Общие сведения о личных местоимениях
Ц е л и: познакомить с ролью местоимений в речи; формировать умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Михаил догадался, привела сестра, вымазался в грязи, на дворе светлым-светло, смотрела на зверей, летит оса, на хвосте принесла, таскает листочки, два молоденьких дрозда.
II. Введение в тему.
– Вы – редакторы. Замените выделенные слова другими. (Текст записан на доске.)
Лиса
про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
– Вместо какой части речи вы употребили эти слова?
Такие слова, которые не называют предмет, а только на него указывают, называются местоимениями.
Учитель вывешивает сигнал-схему:
– Местоимение – это часть речи.
В ы п о л н е н и е упражнения 1 на с. 26 по заданию учебника.
– Можно ли по личным местоимениям узнать, о ком идет речь?
III. Первичное закрепление.
Коллективно выполняется упражнение 2 на с. 26.
З а п и с ь: солнце – оно, Каштанка – она, кот – он.
Делается вывод.
В ы в о д: местоимение он указывает на предмет мужского рода, она – женского, оно – среднего рода.
Упражнение 3 на с. 27 выполняется по заданию учебника.
IV. Комментированное письмо.
Мы встали утром. Над нами весеннее солнце. Пришел к нам знакомый лесник. Он позвал нас посмотреть лисью нору. Мы подошли к сосне. Возле ее подножия была нора.
V. Творческий тест.
– Выберите нужное местоимение.
Вчера я дежурил в классе. Вместе со … а) я дежурила Катя.
б) ты
в) мной
Я вытер доску и парты. Доска у… а) оно так и блестела.
б) я
в) меня
Класс у … а) нас был в образцовом порядке.
б) мы
в) нее
VI. Итог урока.
– С какой частью речи познакомились?
– Почему эта часть речи получила такое название?
– Какие местоимения вы запомнили?
Домашнее задание:составить 5 предложений с местоимениями.
Урок 102
Личные местоимения
Ц е л ь: обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Ребятки в палатке, исправьте ошибки, повис вниз, нести редиску, в повозке кувшин, рассек бровь, на тележке ложки и чашки, на вкус сладкий, гладкая шерстка.
II. Актуализация опорных знаний.
П и с ь м о по памяти.
Я, ты, он, она – вместе целая семья.
– Найдите местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый.
– На какие группы их можно разделить?
– На кого указывают эти личные местоимения? Сделайте вывод.
В ы в о д: местоимения могут употребляться в форме единственного числа.
III. Формирование новых знаний.
Работа с правилом на с. 28 и таблицей на с. 29.
– Назовите личные местоимения единственного числа.
– Назовите личные местоимения множественного числа.
– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.
– Какие имена заменяют местоимения: он; она; оно?
– Закройте учебники и восстановите таблицу в тетради.
Учитель записывает опорные слова:
Личные местоимения
Ед. ч. Мн. ч.
1-е лицо … …
2-е лицо … …
3-е лицо … …
IV. Первичное закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 7 на с. 30.
– Найдите в загадке личные местоимения.
– На кого указывают эти местоимения?
– Сделайте письменное задание.
В ы п о л н е н и е упражнения 8 на с. 30 по заданию, коллективно.
V. Упражнение в определении лица и числа местоимений.
В ы б о р о ч н ы й д и к т а н т.
– Запишите местоимения, определите число и лицо.
Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».
П р о в е р к а.
VI. Мини-тест.
Напишите номера местоимений:
К л ю ч: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 15.
VII. Итог урока.
– Можно ли обойтись без личных местоимений?
– Задайте вопросы друг другу о местоимениях.
Домашнее задание:упражнение 10, с. 31.
Урок 103