Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. €

Вопросы по возрастной психологии

1. История развития науки о детях, предмет и методы возрастной психологии

2. Возрастные периодизации: периодизация З.Фрейда

3. Возрастные периодизации: периодизация Л.Кольберга

4. Возрастные периодизации: периодизация Ж.Пиаже

5. Возрастные периодизации: периодизация Э.Эриксона

6. Возрастные периодизации: периодизация Д.Б Эльконина

7. Развитие ребенка в пренатальный период. Кризис рождения

8. Характеристика новорожденности

9. Возрастные особенности младенческого возраста. Кризис одного года

10. Характеристика раннего возраста

11. Кризис 3-х лет

12. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника. Другие виды деятельности в дошкольном детстве

13. Познавательные процессы в дошкольном возрасте

14. Психоэмоциональное развитие дошкольников и особенности общения

15. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста

16. Готовность ребенка к школе

17. Особенности адаптации ребенка к школе

18. Характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте

19. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка.

20. Характеристика пубертатного периода

21. Особенности общения в подростковом возрасте. Роль общения в развитии подростка

22. Социальная и психологическая зрелость в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста

23. Развитие познавательной сферы подростка

24. Характеристика раннего юношеского возраста

Основная литература:

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – 464 c.

2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология): учеб.: рек. сов. по психологии УМО / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 351 с.

Контрольная работа по возрастной психологии

Вариант 1

Тема «Психическое развитие ребенка младенческого возраста»

Напишите кратко (3-5 страниц) о возрастных особенностях младенческого возраста

2. Практические задания:

1. Какие чувства чаще всего испытывает при рождении ребенка его:

а) мать; б) отец; в) бабушка; г) дед; д) братья и сестры? Объясните почему?

  1. Разочарование 4. Трепет 7. Ревность 10. Опасение
  2. Страх 5. Удовлетворение 8. Радость
  3. Тревогу 6. Восхищение 9. Восторг

2. Может ли неумеющий говорить малыш выразить своё отношение к людям? Как он это делает?

3. Почему маленькие дети охотно играют в «ку-ку», например, прячут лицо, закрывают его, а потом со смехом открывают и повторяют это много раз?

4. Объясните ситуации с точки зрения новообразований младенческого возраста:

А) Малыш пробует разные звуки: «ла», «а», «да», «ма», пропевает их. Делает это по своей инициативе, находясь один.

Б) Как вы думаете, кого годовалый малыш мог назвать «атя»?

В) Ребенок видит за окном птиц, радуется им. Оглядывается на взрослых, акает, приглашая их порадоваться на птиц вместе.

Г) Ребенок в возрасте около года совсем не обращает внимания на игрушки и книжки, а тянется к кастрюлям, тарелкам, ложкам, чтобы что-нибудь делать с ними.

5. Умеет ли ребенок в возрасте до года различать знакомых и незнакомых людей, как это можно узнать?

6. Дайте психологический анализ ситуации:

Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки

Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»

7. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т.д.

Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.

Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

II. Тест для самопроверки

1. Закончи фразу:

а) Новообразованием периода новорожденности является _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности младенца является _____________ _____________ _____________

в) Около года формируется речь, несовпадающая с речью взрослых. Она называется _____________

2. Ситуацией «_______» - единство матери и ребенка. Так называл социальную ситуацию развития младенческого возраста Л.С. Выготский.

3. В младенческом возрасте формируется чувство, которое выражается в том, что малыш ищет близости с любимым человеком, отличает знакомых от незнакомых людей. Это чувство:

а) чувство привязанности

б) чувство уважения

в) чувство уверенности

4. У младенца мышление:

а) наглядно-действенное

б) элементарное

в) наглядно-образное

5. Кризис одного года связан с:

а) стремлением ребенка к самостоятельности

б) со стремлением достичь желаемого

в) со стремлением к взрослости

Закончи фразу: «Главное для младенца………………………………

Вариант 2

II. Тест для самопроверки

  1. Закончи фразу:

а) Отставание детей в психическом и личностном развитии из-за дефицита общения, внимания называется _____________

б) Ведущим видом деятельности в раннем детстве является _____________ _____________ _____________

в) Раннее детство является сензитивным для _____________ _____________

2. В раннем детстве мышление:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) словесно-логическое

3. В раннем детстве доминирует:

а) мышление б) восприятие в) память

4. В раннем детстве появляется стремление:

а) к взрослости

б) к самостоятельности

в) к самоконтролю

5. Симптомами кризиса 3 лет являются:

1) __________

2) __________

3) __________

4) __________

5) __________

6) __________

7) __________

IV. Рефлексия

Продолжи фразу: «Трехлетний ребенок – это ……………………………………..

