Различия между медиацией и арбитражем

Приведем самые основные отличия между медиацией и арбитражем:

• Распределение власти.Медиация стремится предоставить сторонам определенные
возможности, поддержку и право управлять собственной судьбой. Степень вмешательства
медиаторов определяется только необходимостью помощи сторонам в построении удовлетворительного решения конфликта. При арбитраже арбитр сохраняет контроль как
над процессом, так и над его исходом. Арбитры используют свою власть для принуждения
сторон к выполнению принятых ими, арбитрами, решений.

•Контрольисхода. При медиации стороны создают собственные решения. Они также
могут выйти из процесса, если считают, что он не дает им необходимых преимуществ. И
напротив, арбитры, а не стороны, решают исход, руководствуясь собственными
соображениями о справедливости (и, при необходимости, не учитывая мнения сторон).

· Беспристрастность.Беспристрастность - это основа медиации, и медиаторы
сознательно стараются сохранять нейтралитет. Для арбитров же нейтралитет является
идеалом, у них есть определенные обязательства перед системой, частью которой они
являются, и на их решения могут повлиять, в том числе, и их отношения со сторонами. Это
особенно касается неформального арбитража, когда арбитрами выступают родители и
преподаватели.

· Решение/вердикт третьей стороны.Медиаторы не высказывают своего мнения
относительно сути конфликта и вежливо избегают ответа на подобный прямой вопрос. В
пределах разумного все вопросы, возникающие на сессии медиации, решаются самими
сторонами. В противоположность этому, основной функцией арбитра является
формулировка всеобъемлющего решения, подлежащего исполнению сторонами.

•Дисциплинарная функция.Медиация представляет собой процесс, совершенно не
ориентированный на наказания. И хотя достигнутые соглашения иногда включают пункты,
предусматривающие ответственность сторон в случае невыполнения, в идеале за сессией
медиации не предпринимается каких-либо действий, которые бы не были оговорены на ней
сторонами. Арбитраж может предусматривать наказания; как правило, арбитры могут
определить наказание, и они наделены властью, способной принудить стороны выполнить
их, арбитров, решение. . ;

•Временная ориентация. Медиация способствует достижению сторонами
удовлетворительных соглашений, направленных на достижение успеха в будущем. Прошедшие события и действия сторон обсуждаются только в той мере, в какой это
способствует созданию осмысленных, конструктивных планов на будущее. При арбитраже стороны часто наказываются за свои прошлые действия, и решение арбитра часто зависит от ответа на такие вопросы, как "кто зачинщик" и "кто виноват".

• Победители и проигравшие. Цель медиации - помочь сторонам найти решение, при котором ни одна из них не поступается чем-то важным: "выиграть" должен каждый. При этом считается, что лучше не достигнуть соглашения, чем достигнуть такого, которое будет являться неудовлетворительным для сторон. После вынесения решения арбитром стороны часто чувствуют себя победителями или побежденными. Нечасто бывает так, что решением арбитра недовольны обе стороны.

• Добровольность. Медиация - процесс добровольный. Стороны обычно сами принимают решение об участии, и они соглашаются считать свой спор решенным только в том случае, когда решение для них приемлемо. Арбитраж - процесс недобровольный.
Стороны могут быть вынуждены как принять участие в арбитраже, так и подчиниться
вынесенному вердикту.

•Определение спора. Медиаторы работают над разрешением спора в соответствии с условиями, определенными оппонентами, а не следуя собственной повестке дня или повестке дня того института, который они представляют. Медиаторы могут предложить сторонам рассмотреть побочные вопросы, но именно стороны решают, стоит это делать или нет. Арбитры определяют спор в соответствии с собственными суждениями, правилами и нормами, которые им предписаны. Арбитры составляют собственную повестку дня. хотя она может недостаточно отражать или даже игнорировать те предметы спора, которые важны для сторон.
• Спектррассматриваемых вопросов. При медиации спектр вопросов, подлежащих обязательному обсуждению, определяется теми предметами, которые сами оппоненты считают существенными. Медиаторы знают, что существуют и иные предметы, косвенные.
которые также необходимо обсудить для успешного разрешения конфликта. Арбитраж не
дает сторонам возможности обсудить предметы, не касающиеся спора непосредственно.
поскольку это отвлекает внимание арбитра от основных предметов.

