Эссе по модулю 1 «Личностно-профессионально саморазвитие»

Методические рекомендации по написанию эссе

Творческая работа (эссе) предполагает составление индивидуального проекта личностно-профессионального саморазвития. Эссе выполняется на основе знаний, полученных в теоретической части курса, а также на основе умений, полученных в процессе практических занятий.

Рекомендуемые вопросы для рассмотрения в эссе:

1) мои жизненные цели (чего я хочу добиться и каким хотел бы стать);

2) мои особенности, сильные стороны;

3) необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения моих целей; необходимые личностные ресурсы, чтобы стать профессионалом;

4) задачи моего профессионального и личностного развития;

5) возможности развития, которые можно реализовать в процессе обучения в магистратуре (какие результаты образования зависят от меня);

6) факторы и условия саморазвития (что мне необходимо для того, чтобы постоянно развиваться; как я могу это обеспечить или этим управлять?);

7) выводы: план действий на ближайшую перспективу.

Перед тем как приступить к выполнению эссе, рекомендуется выполнить следующие рефлексивные задания:

Задание №1. Личностная рефлексия

1. Устраивает ли меня тот уровень жизни, которые я имею? Каково мое жизненное кредо?

2. Что знаю я о своей индивидуальности, о своей личности, о своем профессиональном потенциале?

3. Умею ли я себя адекватно оценить или мне важнее мнение о себе окружающих?

4. Не боюсь ли я показаться перед людьми таким, каков я есть, или мне важнее произвести выгодное впечатление о себе, скрывая свои подлинные намерения и проблемы?

5. Хочу ли и могу ли я изменить собственную жизнь? Есть ли для этого у меня ресурсы и что надо сделать, чтобы их накопить?

6. Если я – это мои обязательства перед собой, то могу ли я взять ответственность за свои: здоровье, материальное и психологическое благополучие, режим дня, отношения с людьми, профессиональный рост?

7. Как и чему учусь я у окружающих меня людей, у жизненных событий?

8. Хорошо ли рядом со мной моим близким и родным?

9. Каков мой дом, моя семья? Что «вложил» я в них?

10. Куда я хочу двигаться и от чего я защищаюсь? Как примиряю я ту часть в себе, которая отвечает за развитие, и ту, которая заботится о моей безопасности?

Задание №2. Самооценка профессионального опыта

Какие знания и умения необходимы компетентному профессионалу? Систематизируйте их и представьте в форме 5–10 пунктов. Оцените свои наличные знания и умения по каждому пункту, используя, например, 5-ти балльную шкалу, где:

4 – максимальный уровень, высокая степень обобщенности знаний и умений, позволяющая производить их творческую трансформацию;

3 – высокий уровень, достаточный для эффективного решения основных задач профессиональной деятельности;

2 – средний уровень, позволяющий решать лишь некоторые профессиональные задачи;

1 – низкий уровень, не достаточный для использования знаний и умений в процессе профессиональной деятельности;

0 – отсутствие соответствующих знаний и несформированность умений.

Какие знания и умения вы приобрели и расширили в этом учебном году? Каковы перспективы вашего профессионального развития?

Требования к оформлению. Эссе распечатывается на листах бумаги формата А4, титульный лист оформляется согласно стандартным требованиям. Ориентировочный объем эссе –4–5 страниц.

Показатели для оценки эссе (требования):

  • знания факторов и условий профессионально-личностного саморазвития, возможностей системы образования;
  • корректное использование психолого-педагогических понятий, идей;
  • полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы (наличие всех пунктов в содержании эссе);
  • корректность аргументации, логичность и последовательность изложения материала;
  • соответствие выводов предыдущим рассуждениям (обозначенным выше целям, задачам, возможностям, факторам и условиям);
  • широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению;
  • культура (стиль) письменного изложения материала;

Критерии оценки:

  • оценка «отлично» выставляется студенту, если все требования, предъявляемые к эссе, выполнены, работа подготовлена и представлена в срок, возможны несущественные замечания;
  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если в целом все требования, предъявляемые к эссе, выполнены, но есть существенные замечания по ряду показателей (за каждое существенное замечание снимается один балл);
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если большинство требований, предъявляемых к эссе, выполнены с существенными замечаниями;
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если большинство требований, предъявляемых к эссе, не выполнены; эссе не имеет логики и целостности, выводы банальны.

ПрактическИе ЗаданиЯ по модулю 1 «Субъектные качества как ресурсы личностно-профессионального развития»

Задание направлено на диагностику уровня сформированности основных субъектных качеств и рефлексию полученных результатов с целью выработки понимания перспектив дальнейшего саморазвития.

Методические рекомендации по выполнению заданий.

Предложенные задания диагностического характера носят индивидуальный характер, выполняются последовательно и самостоятельно. По результатам выполнения заданий студенты готовят письменный отчет.

Структура отчета «Субъектные качества как ресурсы личностно-профессионального развития»:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Цели работы.

4. Теоретическое введение (основные понятия).

5. Организация исследования качеств субъекта учебно-профессиональной деятельности.

В данном разделе следует указать:

– данные о студенте: Ф.И.О., возраст, пол, место учебы;

– ситуация проведения исследования (время исследования (число, время суток); обстановка (домашние или какие-либо другие условия); наличие различных помех (шум и т.п.); состояние испытуемого (бодрость, активность, усталость, желание работать и т.п.);

– план проведения исследования с указанием использованных методик: полное название, автор, диагностическая цель.

6. Интерпретация и анализ полученных результатов:

а) результаты по каждой методике представляются отдельно, в соответствии с планом проведения исследования, оформляются в виде таблиц, гистограмм (или другом виде, наглядно представляющем результаты работы).

б) по каждой методике дается развернутая интерпретация и анализ полученных результатов, которые осуществляются на основе информации, содержащейся в описании используемых в работе методик. Обстоятельность и корректность анализа полученных результатов положительно влияет на итоговый балл.

7. Выводы.

Выводы по работе базируются на интерпретации результатов. В выводах необходимо отразить то, как студент оценивает себя как субъекта своей учебно-профессиональной деятельности; отметить, какие субъектные качества имеют нормальный или высокий уровни сформированности, над какими необходима целенаправленная работа; в какой степени субъектные качества способствуют успешной профессиональной самореализации; а также следует отразить степень достижения поставленных целей и задач работы.

8. Список использованных источников.

Данный пункт не обязателен. Наличие списка источников, при корректности их использования в теоретическом введении, разделах «используемые методики» и «интерпретация и анализ результатов» положительно влияет на итоговый балл.

9. Приложение.

В приложении приводятся заполненные бланки протоколов по каждой методике в порядке их упоминания в основном тексте индивидуальной работы.

Рекомендуемые методики:

1. Методика «Локус контроля» (Е.Г. Ксенофонтова)

Диагностическая цель: определение обобщенной локализации контроля личности.

2. Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова)

Диагностическая цель: определение типа рефлексии.

3. Опросник «Саморегуляция» (А. К. Осницкий).

Диагностическая цель: определениесформированности умений саморегуляции деятельности.

4. Тест «Жизнестойкость» Д. А. Леонтьева.

Диагностическая цель: оценка способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей или его уязвимость к переживаниям стресса и тревоги.

Требования к оформлению работы

Текст печатается согласно соответствующему стандарту: формат страницы – А4; левое, правое, верхнее и нижнее поля – 2 см; шрифт Times New Roman, кегль – 14; межстрочный интервал – 1,5. При написании работы следует учитывать технические детали оформления, касающиеся правил цитирования, правил оформления таблиц (схем, диаграмм), правил сокращения и т. п.

