Заполнение различными объемными геометрическими телами «Почтового ящика»
Оборудование. «Почтовый ящик» небольшого размера (20x15 см). Это может быть деревянная или пластмассовая коробка. В крышке сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям различных объемных геометрических тел.
Цели исследования. Выявляется сформированность восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве; способы выполнения задания (наугад, путем примеривают, зрительного соотнесения); умение использовать помощь (устные пояснения, показ, совместное выполнение); волевые усилия при достижении цели; наличие и стойкость интереса к заданию; ведущую руку; ловкость и точность тонких движений рук; заинтересованность в правильном выполнении задания.
Процедура проведения. Перед ребенком ставят коробку с фигурами. Затем их вынимают. Экспериментатор берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигуры в коробку». Начинать показ советуем с самых простых фигур (цилиндр с основанием круг, призма с основанием треугольник и т. д.).
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием старше 4-х лет действуют путем примеривания, то есть прикладывают фигуру к прорези. Только некоторые дети этого возраста задерживаются на стадии проб. Это выражается в попытках протолкнуть в прорезь первую попавшуюся фигуру без учета ее формы. Дети старше 5-и лет уже пользуются зрительным соотнесением. Наряду с этим сохраняется и примеривание. Важно учесть степень улучшения работы под влиянием оказываемой помощи (совместные действия, устные разъяснения и т.д.).
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию и начинают выполнять его без дополнительных побуждений. К 6-и годам они способны действовать на основе зрительного соотнесения, но для многих нужна организационная помощь (из-за поспешности, невнимательности).
Умственно отсталые дети 5-—6-летнего возраста силой заталкивают фигуры в неподходящие прорези (отверстия). Порой задание подменяется манипулированием самими фигурками. Даже в возрасте 7—8 лет многие из детей действуют путем проб. Только у некоторых появляется примеривание. Выполнение задания на основе зрительного соотнесения чаще всего в этом возрасте им недоступно.
Психолого-педагогическая характеристика (примерная)
Марина П. родилась 26 мая 2000 года. С сентября 2005 года посещает - логопедическую группу МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 38». Заключение при поступлении - ОНР III уровня.
Марина воспитывается в полной семье, состоящей из трех человек. Родители имеют высшее образование. Из данных анамнеза известно, что ребенок от второй беременности, состоит на диспансерном учете у невропатолога (астенический синдром). Вес и рост на данный момент соответствуют возрастным нормам, выраженных особенностей движения не наблюдается, наследственные и хронические заболевания отсутствуют.
У ребенка в полной мере сформированы навыки самообслуживания. Характер игровых интересов стойкий, девочка усидчива, предпочтение отдает групповым играм. Легко идет на контакт со взрослыми, со сверстниками же избирательно устанавливает дружеские отношения, поскольку имеет выраженные тенденции к лидерству.
У Марины достаточно полно сформирован круг знаний и представлений о себе, представления о мире конкретны. По данным психолого-педагогического обследования можно сделать вывод о том, что познавательные процессы соответствуют возрастному уровню развития. Ребенок свободно владеет знаниями о величинах предметов окружающего мира, правильно называет геометрические фигуры, указывает их основные различия. При срисовывании правильно использует не только цвета, но и их оттенки. Внимание сосредоточенно, девочка способна долгое время концентрировать внимание на заданной деятельности. Скорость запоминания средняя, может воспроизвести короткие стихотворения с небольшой помощью взрослого и короткие тексты по вопросам взрослого. Наглядно-образное мышление сохранно, словесно-логическое находится на стадии развития. Ребенок справляется с заданиями на классификацию и обобщение. Операции счета сформированы, уровень развития элементарных математических представлений соответствует возрастным нормативам. Девочка хорошо умеет работать с материалом, бумагой, картоном, тканью.
Фонематический слух находится в пределах нормы, девочка понимает и может выполнить различные многоступенчатые конструкции. За время пребывания в логопедической группе ребенку поставлены все звуки, но требуется постоянный контроль за звукопроизношением. Марина дифференцирует звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам. Имеет обширный словарный запас и в речи нередко использует распространенные предложения.
Марина доброжелательна, активна. У нее в полной мере сформированы навыки культурного поведения, она подчиняется принятым в группе правилам и требованиям.
В целом, девочка показывает определенную личностную зрелость и эмоционально-волевой настрой и начинает предпочитать игре познавательную деятельность и занятия, что свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению.