Модуль 2: «Психология делового общения и управление коллективом»
Оглавление
Общая характеристика дисциплины.. 3
Формы самостоятельной работы по дисциплине. 5
Вопросы для самоконтроля. 7
Эссе по модулю 1 «Личностно-профессионально саморазвитие» 15
Практические задания по модулю 1 «Субъектные качества как ресурсы личностно-профессионального развития». 18
Эссе по модулю 2. 41
Задание по модулю 2 «Виды вопросов». 43
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Психология управления личностными ресурсами» предназначен для магистрантов различных направлений подготовки. Он направлен на познание, использование и развитие студентами собственных личностных ресурсов в процессе управления своей учебно-профессиональной деятельностью, управления собственным образованием, управления своей жизнью, управления своим профессиональным развитием, управления карьерой. управления коллективом. Учебный курс предполагает интеграцию научного знания о личностно-профессиональном развитии, образовательных и карьерных траекториях, личностных основах эффективного общения и группового взаимодействия с опытом студентов, их целями, потребностями и интересами.
Содержание курса и используемые образовательные технологии ориентированы на следующие результаты:
· повышение личностной и профессиональной рефлексии студентов, способствующей осознанию и развитию представлений о собственных целях, ценностях, возможностях, перспективах;
· активизацию личностного и профессионального самоопределения студентов (анализ социальных и профессиональных требований, собственных потребностей и способностей, постановка целей, выбор средств реализации);
· усиление ориентации на жизненные цели, профессиональные достижения, саморазвитие и самореализацию в образовании и профессиональной деятельности;
· развитие коммуникативных, лидерских способностей и умений работать в команде;
· развитие умений саморегуляции и самоуправления личностно-профессиональным развитием.
Учебная дисциплина «Психология управления личностными ресурсами» включает два содержательно обособленных модуля «Современное образование и профессиональное развитие» и «Психология делового общения и управление коллективом», каждый из которых состоит из двух разделов.
Модуль 1: «Современное образование и профессиональное развитие»
Раздел 1. Личностные ресурсы профессионального развития.Тенденции развития общества и цели профессионального образования. Образ компетентного специалиста. Единство личностного и профессионального развития специалиста. Этапы, факторы, кризисы и противоречия профессионального становления. Факторы, механизмы и внутренние ресурсы личностно-профессионального саморазвития. Жизненные цели, образование и профессиональная самореализация. Личностные факторы профессионального и жизненного успеха.
Раздел 2. Образование как средство личностно-профессионального развития. Характеристики и тенденции развития высшего образования. Возможности системы образования для личностно-профессионального развития. Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности. Роль мотивации и саморегуляции обучающихся в эффективности образования. Проектные, интерактивные, информационные, контекстные, личностно-развивающие образовательные технологии. Образование 1.0, 2.0. и 3.0. Единство образования, самообразования и саморазвития. Развитие когнитивных способностей, образовательной компетентности, креативности и др. качеств. Способы самопознания, самоопределения, саморазвития, проектирования профессионального будущего и планирования карьеры.
Вопросы для самоконтроля
Модуль 1: «Современное образование и профессиональное развитие», раздел 1.
1. Почему в современных условиях все больше требований предъявляется к личности профессионала?
2. Какие из характеристик профессионала представляются вам наиболее важными в вашей профессиональной сфере?
3. В чем отличие субъекта профессиональной деятельности от ее исполнителя?
4. Чем компетентный профессионал отличается от человека, обладающего профессиональными знаниями и умениями?
5. Что вы понимаете под личностью? Каждый ли человек является личностью?
6. Каковы характеристики зрелой личности? Какими способностями она обладает?
7. По каким показателям можно оценить уровень профессионального развития?
8. Какие стадии проходит человек в процессе профессионального развития? Охарактеризуйте их.
9. Опишите, как профессия может влиять на личность.
10. Почему на высших стадиях профессионализма развитие личности и профессиональное развитие трудно разделить?
11. Докажите, что личность является фактором профессионального развития.
12. Почему самоопределение можно отнести к личностным механизмам профессионального развития?
