Внедрение разрешения конфликтов путем сотрудничества в школах

Для того чтобы разработать эффективную систему управления конфликтом в школе, необходимо иметь в виду два основных соображения. Первое - это то. что школы представляют собой сложные учреждения. Если это возможно, все аспекты структуры школы и ежедневный распорядок должны быть согласованы с принципами разрешения конфликтов путем сотрудничества. Второе заключается в том. что усилия по разрешению конфликтов более успешны в тех школах, где, если можно так выразиться, люди чувствуют, что о них заботятся. Только когда учителя и ученики чувствуют, что их ценят, когда они вовлечены в учебный процесс, когда их мнением интересуются и его ценят, тогда усилия по разрешению конфликта имеют более длительное воздействие.

Воспитатели внедряли разрешение конфликтов путем сотрудничества в своих школах четырьмя основными путями.

Четыре основных пути, которыми воспитатели внедряли разрешение конфликтов путем сотрудничества:

Учебный план
Воспитание персонала
Административный
Программный

Учебный план.Цель учебного подхода - внедрить разрешение конфликтов в
академическую программу школы. Школы осуществляют это различными путями. Один
из них - обучать навыкам непосредственно на занятиях по разрешению конфликтов или
на занятиях, которые могут включать разделы по разрешению конфликтов (здоровье,
гражданское право, юридические консультации). Учащиеся изучают основы теории
конфликтов иучаствуют в упражнениях, закрепляя на практике навыки и применяя их к
своейсобственной жизни. (Чтобы овладеть навыками по разрешению конфликтов, как и
другими навыками, необходима практика). Другой путь состоит в том, чтобы внедрить
разрешение конфликтов в расписание основных предметов, таких как история,
английский язык и даже математика. Учащиеся могут анализировать и разыгрывать
конфликты в виде рассказа или истории, используя принципы разрешения конфликтов
путем сотрудничества. Значение усилий по внедрению разрешения конфликтов в
учебный план заключается в том, что они обеспечивают вовлечение в разрешение
конфликтов всех учащихся в школе. Сложности заключаются в гарантии эффективного
составления учебного плана, обеспечение возможности учащимся использовать свои
навыки на примерах конфликтов из реальной жизни и нахождения места в уже
перенасыщенном учебном плане для внедрения этого материала. .

Обучение, штата.Трудно ожидать от учащихся, что они будут разрешать конфликты
путем сотрудничества, если этого не будут делать учителя и администраторы. Второй
подход, следовательно, фокусируется на обучении персонала. (До последнего времени в
подготовку учителей не включалась информация по разрешению конфликтов). Путем
презентаций или более экстенсивных курсов учителя узнают, как моделировать
разрешение конфликта путем сотрудничества, непосредственно обучить ему школьников
и использовать такие приемы, как классные встречи, классные договоры и совместное
обучение в их поддержку. Результаты заключаются в совершенствовании управления
классом, лучшем применении совместных обучающих принципов и более
удовлетворительных отношениях между учителями и учащимися. Сила подхода
«образование персонала» заключается в том, что он достигает человеческой основы
школы - учителей. Если школьные воспитатели являются сторонниками разрешения
конфликтов, у любого усилия гораздо больше шансов на успех. Ограничения
заключаются в том, что трудно предоставить достаточно времени для тренинга
(обучения), чтобы добиться длительного воздействия на обучающую практику учителей.
некоторые учителя не заинтересованы в разрешении конфликтов, и сам по себе
учительский состав может никогда не дойти непосредственно до учащихся.

Административный.Третий путь интегрировать принципы разрешения конфликтов в
школу - через ее административную систему. Примеры такого подхода включают
предоставление возможностей администраторам, учащимся и учителям управлять
школой совместно (путем сотрудничества); изменение дисциплинарной политики с
включением медиации сверстников; поощрение взрослых к медиированию споров между
их учащимися и друг с другом; а также тренинги участников переговоров со стороны
профсоюза и школьной системы по принципам и приемам разрешения конфликтов.
Каждая из этих идей имеет свои собственные достоинства и ограничения, но все они закрепляют практические уроки по самой сути разрешения конфликтов путем
сотрудничества.

Программный.Окончательный подход к введению навыков разрешения конфликтов в
учебный процесс - и именно на нем сосредоточено внимание этой книги - заключается во
внедрении таких программ разрешения конфликтов, как медиация ровесников. В этих
программах учащиеся сначала обучаются навыкам разрешения конфликтов и медиации, а
потом им дается возможность практиковать и развивать свои навыки, помогая своим
ровесникам разрешать конфликты. Недостатками программного подхода является то, что
программы могут быть сложными для выполнения, и что хотя многие учащиеся
пользуются услугами медиации ровесников, только небольшая часть проходит через
интенсивный тренинг. Сильная сторона программного подхода: он непосредственно
обучает учащихся навыкам разрешения конфликтов, направляет потребность системы в
службе разрешения конфликтов и позволяет школьникам применять свои навыки по
разрешению конфликтов там, где они нужнее всего - в реальных конфликтах. Этот
последний пункт дает программным подходам уникальное преимущество. Используя
действительный конфликт между школьниками, наилучший источник знаний о
разрешении конфликтов, в качестве средства обучения навыкам разрешения конфликтов,
медиация ровесников превращает установленную обязанность в учебное средство. В
результате все больше школьных систем принимают программы по медиации ровесников
как центральное звено своих усилий по управлению конфликтами между школьниками.

При внедрении в школах разрешения конфликтов путем сотрудничества цель состоит в
том, чтобы разработать действия, которые вызывают перемены на всех этих уровнях:
обучение учителей, изменение учебных планов и программ, подобных медиации ровесников.
Поскольку работа на одном из этих уровней усиливает работу на других, вместе они
оказывают более глубокое воздействие на учащихся, чем каждый из них отдельно. В идеале
школьники должны на каждом шагу находить смоделированные для них процессы
разрешения конфликтов путем сотрудничества.

ИТОГИ ГЛАВЫ

В этой главе мы рассмотрели, как школы разрешают конфликты между учащимся.
Самые важные уроки таковы:

· Даже когда обучение навыкам разрешения конфликтов является частью учебного плана,
действительный школьный конфликт является по существу внеучебным.

· В идеале школам следует иметь всеобщую систему для управления конфликтом между
учащимися.

· По различным причинам традиционный подход школы к конфликту между учениками не
является идеальным.

· Школьная дисциплина - это не то же самое, что разрешение конфликта, и сама по себе
дисциплинарная система неадекватна для разрешения межличностного конфликта между
учащимися.

· Разрешение конфликтов путем сотрудничества может и должно быть интегрировано в
школы через учебный план, обучение персонала и административную практику, как и
путем введения эффективных программ, подобных медиации ровесников.

ГЛАВА 3

МЕДИАЦИЯ РОВЕСНИКОВ

Наши рекомендации