процесс медиации. Совместное заседание включает
следующие шаги:

1. Характеристика обстановки: учащиеся-медиаторы описывают процесс, устанавливают
основные правила, отвечают на вопросы и подтверждают готовность сторон участвовать.

2. Выслушивание истории: каждая сторона получает возможность без перебивания описать
ситуацию. Медиаторы внимательно выслушивают и обобщают презентацию каждой
стороны.

3. Определение проблемы: медиаторы задают вопросы сторонам, чтобы раскрыть чувства,
выяснить различие восприятия и помочь сторонам полнее понять ситуацию. Стороны также
могут задавать вопросы друг другу.

4. Выработка альтернативных решений: медиаторы спрашивают каждую сторону, чего они
хотят, чтобы решить конфликт. Затем стороны подвергают мозговому штурму возможные
решения и с помощью медиаторов ведут переговоры о соглашении их конфликта. Это
продвигает процесс к этапу написания соглашения или к :

· Необязательные частные заседания и закрытые совещания(caucuses). Иногда
медиаторы-ровесники встречаются с каждой стороной отдельно, в то время как другая
сторона ожидает вместе с координатором. Это называется частное заседание (private
session). Частные заседания позволяют медиаторам глубоко исследовать спорные
вопросы и позволяют сторонам изменять позиции и поделиться частной информацией,
сохраняя свое лицо. Закрытые совещания похожи на обсуждения между учащимися-
медиаторами без присутствия какой-либо стороны.

· Написание соглашения и закрытие.Если сторонам удалось достичь соглашения по
урегулированию их конфликта, медиаторы записывают условия, просят стороны
подписать их и дают каждому копию. Школьники-медиаторы завершают заседание.

поблагодарив стороны и предложив свои услуги в будущем. Перед тем как разойтись.
стороны дают письменную оценку процесса. Иногда стороны отсылаются, к другим
школьным программам, но чаще всего они возвращаются в класс.

Дальнейшие мероприятия(follow-up). Взрослые координаторы и/или учащиеся
медиаторы проверяют, действует ли соглашение и предлагают помощь. Эти
последующие мероприятия могут происходить где-угодно на протяжении периода от
одного дня до одного месяца после сессии медиации.

Наши рекомендации