Раздел 1. Введение в психологию младшего школьника.

Тема 1. Социальная ситуация развития младшего школьника

Отношения «социальный взрослый – ребенок». Характеристика системы отношений в младшем школьном возрасте. Характеристика отношений «ребенок – близкий взрослый (родитель)»; «ребенок-социальный взрослый (учитель)» и «ребенок – общество». Учитель как представитель общества, носитель социальных норм и эталонов. Особенности отношений «учитель – младший школьник». Влияние стиля работы учителя на развитие общения детей. Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Влияние стиля общения учителя на общение детей. Роль классного воспитателя в формировании у младших школьников общественной позиции.

Необходимость единства педагогических воздействий семьи и школы.

Тема 2. Ведущая деятельность младшего школьника

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы; учебная задача; учебные действия; контроль; оценка.

Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Условия формирования учебной деятельности младшего школьника.

Раздел 2. Психическое развитие детей младшего школьного возраста

Тема 1. Психические новообразования в познавательной сфере

Теоретическое сознание и теоретическое мышление – анализ, планирование, рефлексия. Абстрактный и обобщенный характер мышления. Восприятие как организованное наблюдение. Произвольная смысловая память. Проблема интеллектуализации психических процессов: развитие восприятия и наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности воображения и внимания.

Тема 2. Личностные психические новообразования

Познавательная рефлексия. Самостоятельность. Функции контроля в учебной деятельности. Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания. Притязание на признание: 6 позитивные достижения и негативные образования.

Тема 3. Особенности эмоциональной и волевой сфер младшего школьника.

Произвольность внимания. Особенности переживания эмоций. Контроль над проявлениями эмоциональных переживаний.

Тема 4. Мотивационная сфера

Учебно-познавательные мотивы как фундамент формирования самовоспитания и саморазвития в подростковом возрасте.

Раздел 3. Психологические особенности в младшем школьном возрасте

Тема 1. Психологическая готовность к обучению в школе

Кризис 7-ми лет. Первая социальная роль – роль школьника. Школа как средство обособления ребенка. Влияние освоения учебной деятельности на развитие личности в следующих возрастных периодах. Социальная жизнь младшего школьника.

Тема 2. Особенности отношений «сверстники – младший школьник»

Общение мальчиков и девочек в классе. Особенности общения со сверстниками.

Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работыиспользуются технологии дистанционного обучения, элементыпроблемного и проектного обучения, кейс-технологии, технологии «синквейн», балльно-рейтинговая технология оценки знаний студентов. Кроме того, используются методы дискуссии, групповой работы. Применяемые технологии и методы обучения обеспечивают обучающихся широким набором наглядных материалов. В отдельных случаях для закрепления изученного материала предполагается отработка методик.

№ п/п Вид учебного занятия Активные и интерактивные формы учебной работы
Лекционные занятия Презентация, разработанная на базе программы Microsoft Office Power Point; работа с интернет-ресурсами.
Практические занятия презентация, разработанная на базе программы Microsoft Office Power Point; кейс-технология; дискуссия
Лабораторные занятия презентация, разработанная на базе программы Microsoft Office Power Point; кейс-технология
Самостоятельная работа презентация, разработанная на базе программы Microsoft Office Power Point; работа с интернет ресурсами (электронные библиотеки, энциклопедии); работа с научными статьями; конспектирование.

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются следующие информационных технологии, представленный ниже, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем:

ü Технические средства обучения: компьютер, принтер, ксерокс (для подготовки материалов для учебного процесса).

ü Аудитории с мультимедийным обеспечением.

ü Видеоаппаратура.

ü Тестовые вопросы и задания разных уровней сложности.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся.

Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы студентов, которая включает:

1. самостоятельное изучение тем (разделов) курса, обеспеченных соответствующей литературой;

2. углубленное изучение отдельных тем курса с использованием дополнительной литературы, фидеофрагментов и Интернет-ресурсов.

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля

ü чтение обязательной и дополнительной литературы;

ü поиск и изучение дополнительных материалов в Интернет-сети;

ü подготовка выступлений на практических занятиях;

ü подготовка презентаций, разработанных на базе программы Microsoft Office Power Point;

ü разбор кейс-ситуаций по темам дисциплины;

ü разработка синквейнов ключевых понятий дисциплины.

Для контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации используется рейтинговая и информационно-измерительная система оценки знаний.

Система текущего контроля включает:

· контроль посещения и работы на практических и лабораторных занятиях;

· контроль выполнения стдентами заданий для самостоятельной работы.

Работа на практических и лабораторных занятиях оценивается преподавателем по итогам подготовки и выполнения студентом практических заданий, активности работы в аудитории и по итогам самостоятельной работы. Пропуск семинарских занятий предполагает отработку по пропущенным темам. Форма отработки определяется преподавателем, ведущим практическое и лабораторное занятия (письменное эссе, написание реферата по теме пропущенного занятия, письменный отчет о выполнении практического задания, конспект статьи, проведение промежуточного тестирования знаний или пр.)

Итоговая контрольная работа (тестирование) проводится на последнем лекционном, практическом или лабораторном занятии и предназначена для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе теоретических и практических занятий курса. Допустимо проведение тестирования путем интерактивного выполнения теста с выбором ответов в диалоге с компьютером через Интернет-сеть на базе программы «Система дистанционного обучения».

Контроль за ходом выполнения самостоятельной работы осуществляется на практических и лабораторных занятиях и в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем.

Результаты отражаются в технологической карте дисциплины и рассматриваются как результат промежуточной аттестации: при положительной оценке, являются допуском к итоговой аттестации. Промежуточная аттестация является допуском к итоговой аттестации, которая предполагает выполнение заданий для самостоятельной работы.