13. В чем заключается различие между личностным и профессиональным самоопределением? Что между ними общего?
14. Почему профессиональное самосознание можно рассматривать как личностный ресурс профессионального развития?
15. Что включает профессиональное самосознание? Каковы факторы формирования профессионального самосознания?
16. Что такое профессиональная «Я-концепция»?
17. Почему саморазвитие опирается на самопознание и осознание жизненных целей?
18. Какие характеристики личности наиболее важны в инициации саморазвития?
19. Какие жизненные и профессиональные обстоятельства могут стать источником кризиса профессионального развития? Почему эти обстоятельства по-разному влияют на разных людей, приводя или не приводя к кризису?
20. Какие противоречия являются движущей силой профессионального развития? Выделите группы противоречий и приведите примеры.
21. Может ли новая информационная среда рассматриваться как фактор личностно-профессионального развития человека? Почему?
22. Какие особенности современного общества и информационной среды могут негативно влиять на личностное развитие человека?
23. Почему в процессе личностно-профессионального становления даже в условиях стабильной внешней среды возникают внутренние противоречия?
24. Приведите примеры внутренних противоречий в структурах компетентности, ценностных ориентаций, субъекта деятельности.
25. Что относят к противоречиям между объективной и субъективной реальностью? Как они могут влиять на профессиональное развитие?
26. Какие противоречия в большей мере проявляются на начальных стадиях профессионального становления личности? Какие внутренние конфликты характерны данным стадиям?
27. Среди способов поведения при переживании внутреннего конфликта выделите продуктивные и непродуктивные с точки зрения профессионального становления.
28. Почему кризисы и противоречия оказывают различное влияние на функционирование и развитие профессионала?
29. Чем определяется способность человека преодолеть противоречия и кризисы профессионального становления?
Модуль 1: «Современное образование и профессиональное развитие», раздел 2.
1. Какими характеристиками обладает система образования в России?
2. В чем заключается различие между образовательным стандартом и образовательной программой?
3. Назовите четыре вида образовательных программ. В чем заключается отличие основных программ от дополнительных?
4. Для чего необходимы федеральные государственные образовательные стандарты?
5. Что такое вариативность образования? Как она обеспечивается?
6. Какую роль играет вариативность образования в развитии обучающихся?
7. Что подразумевается под многоуровневостью образования? Какие существуют уровни профессионального образования?
8. Для чего необходимо достижение непрерывности образования? Каковы средства ее обеспечения?
9. Назовите основные мировые тенденции развития образования. Какие из них отчетливо проявляются в отечественном высшем образовании?
10. Охарактеризуйте высшее образование, отвечающее запросам современного общества. Что в нем необходимо изменить? Что уже изменилось за время вашего обучения в вузе?
11. Для чего в высшем образовании необходимо расширять возможности студентов в управлении собственным личностно-профессиональным развитием?
12. Какие организационные условия обучения в вузе обеспечивают индивидуализированный характер образования и удовлетворение образовательных потребностей студентов?
13. Для чего необходима академическая мобильность студентов? Как она реализуется?
14. Что такое кредитно-модульная система организации образовательного процесса? Какие функции она выполняет?
15. В чем заключается отличие инновационных образовательных технологий от традиционных? Каковы особенности процесса обучения с применением инновационных образовательных технологий?
16. Почему для личностного развития студентов необходим значимый и самоуправляемый характер выполняемой ими деятельности?
17. Какую роль играет групповая учебная работа в личностно-профессиональном развитии студентов?
18. Каким образом реализуется гуманизация высшего образования? Какова ее роль в личностном развитии студентов?
19. Какие возможности должна предоставлять студентам образовательная среда с позиции гуманизации образования? Как необходимо использовать эти возможности для личностно-профессионального развития?
20. Чем отличается субъект учебно-профессиональной деятельности от ее исполнителя: а) в отношении к деятельности, б) в проявлении активности?
21. При каких условиях учебно-профессиональная деятельность приобретает самоуправляемый характер?
22. Что такое мотивация учебно-профессиональной деятельности? Почему говорят о том, что эта деятельность полимотивирована? Какую роль играет мотивация в успешности учебно-профессиональной деятельности?
23. Каковы внутренние источники мотивов учебно-профессиональной деятельности?
24. Почему внутренняя мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов может считаться ресурсом личностно-профессионального развития?
25. Охарактеризуйте студентов, обладающих сформированной и несформированной системой осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности.
26. Почему система осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов может считаться ресурсом личностно-профессионального развития?
27. Какие образовательные технологии позволяют активизировать деятельность студентов и реализовать ее личностно развивающий потенциал?
28. Почему в настоящее время интенсивно развиваются и применяются информационные образовательные технологии? Каковы возможности и ограничения информационных образовательных технологий в самообразовании и личностно-профессиональном развитии студентов?
29. Для чего необходимы личностно-развивающие образовательные технологии?
30. Почему с течением времени высшее образование все больше превращается в самообразование?
31. Почему саморазвитие можно рассматривать как особую жизненную стратегию? В чем она заключается?
32. Докажите, что самопознание, самоопределение и саморазвитие – взаимосвязанные процессы.
33. Какую роль играет прогнозирование своего будущего в профессиональном саморазвитии личности?
34. Что такое карьера? Как она связана с профессиональным развитием? Какие факторы влияют на индивидуальный карьерный путь?
ПрактическИе ЗаданиЯ по модулю 1 «Субъектные качества как ресурсы личностно-профессионального развития»
Задание направлено на диагностику уровня сформированности основных субъектных качеств и рефлексию полученных результатов с целью выработки понимания перспектив дальнейшего саморазвития.
Методические рекомендации по выполнению заданий.
Предложенные задания диагностического характера носят индивидуальный характер, выполняются последовательно и самостоятельно. По результатам выполнения заданий студенты готовят письменный отчет.
Структура отчета «Субъектные качества как ресурсы личностно-профессионального развития»:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Цели работы.
4. Теоретическое введение (основные понятия).
5. Организация исследования качеств субъекта учебно-профессиональной деятельности.
В данном разделе следует указать:
– данные о студенте: Ф.И.О., возраст, пол, место учебы;
– ситуация проведения исследования (время исследования (число, время суток); обстановка (домашние или какие-либо другие условия); наличие различных помех (шум и т.п.); состояние испытуемого (бодрость, активность, усталость, желание работать и т.п.);
– план проведения исследования с указанием использованных методик: полное название, автор, диагностическая цель.
6. Интерпретация и анализ полученных результатов:
а) результаты по каждой методике представляются отдельно, в соответствии с планом проведения исследования, оформляются в виде таблиц, гистограмм (или другом виде, наглядно представляющем результаты работы).
б) по каждой методике дается развернутая интерпретация и анализ полученных результатов, которые осуществляются на основе информации, содержащейся в описании используемых в работе методик. Обстоятельность и корректность анализа полученных результатов положительно влияет на итоговый балл.
7. Выводы.
Выводы по работе базируются на интерпретации результатов. В выводах необходимо отразить то, как студент оценивает себя как субъекта своей учебно-профессиональной деятельности; отметить, какие субъектные качества имеют нормальный или высокий уровни сформированности, над какими необходима целенаправленная работа; в какой степени субъектные качества способствуют успешной профессиональной самореализации; а также следует отразить степень достижения поставленных целей и задач работы.
8. Список использованных источников.
Данный пункт не обязателен. Наличие списка источников, при корректности их использования в теоретическом введении, разделах «используемые методики» и «интерпретация и анализ результатов» положительно влияет на итоговый балл.
9. Приложение.
В приложении приводятся заполненные бланки протоколов по каждой методике в порядке их упоминания в основном тексте индивидуальной работы.
Рекомендуемые методики:
1. Методика «Локус контроля» (Е.Г. Ксенофонтова)
Диагностическая цель: определение обобщенной локализации контроля личности.
2. Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова)
Диагностическая цель: определение типа рефлексии.
3. Опросник «Саморегуляция» (А. К. Осницкий).
Диагностическая цель: определениесформированности умений саморегуляции деятельности.
4. Тест «Жизнестойкость» Д. А. Леонтьева.