• Конфиденциальность. Медиаторы гарантируют сторонам значительный уровень
конфиденциальности. О любых исключениях, касающихся конфиденциальности, стороны
информируются заблаговременно, до принятия участия в сессии медиации. При арбитраже
уровень конфиденциальности, распространяемый на информацию, обсуждаемую в процессе
сессии, остается, как правило, неопределенным.

Преимущества медиации

При рассмотрении большинства межличностных конфликтов, медиация по сравнению с арбитражем, обладает несомненным преимуществом, поскольку она направлена на принятие оппонентами подхода, предполагающего сотрудничество, а не соревнование. Чтобы продемонстрировать целесообразность использования медиации, рассмотрим еще один небольшой конфликт из школьной жизни.

Луис и Рафаэль - два шестиклассника - конфликтуют уже на протяжении нескольких
месяцев. Луис обзывает Рафаэля "жирным", а Рафаэля это очень задевает. Без посторонней
помощи мальчики решить конфликт не смогли. Рафаэль обратился за помощью к
администратору, ответственному за дисциплину.

• Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть разрешены
только в том случае, если стороны сами этого захотят. Третьи стороны - медиаторы или
арбитры - никогда не могут сами по-настоящему решить конфликт: бремя решения должно
возлагаться исключительно на стороны. Если Луис и Рафаэль предстанут перед школьным
администратором, ответственным за дисциплину, или арбитром, последний, по веси
вероятности, использует свое влияние, чтобы заставить Луиса прекратить его недостойные
выпады. Луису, возможно, будут угрожать наказанием или даже накажут, чтобы таким
образом предотвратить повторение подобных оскорблении в дальнейшем. В результате, он.
возможно, и перестанет обзывать Рафаэля.

Но хотя оскорбления, возможно, и прекратятся. Луис и Рафаэль, скорее всего, будут
продолжать злиться и обижаться друг на друга. Такие чувства никогда нельзя отмени п.
приказом свыше. Здесь необходима внутренняя, эмоциональная переориентация, которая
может быть выполнена только самими сторонами. Медиация, поддерживая принятие
сторонами самостоятельного выбора, более, чем арбитраж, способствует возникновению
такого рода переориентации.

Когда я медиирую, то помню, что должен оставаться нейтральным. Я просто
смотрю и вижу двух человек, которые нашли в себе достаточно мужества, чтобы прийти
на сессию медиации. Медиатор -учащийся средних классов.

• Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить
трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно.

Для того чтобы медиация была эффективной, необходимо доверие сторон к медиатору и
процессу. Таким образом, первая задача, которая стоит перед медиатором, - помочь
сторонам почувствовать, что они находятся в безопасности. С этой целью oн делает
следующее: подробно разъясняет сторонам суть процесса, поощряет их на то, чтобы они
высказались, слушает, не высказывая оценок, демонстрирует сочувствие той ситуации, в
которой оказались стороны, и гарантирует им конфиденциальность. Стороны отвечают тем,
что раскрывают информацию и делают свой выбор, что при арбитраже было бы крайне
маловероятным. Рафаэль может продемонстрировать, насколько задевают его слова Луиса. сохраняя при этом свое лицо. Луис может признать свою ошибку, не опасаясь того, что медиатор использует это признание против него. Медиация помогает произвести необходимые изменения безопасным образом.

• Медиация признает важность поощрения доверия и уважения между сторонами.

Делая акцент на проведение переговоров "лицом к лицу", медиация разрушает барьеры между сторонами способом, который арбитражу недоступен. Стороны слушают, и, в конце концов, говорят непосредственно друг с другом, при этом каждая из них не скрывает своих переживаний и чувств. Луис, например, может впервые ощутить боль, которую его слова причиняют Рафаэлю. И хотя они поначалу придерживаются разных точек зрения и даже недолюбливают друг друга - процесс медиации превращает их из противников в людей, которые мало чем отличаются друг от друга. Добровольно принимая участие в процессе, стороны тем самым выказывают оппонентам свое уважение.

· Медиация признает важность открытого обмена информацией между сторонами.

Медиация позволяет сторонам не только лучше узнать друг друга, но и лучше разобраться в конкретном конфликте. До сессии медиации стороны смотрели на конфликт только со своей точки зрения, и, соответственно, знали только часть общей "истории". Медиация помогает им соединить свои версии и создать общую картину событий. При этом уходит непонимание и проясняется противоречивая информация. Рафаэль слышал, что отчим Луиса – человек грузный, и поэтому замечания Луиса его особенно задевают. Луис понимает, что Рафаэль не пытался создать ему неприятности, обращаясь к администратору, ответственному за дисциплину; Луис просто хотел прекратить обзывания. После того как стороны приходят к согласию по поводу составных проблемы, они делают огромный шаг в направлении соглашения о том, как эту проблему решать..

· Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет
являться разрешением конфликта.

Медиаторы подталкивают людей, которые лучше всего знакомы с конкретной проблемой - сами стороны - к тому, чтобы те создали свое решение. И, хотя решение арбитра может быть продиктовано соображениями о благе общины и справедливости, если такое решение не предоставляет то, что необходимо сторонам для прекращения их спора, конфликт не исчезнет. Медиация признает стороны "экспертами'" в своем конфликте.

• Медиация признает, что стороны скорее будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.

Толькостороны могут покончить с конфликтом, так же, как только они и могут реализовать принятое ими решение. Если стороны проделали большую работу по созданию соглашения, то, скорее всего, они будут придерживаться условий этого соглашения. Стороны меньшезаинтересованы в соблюдении тех контрактов, которые создал за них арбитр. Даже страх наказания со стороны арбитра не может сравниться с той мотивацией по реализациисоглашений, которая возникает у непосредственных создателей этих соглашений.

Соглашение и примирение

И наконец, вспомним о последнем из преимуществ, которые медиация имеет перед
арбитражем, о преимуществе, которое наделяет особой силой этот метод разрешения
межличностных конфликтов: медиация помогает достичь двух различных уровней
разрешения. Мы можем назвать эти уровни соглашением и примирением.

Соглашение относится к условиям, создаваемым сторонами для разрешения конфликта. Соглашения затрагивают реальные предметы спора; например, Джо соглашается дать Сэму десять
долларов в пятницу перед началом занятий. Большая часть всех сессий медиации - почти 90
процентов из всех школьных сессий медиации - приводит к созданию соглашений,
приемлемых для сторон. Эти соглашения могут и не включать всего, что изначально хотели
стороны, но они могут дать сторонам достаточно для того, чтобы оппоненты могли
разрешить свой конфликт.

Второй уровень разрешения, примирение, относится, скорее, к менее осязаемом)
аспекту процесса. Примирение касается уже не реальных предметов спора, а отношений
сторон. Когда стороны достигают примирения, они начинают понимать и пенить чхнет на.
идеи и интерпретацию событий других людей, сознавая, что мы сделали все, что в наших
силах, для достижения наилучшего результата. Примирение имеет непосредственное
отношение к прощению1.

Достижению примирения способствуют обязательные элементы медиации - стороны
внимательно выслушивают друг друга, говорят непосредственно друг с другом, медиаторы
помогают им выказать истинные восприятия и чувства. Ограниченные возможности
арбитража в части достижения примирения объясняются тем, что для него само вынесение
вердикта имеет значительно больший приоритет, чем окончательное решение сторонами их
конфликта. В этом можно убедиться на следующем примере.

Сет и Девон дружили на протяжении двух лет. Они подружились, когда вместе
принимали участие з школьном конкурсе талантов. Обоим мальчикам нравится рэп. И хотя
они проводят вместе время в школе: шутят, разговаривают с девочками, репетируют свои
танцевальные номера. - вне школы они практически не видят друг друга.

На прошлой неделе танцевальная группа Девона выступала в детском центре, и <ж
попросил Сета одолжить ему куртку на время выступления. Сет знал, что Девону всегда
нравилась эта куртка, и он одолжил ее на том условии, что Девон вернет ее в хорошем
состоянии.

Представление шло с большим успехом, и Девон в восторге сбросил с себя куртку и
швырнул ее за кулисы. После окончания концерта Девон уже не нашел куртку на том месте,
куда он ее швырнул. Он обыскал все здание детского центра, но пропажи не обнаружил.

Мальчики не смогли решить эту проблему, и с тех пор Сет злится на Девона. Куртка
стоила 145 долларов. У Девона таких денег нет. Не зная, что еще можно предпринять. Девон
предложил обратиться к медиации.

Если бы этот конфликт решался с помощью медиации, соглашение Девона и Сета
могло выглядеть примерно так:

1. Сет и Девон соглашаются, что проблема решена.

2. Девон соглашается выплатить 40 долларов сегодня, а затем отдавать по 15 долларов
в течение семи недель, чтобы у Сета было 145 долларов на покупку новой куртки.
Деньги будут отдаваться каждый понедельник перед уроком математики.

3. Сет и Девон хотели бы оставаться друзьями в будущем.

Кроме того, примирение может помочь Сету понять, что же произошло с Девоном на
концерте, и как случилось так, что куртка была утеряна. Возможно. Девон выскажет
глубокое сожаление о факте пропажи, о той проблеме, которую его невнимательность
создала для Сета, и. в первую очередь, поблагодарит Сета за готовность одолжить куртку.
Возможно даже, что оба мальчика признают, что их дружба была для них важна. И в -конце-
концов ребята простят друг друга, пусть даже это прощение не будет высказано словами.

Если говорить о результате сессии медиации, то он не всегда выражается и в
примирении, и в соглашении, - не исключено, что будет достигнут только одни уровень
разрешения конфликта. Например, даже если Сет будет удовлетворен условиями

Хотя, возможно, разница между соглашением и примирением и не вполне четко осознается школьниками - на
интуитивном уровне ребята ее улавливают. Примирение означает, что оппоненты не просто приходят к
соглашению о чем-либо. - они решают и окончательно улаживают проблему, восстанавливают отношения. На
сессии медиации это различие между соглашением и примирением становится для сторон совершенно ясным.

30 соглашения, он, возможно, будет продолжать злиться на Девона и не пожелает простить
приятеля за то, что тот был так "глуп" и потерял куртку (соглашение без примирения). Или,
возможно, Девон и Сет простят друг друга, но не смогут договориться об условиях
соглашения, приемлемых для них обоих (примирение без соглашения).

То, что медиация способна помочь примирению участников конфликта, представляет
собой одну из сильнейших сторон этого процесса. Примирение позволяет им направить всю
свою энергию на разрешение реальных предметов спора. Примирение повышает вероятность
того, что соглашения будут достигнуты, и что достигнутые соглашения будут действенными.
Ценность примирения проявляется не только в его влиянии на достижение соглашения.
Примирившиеся стороны получают следующий ценный опыт: находясь в состоянии
конфликта между собой, они в то же время проявляли заботу об оппоненте. Этот опыт
важен и ценен для обеих сторон, и они смогут использовать его при разрешении своих
конфликтов в будущем.

Очевидно, что медиация, по сравнению с арбитражем, обладает вполне определенными
преимуществами в части разрешения межличностных конфликтов. Это совсем не означает,
что медиация — тот процесс, который следует использовать всякий раз, когда стороны,
находящиеся в состоянии конфликта, ищут помощи. Арбитраж происходит быстро, его
эффективность проявляется на коротком временном отрезке, он демонстрирует силу власти
во всей ее мощи. В той части, которая касается нарушения сторонами правил и свершения
определенных действий, которые должны последовать за этими нарушениями, арбитраж
представляет собой логичный процесс, четко определяющий подобные последствия. Иногда
стороны неспособны достичь соглашения с помощью медиации. В то же время, в целом при
разрешении межличностных конфликтов медиация гораздо более эффективна, чем арбитраж,
и именно к медиации необходимо, в первую очередь, пытаться прибегать там, где. это
представляется возможным.

ИТОГИ ГЛАВЫ

В этой главе мы рассмотрели основные положения, относящиеся к конфликтам и к
разрешению конфликтов:

· Конфликты - это явления, естественные для отношений между людьми и способные
оказать положительное воздействие на вовлеченные в них стороны.

· Всем межличностным конфликтам вне зависимости от того, какие стороны принимают в
них участие и какие предметы спора в них затрагиваются, свойственна одна и та же
динамика.

· Если речь заходит о разрешении конфликтов, то совершенно необязательно, что4выигрыш
одной стороны оборачивается проигрышем для другой. Часто возможно достижение
взаимовыгодного решения.

· Разумное использование подхода, предполагающего сотрудничество при разрешении
конфликта, более благоприятно для всех вовлеченных сторон, чем соревновательный
подход.

· К самым распространенным процессам, используемым при разрешении межличностных
конфликтов, относятся переговоры, медиация и арбитраж.

· В тех случаях, когда стороны, участвующие в межличностном конфликте, нуждаются в
помощи, обращение к медиации, как правило, более предпочтительно, чем к арбитражу.

главА2

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ

Наши рекомендации