Форма итогового контроля за освоение учебной дисциплины – экзамен.

Оценка за экзамен является составной и выставляется как среднее арифметическое оценок* по предлагаемой шкале (с округлением до целого) по результатам выполнения заданий, включенных в технологическую карту.

Итоговая оценка за освоение программы учебного курса выставляется по следующей шкале:

  • Оценка «отлично» (5 баллов) – 86-100 баллов
  • Оценка «хорошо» (4 балла) – 70-85
  • Оценка «удовлетворительно» (3 балла) – 55-69
  • Оценка «неудовлетворительно» – 50 и менее.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины.

Для самостоятельной работы студентов имеется доступ в компьютерные аудитории с выходом в интернет, электронный каталог библиотечных ресурсов, а также учебно-методическое пособие, разработанное преподавателями кафедры ПОиР. Самостоятельная работа студентов при изучении психологии// Авторы составители: Т.Т.Архипова, О.И. Близнецова, Е.М. Дзюман и др. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. -176 стр.

Методические материалы, обеспечивающие самостоятельную работу студентов, можно найти на портале СДО НВГУ – sdo.nggu.ru, информационный ресурс в кабинете 309 корпуса №1 по ул.Ленина,56, в библиотеке НВГУ.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

7.1. Основная и дополнительная литература

Распределение учебных изданий ( О / Д ) Автор, название, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы Год издания Форма издания: печатное / электронное Места хранения (печатные издания) / Ссылка на ресурс (электронные издания)  
 
 
О «Психология младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.О. Гонина. – 2-е изд., стер.»: ФЛИНТА; Москва; 2015 электронное http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=11645659  
О Хозиев, Вадим Борисович. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Б. Хозиев. - М. : Академия, 2002. - 268 с. : табл. - (Высшее образование). - 30000 экз. - ISBN 5-7695-0880-9 (в пер.) печатное Учебный корпус 1  
О Павлова, Татьяна Львовна. Диагностика мышления младшего школьника [Текст] / Т. Л. Павлова. - М. : Творческий Центр Сфера, 2006. - 64 с. : обр. - (Библиотека практического психолога). - Библиогр.: с. 63. - 5000 экз. - ISBN 5-89144-659-6 (в обл.) печатное Учебный корпус 1  
О Баранова, Эльвира Авксентьевна. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников : [учеб.-метод. пособие] / Э. А. Баранова. - СПб. : Речь, 2005. - 121 с. - (Практикум по психодиагностике). - Библиогр.: с. 111-115. - 2000 экз. - ISBN 5-9268-0355-1. - ISBN 5-9268-00355-1 (ошибоч.) (в обл.) печатное Учебный корпус 1  
Д Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Междунар. пед. акад., 1994. - 253, [1] с. - Библиогр. в подстроч. примеч. - 20000 экз. - ISBN 5-87977-017-6 (в обл.) печатное Учебный корпус 1  
Д Немов, Роберт Семенович. Психология : учеб. для студентов пед. вузов : в 3 кн. / Р. С. Немов. - 3-е изд. - М. : ВЛАДОС, 1998. - Библиогр. в конце глав. - 100000 экз. (в пер.). Кн. 2 : Психология образования. - 606 с. - ISBN 5-691-00094-2 печатное Учебный корпус 1  
Д Аверин, Вячеслав Афанасьевич. Психология детей и подростков : учеб. пособие / В. А. Аверин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 280 с. : табл., рис. - 5000 экз. - ISBN 5-8016-0034-5 (в пер.) печатное Учебный корпус 1  
Д Талызина, Нина Федоровна. Педагогическая психология : учеб. для студентов учеб. заведений сред. проф. образования, обучающихся по пед. специальностям / Н. Ф. Талызина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 1999. - 287, [1] с. - (Педагогическое образование). - Библиогр. в конце глав. - 30000 экз. - ISBN 5-7695-0311-4 (в пер.) печатное Учебный корпус 1  
Д Чернышева, Наталья Степановна. Характер младшего школьника [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Чернышева. - М. : Флинта : Наука, 2006. - 307 с. : табл., рис. - Библиогр. в конце ст. - 1000 экз. - ISBN 5-89349-840-2 (Флинта) (в обл.). - ISBN 5-02-033310-7 (Наука) печатное Учебный корпус 1  
Д Растим здоровых, умных и добрых. Воспитание младшего школьника [Текст] : пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений, преподавателей нач. кл. и родителей / [Н. В. Анненкова и др.] ; сост. Л. В. Ковинько. - М. : Академия, 1996. - 288 с. - (Педагогическое образование). - Загл. на корешке, пер. : Растим здоровых, умных и добрых. - Библиогр.: с. 283-285. - 4000 экз. - ISBN 5-7695-0035-2 (в пер.) печатное Учебный корпус 1  
Д Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников. Управленческий и методический аспекты / С. Г. Воровщиков [и др.]. - М. : 5 за знания, 2008. - 280, [1] с. - (Методкнига). - Библиогр.: с. 272-280. - 2000 экз. - ISBN 978-5-98923-228-4 (в пер.) печатное Учебный корпус 1  
Д Скороходова, Нина Юрьевна. Психология ведения урока [Текст] / Н. Ю. Скороходова. - СПб. : Речь, 2002. - 147, [2] с. : табл. - (Детская психология и психотерапия). - Библиогр.: с. 147-148. - 500 экз. - ISBN 5-9268-0126-5 (в обл.) печатное Учебный корпус 1  

Наши рекомендации