Диагностическая цель: оценка способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей или его уязвимость к переживаниям стресса и тревоги.
Требования к оформлению работы
Текст печатается согласно соответствующему стандарту: формат страницы – А4; левое, правое, верхнее и нижнее поля – 2 см; шрифт Times New Roman, кегль – 14; межстрочный интервал – 1,5. При написании работы следует учитывать технические детали оформления, касающиеся правил цитирования, правил оформления таблиц (схем, диаграмм), правил сокращения и т. п.
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется студенту, если все разделы работы выполнены в соответствии с описанием работы; разд. 6 и 7 содержат развернутую и подробную интерпретацию полученных результатов и их качественный анализ, отражающий осмысление студентом результатов диагностики собственных субъектных качеств; оформление работы соответствует требованиям; сроки сдачи соответствуют срокам, установленным преподавателем;
оценка «хорошо» выставляется студенту, если все разделы работы выполнены в соответствии с описанием работы; оформление работы соответствует требованиям; сроки сдачи соответствуют срокам, установленным преподавателем; разд. 6 и 7 содержат недостаточно развернутую и подробную интерпретацию полученных результатов; качественный анализ неполный или недостаточно осмысленный;
оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если не все разделы работы выполнены в соответствии с описанием работы; оформление работы соответствует или частично соответствует требованиям; сроки сдачи соответствуют или не соответствуют срокам, установленным преподавателем; разд. 6 и 7 содержат слабую интерпретацию полученных результатов; качественный анализ неполный и недостаточно осмысленный.
Теоретическое введение.
Субъектные качества позволяют личности выполнять функции самоорганизации, саморазвития и управления жизнедеятельностью в целом. К ним относятся активность, саморегуляция, рефлексивность, ответственность, ценностные ориентации. Благодаря этим качествам субъект способен эффективно выполнять разные виды деятельности, решать задачи личностного и профессионального саморазвития.
Субъект не просто адаптируется к требованиям учебной, профессиональной или иной деятельности и следует за складывающимся стечением обстоятельств. Обладая устойчивыми внутренними ресурсами, он способен преобразовывать и эти обстоятельства, и деятельность, и самого себя (Лызь, Лызь, 2016).
Важнейшей характеристикой субъекта является его активность – это своеобразная мера субъектности во взаимодействии человека с миром, внутренний источник детерминации поведения, обеспечивающий целостность и развитие субъекта (Волочков, 2007). Активность субъекта связана и проявляется в постоянном разрешении противоречий между той сложной системой, которую представляет он сам, включая его цели, и объективными (социальными, природными, техническими и др.) системами. Активность вообще может стать субъектной активностью только в случае принятия субъектом ответственности за свою жизнь и свою профессиональную карьеру, в случае восприятия себя как причины происходящего. В широком смысле ответственность есть добровольное принятие и осуществление необходимости, требований жизни. Взять на себя ответственность значит самостоятельно, т. е. рассчитывая на свои силы, ставить и решать различного рода задачи (профессиональные, коммуникативные и т. д.). Момент добровольности превращает личность в субъекта, который сам, по своей воле, самостоятельно, преодолевая трудности, берется за реализацию необходимого.
Наиболее легко ответственность как субъектная личностная характеристика обнаруживается в ситуациях преодоления преград, в трудных для личности условиях. Именно в таких ситуациях актуализируются все сущностные признаки ответственности: готовность к преодолению трудностей, определение собственных ресурсов, возможностей для преодоления, механизмы контроля, осознанное предвосхищение последствий ситуации, следовательно, обнаруживается истинная, подлинная ответственность как способ саморегуляции и самоконтроля (Дементий). Ответственность непосредственно связана с такими фундаментальными личностными качествами, как уверенность, самостоятельность, способность к самоконтролю. Одним из важнейших качеств ответственной личности является обращенность требований к самой себе, а не к окружающим. Эмпирическим аналогом ответственности можно рассматривать интернальный локус контроля, т.е. восприятие себя как причины происходящего.
Процесс становления и развития ответственности неразрывно связан с развитием рефлексии и определяется наличием рефлексивной позиции субъекта жизнедеятельности.
В психологической науке рефлексия – это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексивность раскрывается А.В. Карповым как качество субъекта, с помощью которого он способен как формировать определенные качества своей самости, так и распознать те качества, которые не принадлежат ему как субъекту (Карпов, 2003). Рефлексия деятельности субъекта рассматривается в ее трех формах по «временному» принципу: ситуативная (актуальная), ретроспективная и перспективная рефлексия. Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего. Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметами рефлексии являются мотивы и причины произошедшего, содержание прошлого поведения, его результаты, допущенные ошибки. Перспективная рефлексия выражается в тщательности обдумывания и планирования человеком своего будущего поведения.
По мнению ученых, рефлексия выступает значимым компонентом самопонимания, результатом которого является объяснение человеком своих чувств, мотивов, умение обнаруживать смысл поступков. Рефлексивные свойства характера связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, способствуя образованию и стабилизации единства личности, выполняя функцию саморегуляции, которая является одним из важнейших и принципиально необходимых психических механизмов реализации внутренне детерминированной активности субъекта, в том числе и субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Саморегуляцию учебной деятельности можно определить как осознанную активность студента по инициации, построению, поддержанию и управлению учебной деятельностью, обеспечивающую достижение принимаемых им учебных целей.
Саморегуляция генетически выступает как специфическая для человека наиболее общая функция его психики, позволяющая человеку реализовать себя как творца, исполнителя и контролера своей деятельности, поступков, жизнедеятельности в целом. Осознанная саморегуляция выступает как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, осуществлению, поддержанию и управлению всеми видами и формами активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей (Моросанова, Аронова, 2007).
Система саморегуляции имеют свою структуру, компоненты которой выполняют различные функции в осознанном управлении деятельностью. Это такие компоненты как планирование (целеполагание), моделирование условий, программирование действий, оценка результатов. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами.
Задание 1. Определение локуса контроля
Задание позволяет выявить убеждения человека относительно того, где локализуются силы, подвергающие влиянию, управлению и контролю то, что происходит в его жизни. Лица, убежденные в том, что главные силы, определяющие их жизнь, находятся внутри них самих (это их усилия, старания и способности), называются интерналами, или людьми с внутренним локусом контроля (ЛК). Лица, убежденные в том, что происходящее с ними зависит от внешних факторов (от других людей, от судьбы или случая), называются экстерналами, или людьми с внешним локусом контроля. Чем выше показатели интернальности, тем более вероятно, что человек чувствует себя хозяином собственной судьбы, отличается уверенностью в себе и обладает более высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности. Чем ниже показатели интернальности, т. е. чем ближе человек к полюсу внешнего локуса контроля, или экстернальности, тем менее человек уверен в себе и больше нуждается в помощи, являясь недостаточно самостоятельным в решении различного рода жизненных задач.
Для определения собственного локуса контроля ответьте на вопросы опросника, подсчитайте результаты, проанализируйте общую интернальность и ее аспекты.
Методика «Локус контроля» (Е.Г. Ксенофонтова)
Цель: диагностика обобщенной локализации контроля личности.
Инструкция: вам будут предложены высказывания людей о жизни. С каждым из высказываний можно согласиться или не согласиться: если вы думаете примерно так же, поставьте рядом с номером высказывания знак «плюс» (+). Если же вы думаете об этом иначе, то поставьте рядом с номером высказывания знак «минус» (–).
Текст опросника
1. Продвижение по службе зависит не столько от способностей и усилий человека, сколько от удачного стечения обстоятельств.
2. Большинство разводов происходит от того, что оба супруги недостаточно старались приспособиться друг к другу.
3. Ошибочно думать, что болезнь – это дело случая и, если уж суждено заболеть, то ничего с этим поделать нельзя.
4. Одинокими становятся именно те люди, которые не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний очень часто зависит от везения или невезения.
6. Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.
7. Внешние обстоятельства (например, родители и благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения между супругами.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на происходящие со мной события.
9. Мои отметки в учебе больше зависели от случайности (например, от настроения педагога), чем от меня самого.
10. Я строю планы на будущее и знаю, что могу осуществить их.
11. То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть результат долгой целенаправленной деятельности.
12. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить общение, они все равно не смогут.
13. То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими.
14. Думаю, что случай или судьба играют не очень важную роль в моей жизни.
15. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как все зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.
16. В случае конфликта я чаще чувствую в нем свою вину, а не виню противоположную сторону.
17. Жизнь большинства людей в основном зависит от стечения обстоятельств.
18. Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.
19. Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезней.
20. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
21. В конечном счете за плохое руководство организацией ответственны все люди, которые в ней работают, а не только руководитель.
22. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.
23. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.
24. На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родителей по воспитанию своих детей часто оказываются бесполезными.
25. Практически все, что со мной случается, – это дело моих рук.
26. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
27. Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.
28. Я могу добиться от окружающих меня людей того, что я хочу.
29. Причиной моих неприятностей и неудач очень часто были другие люди.
30. Ребенка можно уберечь от простуды, если его правильно одевать и правильно растить.
31. В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы решатся сами собой.
32. Успех, как правило, является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
33. Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.
34. Зачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
35. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.
36. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
37. В общении с людьми часто возникают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
38. Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
39. Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существенной помощи других людей.
40. Практически все неудачи в моей жизни происходят от моего незнания, неумения или лени.
Обработка результатов
1. Проверить совпадение ответов по каждому утверждению с ключом Ио. Номера всех совпавших с ключом вопросов, независимо от (+) или
(–), обвести кружком.
2. Подсчитать баллы по всем нижеперечисленным шкалам,считая только номера вопросов, обведенных кружком (т.е. совпавших с ключом Ио).
Ключи:
Ио интернальность общая:
+: 2, 3, 4, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 38, 40.
–: 1, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 29, 31, 34, 36, 37, 39.
Ж интернальность в суждениях о жизни вообще: 1, 2 ,3, 4, 6, 7, 11, 12, 17, 19, 20, 21, 24, 26, 27, 30, 32, 36, 37, 38.
Я интернальность при описании личного опыта: 5, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 22, 23, 25, 28, 29, 31, 33, 34, 35,39,40.
Ид интернальность в сфере достижений: 1, 5, 11, 13, 23, 28, 32, 33.
Ин интернальность в сфере неудач: 4, 16, 20, 27, 29, 36, 38, 40.
Псоб предрасположенность к самообвинению: Ин–Ид.
Пс профессионально-социальный аспект интернальности: 1, 9, 13, 18, 21, 26, 28, 36.
Пп профессионально-процессуальный аспект интернальности: 15, 27, 31, 32, 35, 37, 38, 40.
Ипинтернальность в профессиональной деятельности: Пс + Пп.
Мк компетентность в сфере межличностных отношений: 6, 22, 23, 24, 26, 29, 34, 37.
Моответственность в сфере межличностных отношений: 2, 4, 7, 12, 13, 16, 21, 33.
Им интернальность в межличностном общении: Мк + Мо.
Ис интернальность в сфере семейных отношений: 2, 4, 7, 12, 16, 22, 33, 37.
Из интернальность в сфере здоровья: 3, 8, 14, 17, 19, 25, 30, 31.
Дт готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей: 1,6, 15, 17, 22, 24, 26, 37.
Дс готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее: 10, 11, 14, 25, 32, 35, 38, 40.
Оа отрицание активности (ключи Оа противоположны Ио): 16–(Дт+Дс)
Уровень интернальности, диагностируемый приведенными выше шкалами, определяется согласно таблице.
Шкала | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Ио | 0-13 | 14-25 | 26-40 |
Ид, Ин, Пс, Пп, Мк, Мо, Ис, Из, Дт, Дс | 0-3 | 4-5 | 6-8 |
Ип, Им | 0-5 | 6-10 | 11-16 |
Оа (низкий уровень – показатель интернальности, высокий – экстернальности) | 0-5 | 6-10 | 11-16 |
Интерпретация результатов
Шкала общей интернальности (Ио) охватывает все пункты опросника. Высокие показатели по шкале характеризуют интернала, т.е. человека с внутренним локусом контроля, проявляющимся в разнообразных жизненных ситуациях. Такие люди отличаются уверенностью в том, что силы, влияющие на их судьбы, находятся внутри них самих, а то, что происходит с человеком, в значительной степени является результатом его активности, и, следовательно, ответственность за собственную жизнь лежит на самом человеке, а не на каких-либо других, внешних по отношению к нему, силах.
Чем ниже показатели Ио, тем более выражен внешний локус контроля – экстернальность. Экстерналы не верят в то, что человек в состоянии реально влиять на происходящее в его жизни. Они убеждены, что силы, управляющие человеческой судьбой, находятся где-то вовне. Это может быть и случай, и «фатум», и влиятельные люди; но в любом варианте, по мнению экстернала, от его активности мало что зависит. Поэтому он чувствует себя страдающим, но не влияющим на собственную судьбу человеком.
Распределение баллов по субшкалам Яи Жпоказывает соотношение влияния личного опыта (Я) и суждений о жизни вообще (Ж) на интернальность испытуемого (т.е. что больше повлияло на интернальность).
Шкала интерналъности в сфере достижений (Ид) охватывает ситуации, связанные с достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого, а также выявляет его веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Высокие показатели по этой шкале характеризуют человека, считающего источником собственных достижений себя самого и готового приложить усилия для достижения положительных результатов в будущем. Низкие показатели характеризуют субъекта, не воспринимающего себя источником собственных достижений и не верящего в то, что человек может существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности.
Шкала интернальности в сфере неудач (Ин)выявляет отношение к ситуациям неуспехов имеющихся или возможных. Высокие показатели по этой шкале говорят не о том, что у человека много неудач, а лишь о том, что он в большей степени чувствует свою ответственность за те неудачи, которые уже произошли или еще могут произойти в его жизни. Низкие показатели здесь характеризуют человека, не склонного видеть свою вину ни в свершившихся, ни в возможных неудачах его жизни. Ответственность за свои неуспехи он возлагает на внешние силы: на других людей, на невезение, на судьбу.
Показатель предрасположенности к самообвинению (Псоб)определяется путем вычитания из данных Инданных Ид. Он может представлять собой как положительное, так и отрицательное число. Оптимальным для данной шкалы является нулевой балл.
Чем дальше показатель Псобот нуля в положительную сторону, тем более выражена предрасположенность человека к тому, чтобы обвинять себя во всем плохом, что с ним случается или может случиться, т. е. он считает, что причина его неудач – он сам, а причина его достижений – кто-то другой: «это случайно», «мне помогли» и т. д. Этот показатель говорит о возможной, еще скрытой для его самосознания неуверенности в себе.
Чем дальше показатель Псобот нуля в отрицательную сторону, тем менее вероятны у данного человека проявления самообвинительного поведения, так как при успехах он чаще видит их причины в себе, а при неудачах склонен считать, что виноват кто-то другой. Высокий отрицательный балл Псобможет свидетельствовать о некритичности опрашиваемого, но только по отношению к самому себе.
Шкала интернальности в профессиональной деятельности (Ип) охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, направленной на достижение человеком конкретной цели. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, понимающего, что получаемые результаты зависят от собственных действий. В профессиональной деятельности такие работники чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя. Низкие показатели говорят о том, что данный человек часто затрудняется в объяснении причин и способов достижения того или иного результата, он реже бывает склонен к возложению на себя какой-либо ответственности.
Результаты по субшкале Псговорят о склонности или ее отсутствии проявлять инициативу и принимать ответственность на себя в сфере социальных отношений на производстве. Это касается как отношений с руководителями, так и с равными по статусу коллегами.
Результаты по субшкале Ппговорят о наличии или отсутствии развитых навыков обеспечения процесса профессиональной деятельности. Так, низкие баллы Пппозволяют предположить, что в процессе решения конкретных производственных задач данный человек, даже при наличии соответствующей мотивации, может сталкиваться с большими трудностями в связи с плохо развитыми навыками качественного осуществления самостоятельной деятельности.
Шкала интернальности в межличностном общении (Им)характеризует активность, направленную не столько н