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется студенту, если все разделы работы выполнены в соответствии с описанием работы; разд. 6 и 7 содержат развернутую и подробную интерпретацию полученных результатов и их качественный анализ, отражающий осмысление студентом результатов диагностики собственных субъектных качеств; оформление работы соответствует требованиям; сроки сдачи соответствуют срокам, установленным преподавателем;

оценка «хорошо» выставляется студенту, если все разделы работы выполнены в соответствии с описанием работы; оформление работы соответствует требованиям; сроки сдачи соответствуют срокам, установленным преподавателем; разд. 6 и 7 содержат недостаточно развернутую и подробную интерпретацию полученных результатов; качественный анализ неполный или недостаточно осмысленный;

оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если не все разделы работы выполнены в соответствии с описанием работы; оформление работы соответствует или частично соответствует требованиям; сроки сдачи соответствуют или не соответствуют срокам, установленным преподавателем; разд. 6 и 7 содержат слабую интерпретацию полученных результатов; качественный анализ неполный и недостаточно осмысленный.

Теоретическое введение.

Субъектные качества позволяют личности выполнять функции самоорганизации, саморазвития и управления жизнедеятельностью в целом. К ним относятся активность, саморегуляция, рефлексивность, ответственность, ценностные ориентации. Благодаря этим качествам субъект способен эффективно выполнять разные виды деятельности, решать задачи личностного и профессионального саморазвития.

Субъект не просто адаптируется к требованиям учебной, профессиональной или иной деятельности и следует за складывающимся стечением обстоятельств. Обладая устойчивыми внутренними ресурсами, он способен преобразовывать и эти обстоятельства, и деятельность, и самого себя (Лызь, Лызь, 2016).

Важнейшей характеристикой субъекта является его активность – это своеобразная мера субъектности во взаимодействии человека с миром, внутренний источник детерминации поведения, обеспечивающий целостность и развитие субъекта (Волочков, 2007). Активность субъекта связана и проявляется в постоянном разрешении противоречий между той сложной системой, которую представляет он сам, включая его цели, и объективными (социальными, природными, техническими и др.) системами. Активность вообще может стать субъектной активностью только в случае принятия субъектом ответственности за свою жизнь и свою профессиональную карьеру, в случае восприятия себя как причины происходящего. В широком смысле ответственность есть добровольное принятие и осуществление необходимости, требований жизни. Взять на себя ответственность значит самостоятельно, т. е. рассчитывая на свои силы, ставить и решать различного рода задачи (профессиональные, коммуникативные и т. д.). Момент добровольности превращает личность в субъекта, который сам, по своей воле, самостоятельно, преодолевая трудности, берется за реализацию необходимого.

Наиболее легко ответственность как субъектная личностная характеристика обнаруживается в ситуациях преодоления преград, в трудных для личности условиях. Именно в таких ситуациях актуализируются все сущностные признаки ответственности: готовность к преодолению трудностей, определение собственных ресурсов, возможностей для преодоления, механизмы контроля, осознанное предвосхищение последствий ситуации, следовательно, обнаруживается истинная, подлинная ответственность как способ саморегуляции и самоконтроля (Дементий). Ответственность непосредственно связана с такими фундаментальными личностными качествами, как уверенность, самостоятельность, способность к самоконтролю. Одним из важнейших качеств ответственной личности является обращенность требований к самой себе, а не к окружающим. Эмпирическим аналогом ответственности можно рассматривать интернальный локус контроля, т.е. восприятие себя как причины происходящего.

Процесс становления и развития ответственности неразрывно связан с развитием рефлексии и определяется наличием рефлексивной позиции субъекта жизнедеятельности.

В психологической науке рефлексия – это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексивность раскрывается А.В. Карповым как качество субъекта, с помощью которого он способен как формировать определенные качества своей самости, так и распознать те качества, которые не принадлежат ему как субъекту (Карпов, 2003). Рефлексия деятельности субъекта рассматривается в ее трех формах по «временному» принципу: ситуативная (актуальная), ретроспективная и перспективная рефлексия. Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего. Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметами рефлексии являются мотивы и причины произошедшего, содержание прошлого поведения, его результаты, допущенные ошибки. Перспективная рефлексия выражается в тщательности обдумывания и планирования человеком своего будущего поведения.

По мнению ученых, рефлексия выступает значимым компонентом самопонимания, результатом которого является объяснение человеком своих чувств, мотивов, умение обнаруживать смысл поступков. Рефлексивные свойства характера связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, способствуя образованию и стабилизации единства личности, выполняя функцию саморегуляции, которая является одним из важнейших и принципиально необходимых психических механизмов реализации внутренне детерминированной активности субъекта, в том числе и субъекта учебно-профессиональной деятельности.