Вариант 3

II. Тест для самопроверки

  1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями дошкольного возраста являются _____________ _____________ _____________, _____________ _____________, _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности дошкольника является _____________ _____________ _____________

в) Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется _____________

2. В дошкольном возрасте мышление:

а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) словесно-логическое

3. Дошкольный возраст сензитивен для развития:

а) речи б) произвольности в) самоконтроля

4. Вставь слово:

а) У дошкольника преобладает _____________ внимание и память

б) У дошкольника _____________ самооценка

в) Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения __________ «Я» ребенка

5. Виды психологической готовности к школе:

1) __________ 2) __________

Рефлексия

Продолжи фразу: «Чтобы дошкольник был подготовлен к школе, необходимо ..

Вариант 4

II. Тест для самопроверки

1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями младшего школьного возраста являются _____________, _____________, _____________ _____________, _____________, _____________ _____________.

б) Ведущим видом деятельности младшего школьника является _____________ _____________

в) В начале обучения у младшего школьника преобладает такое внимание как _____________

2. У младшего школьника мышление:

а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) словесно-логическое

3. Младший школьный возраст является сензитивным для:

а) самовоспитания б) развития речи в) формирования двигательных навыков

4. Причины рассеянности младших школьников на уроке:

а) __________ б) __________ в) __________ г) __________ д) __________

5. Мотивы учения младших школьников:

а) __________ б) __________ в) __________ г) __________ д) __________

Рефлексия

Продолжи фразу: «Учебная деятельность является главной деятельностью для младшего школьника, т.к ……………………………………………………………

Вариант 5

II. Тест для самопроверки

  1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями подросткового возраста являются _____________ _____________, _____________ _____________, _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности подросткового возраста является _____________ _____________ _____________

в) У подростков часто завышенная или заниженная _____________

2. У подростка мышление:

а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) абстрактное

3. Подростковый возраст является сензитивным для:

а) физического и волевого самовоспитания

б) духовного и морального самовоспитания

в) формирования двигательных навыков

4. Стремление к взрослости у подростка выражается в:

а) __________ б) __________ в) __________ г) __________

5. Симптомы кризиса 13 лет:

а) __________ б) __________

Рефлексия

Закончи фразу: «Главное для подростка …………………………………………...

Вопросы по возрастной психологии

1. История развития науки о детях, предмет и методы возрастной психологии

2. Возрастные периодизации: периодизация З.Фрейда

3. Возрастные периодизации: периодизация Л.Кольберга

4. Возрастные периодизации: периодизация Ж.Пиаже

5. Возрастные периодизации: периодизация Э.Эриксона

6. Возрастные периодизации: периодизация Д.Б Эльконина

7. Развитие ребенка в пренатальный период. Кризис рождения

8. Характеристика новорожденности

9. Возрастные особенности младенческого возраста. Кризис одного года

10. Характеристика раннего возраста

11. Кризис 3-х лет

12. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника. Другие виды деятельности в дошкольном детстве

13. Познавательные процессы в дошкольном возрасте

14. Психоэмоциональное развитие дошкольников и особенности общения

15. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста

16. Готовность ребенка к школе

17. Особенности адаптации ребенка к школе

18. Характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте

19. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка.

20. Характеристика пубертатного периода

21. Особенности общения в подростковом возрасте. Роль общения в развитии подростка

22. Социальная и психологическая зрелость в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста

23. Развитие познавательной сферы подростка

24. Характеристика раннего юношеского возраста

Основная литература:

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – 464 c.

2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология): учеб.: рек. сов. по психологии УМО / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 351 с.


Наши рекомендации