Особенности организации муниципальной службы во Владимирской области

2.1. Организация муниципальной службы во Владимирской области на примере Камешковского района

В целях исполнения положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» во Владимирской области принят Закон Владимирской области от 30 мая 2007 №58-ОЗ «О муниципальной службе во Владимирской области» (далее – Закон Владимирской области) для осуществления правового регулирования на уровне Владимирской области, а также муниципальных образований с учетом исторических иных местных традиций, местных особенностей при организации муниципальной службы.

Данный Закон Владимирской области определяет типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы. На его основе разработаны муниципальные нормативные правовые акты к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым при выполнении должностных обязанностей.

Рассмотрим организацию муниципальной службы на примере муниципального района – Камешковский район Владимирской области.

Район состоит из шести поселений, в составе которых 1 город и 117 сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень и погостов) с количеством постоянно проживающего населения 31797 человек.В соответствии с Уставом Камешковского района в структуру органов местного самоуправления Камешковского района входит[11]:

1. Представительный орган района.

2. Глава района.

3. Администрация района.

4. Контрольно-счетная комиссия района.

Представительный орган района (Совет народных депутатов Камешковского района), администрация района и контрольно-счетная комиссия района являются юридическими лицами, в структуре каждого из которых определены должности муниципальной службы.

Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность[12].

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета[13].Законодательство, регулируя отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определяет основные аспекты организации института муниципальной службы, как центрального элемента в системе органов местного самоуправления: основные права и обязанности муниципального служащего, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, требования к служебному поведению муниципальных служащих, порядок прохождения аттестации муниципальных служащих, гарантии, предоставляемые муниципальным служащим.

Правовую основу организации муниципальной службы в Камешковском районе Владимирской области составляет:

Федеральный закон от 2 марта 2007 №25-ФЗ«О муниципальной службе в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Закон Владимирской области от 14 августа 2001 № 62-ОЗ«Устав (Основной Закон) Владимирской области (принят постановлением ЗС Владимирской области от 14 августа 2001 № 285)»;

Закон Владимирской области от 30 мая 2007 №58-ОЗ «О муниципальной службе во Владимирской области»;

Закон Владимирской области от 3 сентября 2007 №96-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих во Владимирской области»;

Решение Совета народных депутатов Камешковского района от 25 июня 2010 № 647 (в ред. от 29.12.2015) «О принятии Устава Камешковского района в новой редакции2 (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Владимирской области 05.08.2010 N RU335050002010001);

Решение Совета народных депутатов Камешковского района от 30 сентября 2008 №460 (в ред. от 28.07.2015) «Об установлении должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальногообразования Камешковский район».

В соответствии с Порядком поступления на муниципальную службу, ее прохождение, регулируемыйфедеральным и областным законами, опубликованном на официальном сайте администрации Камешковского района[14], на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с законодательством для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

В вышеперечисленных органах местного самоуправления Камешковского района на различных должностях муниципальной службы трудятся 35 муниципальных служащих, в обязанности которых входит ежедневное решение насущных вопросов местного значения по социально-экономическому развитию Камешковского района.

Для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Камешковского района решением Совета народных депутатов Камешковского района утверждены квалификационные требования[15], которые разработаны в соответствии с Законом Владимирской области от 04.07.2007 № 78-ОЗ «О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Владимирской области, а также установлении типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы во Владимирской области».

Данные квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей:

1. Высшее образование – для высших, главных, ведущих и старших должностей;среднее профессиональное образование – для младших должностей.

2. Стаж работы:

высшие должности – не менее шести лет стажа муниципальной службы или не менее семи лет стажа работы по специальности;

главные должности – не менее четырех лет стажа муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

ведущие должности – не менее двух лет стажа муниципальной службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

старшие и младшие должности – без предъявления требований к стажу.

3. Знания:

Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов Владимирской области, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие сферы деятельности, применительно к исполнению своих должностных обязанностей, правам и ответственности;

законодательства о муниципальной службе Российской Федерации и Владимирской области;

Устава (Основной Закон) Владимирской области и Устава Камешковского района;

положения об органе либо структурном подразделении органа местного самоуправления района, в котором муниципальный служащий замещает должность муниципальной службы Владимирской области (далее – муниципальная служба);

правил внутреннего трудового распорядка;

правил работы с документами в органе местного самоуправления района;

порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральными законами тайну (для муниципальных служащих, имеющих допуск к государственной или иной охраняемой федеральными законами тайне на постоянной основе);

норм охраны труда и противопожарной защиты;

иных норм и правил, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

4. Навыки:

по организации личного труда и планированию рабочего времени;

владение оргтехникой и средствами коммуникации;

владение современными средствами, методами и технологиями работы с информацией и документами;

владение официально-деловым стилем современного русского языка;

по охране труда;

другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Профессионализм и компетентность муниципальных служащих являются важными составляющими эффективного функционирования органов местного самоуправления Владимирской области. В связи в области проводят конкурс на лучшего муниципального служащего. В Камешковском районе этот конкурс регламентируется постановлением главы администрации Камешковского района[16].

Участниками данного конкурса могут быть муниципальные служащие органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Владимирской области, обладающие лидерскими качествами, эффективно реализующие профессиональные задачи и внесшие вклад в развитие местного самоуправления[17].

Конкурс проводится в три этапа. На первом - муниципальном - этапе проводится собеседование и защита конкурсной работы – социально-значимого проекта в определенной сфере деятельности органа местного самоуправления, которая должна содержать обоснование актуальности выбранной темы, её практическую значимость, достижимые результаты и финансово-экономическое обоснование.

Победители первого этапа выдвигаются для участия во втором этапе конкурса, где им предстоит пройти компьютерное тестирование на знание основ законодательства Российской Федерации и Владимирской области о муниципальной службе и о местном самоуправлении, общих вопросов в области муниципального управления. Девять участников конкурса, показавших лучшие результаты, встречаются в финале. Где они представляют подготовленное выступление о себе и своей профессиональной деятельности и проходятсобеседование. Три финалиста, набравших наибольшее количество баллов, и становятся победителями конкурса, и награждаются дипломами и денежными премиями.

Таким образом, рассмотрев организацию муниципальной службы во Владимирской области на примере Камешковского района мы приходим к выводу, что региональное законодательство развивается положительно в рамках исполнения требований федерального законодательства, путем конкретизации его норм посредством принимаемых областных законов, нормативных правовых актов администрации области и муниципальных образований.

Наши рекомендации