Саморегуляцию учебной деятельности можно определить как осознанную активность студента по инициации, построению, поддержанию и управлению учебной деятельностью, обеспечивающую достижение принимаемых им учебных целей.

Саморегуляция генетически выступает как специфическая для человека наиболее общая функция его психики, позволяющая человеку реализовать себя как творца, исполнителя и контролера своей деятельности, поступков, жизнедеятельности в целом. Осознанная саморегуляция выступает как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, осуществлению, поддержанию и управлению всеми видами и формами активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей (Моросанова, Аронова, 2007).

Система саморегуляции имеют свою структуру, компоненты которой выполняют различные функции в осознанном управлении деятельностью. Это такие компоненты как планирование (целеполагание), моделирование условий, программирование действий, оценка результатов. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами.

Задание 1. Определение локуса контроля

Задание позволяет выявить убеждения человека относительно того, где локализуются силы, подвергающие влиянию, управлению и контролю то, что происходит в его жизни. Лица, убежденные в том, что главные силы, определяющие их жизнь, находятся внутри них самих (это их усилия, старания и способности), называются интерналами, или людьми с внутренним локусом контроля (ЛК). Лица, убежденные в том, что происходящее с ними зависит от внешних факторов (от других людей, от судьбы или случая), называются экстерналами, или людьми с внешним локусом контроля. Чем выше показатели интернальности, тем более вероятно, что человек чувствует себя хозяином собственной судьбы, отличается уверенностью в себе и обладает более высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности. Чем ниже показатели интернальности, т. е. чем ближе человек к полюсу внешнего локуса контроля, или экстернальности, тем менее человек уверен в себе и больше нуждается в помощи, являясь недостаточно самостоятельным в решении различного рода жизненных задач.

Для определения собственного локуса контроля ответьте на вопросы опросника, подсчитайте результаты, проанализируйте общую интернальность и ее аспекты.

Методика «Локус контроля» (Е.Г. Ксенофонтова)

Цель: диагностика обобщенной локализации контроля личности.

Инструкция: вам будут предложены высказывания людей о жизни. С каждым из высказываний можно согласиться или не согласиться: если вы думаете примерно так же, поставьте рядом с номером высказывания знак «плюс» (+). Если же вы думаете об этом иначе, то поставьте рядом с номером высказывания знак «минус» (–).

Текст опросника

1. Продвижение по службе зависит не столько от способностей и усилий человека, сколько от удачного стечения обстоятельств.

2. Большинство разводов происходит от того, что оба супруги недостаточно старались приспособиться друг к другу.

3. Ошибочно думать, что болезнь – это дело случая и, если уж суждено заболеть, то ничего с этим поделать нельзя.

4. Одинокими становятся именно те люди, которые не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний очень часто зависит от везения или невезения.

6. Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.

7. Внешние обстоятельства (например, родители и благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения между супругами.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на происходящие со мной события.

9. Мои отметки в учебе больше зависели от случайности (например, от настроения педагога), чем от меня самого.

10. Я строю планы на будущее и знаю, что могу осуществить их.

11. То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть результат долгой целенаправленной деятельности.

12. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить общение, они все равно не смогут.

13. То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими.

14. Думаю, что случай или судьба играют не очень важную роль в моей жизни.

15. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как все зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.

16. В случае конфликта я чаще чувствую в нем свою вину, а не виню противоположную сторону.

17. Жизнь большинства людей в основном зависит от стечения обстоятельств.

18. Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.

19. Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезней.

20. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

21. В конечном счете за плохое руководство организацией ответственны все люди, которые в ней работают, а не только руководитель.

22. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.

23. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.

24. На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родителей по воспитанию своих детей часто оказываются бесполезными.

25. Практически все, что со мной случается, – это дело моих рук.

26. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

27. Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.

28. Я могу добиться от окружающих меня людей того, что я хочу.

29. Причиной моих неприятностей и неудач очень часто были другие люди.

30. Ребенка можно уберечь от простуды, если его правильно одевать и правильно растить.

31. В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы решатся сами собой.

32. Успех, как правило, является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

33. Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.

34. Зачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

35. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.

36. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

37. В общении с людьми часто возникают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

38. Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

39. Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существенной помощи других людей.

40. Практически все неудачи в моей жизни происходят от моего незнания, неумения или лени.

Обработка результатов

1. Проверить совпадение ответов по каждому утверждению с ключом Ио. Номера всех совпавших с ключом вопросов, независимо от (+) или
(–), обвести кружком.

2. Подсчитать баллы по всем нижеперечисленным шкалам,считая только номера вопросов, обведенных кружком (т.е. совпавших с ключом Ио).

Ключи:

Ио интернальность общая:

+: 2, 3, 4, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 38, 40.

–: 1, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 29, 31, 34, 36, 37, 39.

Ж интернальность в суждениях о жизни вообще: 1, 2 ,3, 4, 6, 7, 11, 12, 17, 19, 20, 21, 24, 26, 27, 30, 32, 36, 37, 38.

Я интернальность при описании личного опыта: 5, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 22, 23, 25, 28, 29, 31, 33, 34, 35,39,40.

Ид интернальность в сфере достижений: 1, 5, 11, 13, 23, 28, 32, 33.

Ин интернальность в сфере неудач: 4, 16, 20, 27, 29, 36, 38, 40.

Псоб предрасположенность к самообвинению: Ин–Ид.

Пс профессионально-социальный аспект интернальности: 1, 9, 13, 18, 21, 26, 28, 36.

Пп профессионально-процессуальный аспект интернальности: 15, 27, 31, 32, 35, 37, 38, 40.

Ипинтернальность в профессиональной деятельности: Пс + Пп.

Мк компетентность в сфере межличностных отношений: 6, 22, 23, 24, 26, 29, 34, 37.

Моответственность в сфере межличностных отношений: 2, 4, 7, 12, 13, 16, 21, 33.

Им интернальность в межличностном общении: Мк + Мо.

Ис интернальность в сфере семейных отношений: 2, 4, 7, 12, 16, 22, 33, 37.

Из интернальность в сфере здоровья: 3, 8, 14, 17, 19, 25, 30, 31.

Дт готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей: 1,6, 15, 17, 22, 24, 26, 37.

Дс готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее: 10, 11, 14, 25, 32, 35, 38, 40.

Оа отрицание активности (ключи Оа противоположны Ио): 16–(Дт+Дс)

Уровень интернальности, диагностируемый приведенными выше шкалами, определяется согласно таблице.

Шкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Ио 0-13 14-25 26-40
Ид, Ин, Пс, Пп, Мк, Мо, Ис, Из, Дт, Дс 0-3 4-5 6-8
Ип, Им 0-5 6-10 11-16
Оа (низкий уровень – показатель интернальности, высокий – экстернальности) 0-5 6-10 11-16

Интерпретация результатов

Шкала общей интернальности (Ио) охватывает все пункты опросника. Высокие показатели по шкале характеризуют интернала, т.е. человека с внутренним локусом контроля, проявляющимся в разнообразных жизненных ситуациях. Такие люди отличаются уверенностью в том, что силы, влияющие на их судьбы, находятся внутри них самих, а то, что происходит с человеком, в значительной степени является результатом его активности, и, следовательно, ответственность за собственную жизнь лежит на самом человеке, а не на каких-либо других, внешних по отношению к нему, силах.

Чем ниже показатели Ио, тем более выражен внешний локус контроля – экстернальность. Экстерналы не верят в то, что человек в состоянии реально влиять на происходящее в его жизни. Они убеждены, что силы, управляющие человеческой судьбой, находятся где-то вовне. Это может быть и случай, и «фатум», и влиятельные люди; но в любом варианте, по мнению экстернала, от его активности мало что зависит. Поэтому он чувствует себя страдающим, но не влияющим на собственную судьбу человеком.

Распределение баллов по субшкалам Яи Жпоказывает соотношение влияния личного опыта (Я) и суждений о жизни вообще (Ж) на интернальность испытуемого (т.е. что больше повлияло на интернальность).

Шкала интерналъности в сфере достижений (Ид) охватывает ситуации, связанные с достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого, а также выявляет его веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Высокие показатели по этой шкале характеризуют человека, считающего источником собственных достижений себя самого и готового приложить усилия для достижения положительных результатов в будущем. Низкие показатели характеризуют субъекта, не воспринимающего себя источником собственных достижений и не верящего в то, что человек может существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности.

Шкала интернальности в сфере неудач (Ин)выявляет отношение к ситуациям неуспехов имеющихся или возможных. Высокие показатели по этой шкале говорят не о том, что у человека много неудач, а лишь о том, что он в большей степени чувствует свою ответственность за те неудачи, которые уже произошли или еще могут произойти в его жизни. Низкие показатели здесь характеризуют человека, не склонного видеть свою вину ни в свершившихся, ни в возможных неудачах его жизни. Ответственность за свои неуспехи он возлагает на внешние силы: на других людей, на невезение, на судьбу.

Показатель предрасположенности к самообвинению (Псоб)определяется путем вычитания из данных Инданных Ид. Он может представлять собой как положительное, так и отрицательное число. Оптимальным для данной шкалы является нулевой балл.

Чем дальше показатель Псобот нуля в положительную сторону, тем более выражена предрасположенность человека к тому, чтобы обвинять себя во всем плохом, что с ним случается или может случиться, т. е. он считает, что причина его неудач – он сам, а причина его достижений – кто-то другой: «это случайно», «мне помогли» и т. д. Этот показатель говорит о возможной, еще скрытой для его самосознания неуверенности в себе.

Чем дальше показатель Псобот нуля в отрицательную сторону, тем менее вероятны у данного человека проявления самообвинительного поведения, так как при успехах он чаще видит их причины в себе, а при неудачах склонен считать, что виноват кто-то другой. Высокий отрицательный балл Псобможет свидетельствовать о некритичности опрашиваемого, но только по отношению к самому себе.

Шкала интернальности в профессиональной деятельности (Ип) охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, направленной на достижение человеком конкретной цели. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, понимающего, что получаемые результаты зависят от собственных действий. В профессиональной деятельности такие работники чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя. Низкие показатели говорят о том, что данный человек часто затрудняется в объяснении причин и способов достижения того или иного результата, он реже бывает склонен к возложению на себя какой-либо ответственности.

Результаты по субшкале Псговорят о склонности или ее отсутствии проявлять инициативу и принимать ответственность на себя в сфере социальных отношений на производстве. Это касается как отношений с руководителями, так и с равными по статусу коллегами.

Результаты по субшкале Ппговорят о наличии или отсутствии развитых навыков обеспечения процесса профессиональной деятельности. Так, низкие баллы Пппозволяют предположить, что в процессе решения конкретных производственных задач данный человек, даже при наличии соответствующей мотивации, может сталкиваться с большими трудностями в связи с плохо развитыми навыками качественного осуществления самостоятельной деятельности.

Шкала интернальности в межличностном общении (Им)характеризует активность, направленную не столько на достижение определенного конечного результата, сколько на поддержание межличностных отношений в той мере, в которой это устраивает данного человека. Высокие показатели по шкале говорят о том, что испытуемый понимает свою роль в тех отношениях, которые у него складываются с близкими и малознакомыми людьми. Низкие показатели по этой шкале говорят о том, что испытуемый зависит от других и не способен изменить характер своего общения с ними.

Субшкала компетентности в межличностном общении (Мк)при высоких баллах показывает, что человек считает себя (и, возможно, действительно является) достаточно компетентным в межличностных отношениях. Низкие баллы свидетельствуют о некомпетентности испытуемого.

Субшкала ответственности в межличностном общении (Мо)показывает, склонен ли человек брать на себя ответственность как за позитивные, так и за негативные варианты сложившихся межличностных отношений (чем выше баллы, тем выше ответственность, и наоборот).

Результаты, полученные по субшкале Иси Из,интерпретируются аналогично шкалам Иои Им, но применительно либо к семейным взаимоотношениям, либо в связи с возможным отношением к своему здоровью.

Шкала отрицания активности (Оа)характеризует убежденность человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей. Высокие показатели по шкале дают представление о мировоззренческих установках, соответствующих убежденной экстернальности. Это не только утверждение преимущественной роли внешних сил в жизни человека, но и выводы из этого утверждения, убежденность в неразумности, ненужности и бессмысленности проявления активности, так как она никогда не приведет к положительному результату. Высокие баллы по шкале Оа(в отличие от других шкал) характеризуют экстерналов, а не интерналов.

Важно отметить, что большинство экстерналов нуждаются в психологической помощи, которая может укрепить их веру в возможность собственного влияния на то, что происходит в их жизни, и побуждать к самостоятельным действиям. Экстерналов же с высоким показателем Оаубедить в этом значительно труднее, так как недостаточную эффективность собственной активности они объясняют законами мироустройства и не пытаются что-либо изменить в своей жизни, поскольку, с их точки зрения, это бессмысленно. Низкие показатели по шкале Оа(в отличие от высоких) в специальной интерпретации не нуждаются, они лишь утверждают склонность испытуемого к интернальности, причем на уровне не только мировоззрения, но и готовности к деятельности.

Результаты, полученные по субшкалам Дти Дс, имеют значения, противоположные шкале Оа. Сопоставление баллов по Дт(готовности к деятельности, связанной с преодолением трудностей) и по Дс(готовности к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее) позволяет глубже понять природу и возможные проявления интернальности (внутреннего локуса контроля) у одних индивидов и разобраться в причинах склонности к экстернальности (внешнему локусу контроля) у других.

Все шкалы, кроме Оаи Псоб,являются прямыми, т. е. чем выше балл, тем больше у испытуемого склонность к интернальности.

Шкала Оаобратна прямым шкалам: у ярких интерналов баллы Оаочень низкие.

Показатель Псобимеет 2 плюса (положительный и отрицательный) относительно центрального балла «0».

Не стоит считать, что высокий уровень интернальности – исключительно положительное качество. При интерпретации важнее обращать внимание на выраженность показателей по шкалам. Так, например, слишком высокая интернальность в области достижений может говорить о том, что человек рассматривает успехи как исключительно свои заслуги, не замечая помощи других. А слишком высокая интернальность в области неудач (при экстернальности в области успехов), может приводить к неоправданным самообвинениям и самобичеванию.

Задание 2. Определение типа рефлексии

Ответьте на вопросы опросника, подсчитайте результаты, проанализируйте собственную рефлексивность.

Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова)

Инструкция: пожалуйста, оцените предложенные утверждения, отмечая «галочкой» тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.

Текст опросника

Наши рекомендации

Утверждение Нет Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да
1. Я обычно задумываюсь о причинах того, что со мной происходит.        
2. Иногда внимание к собственным переживаниям отвлекает меня от дел.        
3. Я люблю мечтать о том, чего в моей жизни нет.        
4. Анализируя собственные действия, я узнаю о себе что-то новое.        
5. Я склонен долго переживать по поводу происходящего.        
6. Я могу замечтаться и забыть обо всем.        
7. Изучение других людей помогает мне лучше понимать самого себя.        
8. Когда у меня что-то идет не так, мне трудно от этого отвлечься.        
9. Я люблю пофантазировать.        
10. Часто полезно остановиться, чтобы лучше понять ситуацию в целом.        
11. Мне бывает трудно перейти от размышлений к действию.        
12. Мне интересно представлять себя в разных ситуациях.        
13. В случае конфликта полезно попытаться увидеть ситуацию глазами оппонента.        
14. Приступая к каком у-либо делу, я долго беспокоюсь о том, что получится в результате.        
15. Я люблю представлять в своем воображении случайные встречи.        
16. Самопознание помогает понимать других людей.        
17. Когда я замечаю, что тревожусь о чем-то, я начинаю переживать еще сильнее.        
18. Занимаясь чем-то, я нередко мысленно переношусь совсем в другое место.        
19. Чтобы