Глава 1. История развития контроля местного самоуправления со стороны населения в России
Оглавление
Введение | |
Глава 1. История развития контроля местного самоуправления со стороны населения в России | |
1.1 История развития контроля местного самоуправления со стороны населения в России в досоветский период | |
1.2. Контроль местного самоуправления со стороны населения в советский период | |
1.3. Контроль местного самоуправления со стороны населения в постсоветский период | |
Глава 2. Ответственность органов местного самоуправления при осуществлении ими своей деятельности перед населением на современном этапе развития российского общества | |
2.1. Особенности общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления со стороны населения | |
2.2. Виды ответственности местного самоуправления перед населением | |
2.3. Совершенствование законодательного регулирования ответственности представительных органов местного самоуправления перед населением | |
Заключение | |
Список источников и литературы |
Введение
Актуальность темы исследования. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации послужила важнейшим основанием становления нового института народовластия в России - местного самоуправления. Действующая Конституция РФ провозгласила принципиально новый для Российского государства правовой статус органов местного самоуправления, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а их структура определяется населением самостоятельно.
Очевидно, что для возникновения нового института власти недостаточно только его законодательного закрепления. Его органичному введению в систему публичной власти в России должны были способствовать различные мероприятия правового, организационного, экономического, управленческого характера. В то же время становление системы местного самоуправления в Российской Федерации значительно затянулось, более того, провозглашенные Конституцией РФ принципы привели к неоднозначному толкованию правовой природы местного самоуправления в научной среде, а на практике - к возникновению проблем, связанных с определением роли местного самоуправления в системе институтов власти.
Ответственность органов местного самоуправления перед населением при осуществлении ими своей деятельности - это очень важный пласт не только законодательства государства, но и целый срез общественных и политических отношений, сложившихся в стране на протяжении всей истории её существования. Актуальность темы исследования дипломной работы обусловлена становлением демократического режима и конституционного строя в Российской Федерации. Ответственность перед населением органов власти, особенно на местном уровне, обеспечивает свободный и прямой доступ граждан к управлению государством, что, безусловно, является фундаментальным принципом самого понятия демократии.
В настоящее время, в условиях реформирования находящейся в кризисном состоянии системы публичной власти, создание реального механизма ответственности представительного органа местного самоуправления и выборных лиц местного самоуправления становится одним из важнейших инструментов, способных решить ряд проблем организации и развития местного самоуправления, формирования в России единого правового пространства, укрепления российской государственности.
Относительная новизна и несовершенство, а зачастую и противоречивость законодательных положений об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением определили выбор темы.
Степень разработанности темы. В настоящее время, исследования в данной области проводились различными учёными и юристами, но фрагментарный характер подобных изысканий и сложность поставленного вопроса, которая обусловлена фазой становления и развития в нашей стране правого государства, не позволяет утверждать о полном раскрытии темы. Проблема остаётся открытой, поскольку, если на законодательном уровне и созданы основные условия её решения, то на уровне правоприменительной практики механизмы регулирования, либо не внедрены, либо не функционируют должным образом в силу ряда причин, которые будут раскрыть в ходе исследования. В своей работе я пользовался публикациями и научными работами следующих авторов: М.А. Краснов, С.А. Авакьян, С.С. Соловьев, Н.Н. Черногор, Н.Л. Пешин, А.А. Уваров, О.Е. Кутафин и других. Также были использованы нормативно-правовые акты законодательства Российской Федерации различных уровней, в рамках интересующего вопроса.
Объект и предмет исследования.Объектом исследования служит совокупность правовых норм, регулирующих юридическую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в качестве составного элемента их конституционно-правового статуса.
Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу привлечения к ответственности перед населением органов и должностных лиц местного самоуправления в связи с их функционированием в качестве институтов публичной власти.
Цель дипломной работы. Данная работа направлена на всестороннее исследование контроля над деятельностью органов местного самоуправления со стороны населения в Российской Федерации, выявление проблемных вопросов и попытка их разрешения. На основе проделанной работы можно будет составить рекомендации по совершенствованию законодательства в той её части, где будут выявлены наиболее серьёзные пробелы и недостатки, устранение которых положительно повлияет на решение обозначенной проблемы, а в практическом плане будет способствовать благотворному внедрению и эффективному функционированию механизма контроля населения над деятельностью органов местного самоуправления.
Задачи дипломной работы. Исходя из целей работы, ставятся и решаются следующие задачи:
- выявление предпосылок возникновения института местного самоуправления в России и ответственность органов местного самоуправления перед населением на различных этапах исторического развития государства;
- теоретический анализ литературы и законодательства по предмету исследования;
- сравнительный анализ результатов и создание рекомендаций.
Методологическая основа.В данной исследовательской работе использовано несколько научных методов исследования: сравнительный анализ, который позволяет выявить различия в правовых актах; исторический анализ, показывающий историю развития института ответственности перед населением органов местного самоуправления при осуществлении ими своей деятельности; формально- логический метод, с помощью которого проанализированы основные понятия, процедуры реализации мер ответственности органов местного самоуправления перед населением.
Структура дипломной работы.Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая их которых разделена на три параграфа, и заключения. В первой главе рассматривается вопрос исторического развития органов местного самоуправления в России и института ответственности перед населением при осуществлении ими своей деятельности на разных этапах развития российского общества. Во второй главе представлены вопросы, касающиеся законодательного регулирования и механизмов реализации ответственности органов местного самоуправления перед населением. Так же рассматриваются особенности общественного контроля органов местного самоуправления и проблемы, возникающие в данной сфере общественных отношений. Кроме того, рассматривается современная ситуация в России, связанная с ответственностью органов местного самоуправление перед населением. В заключении изложены предложения по совершенствованию законодательства.
Заключение
Подводя итог своей исследовательской работы, в первую очередь хочется сказать о том, что серьёзные проблемы института ответственности органов местного самоуправления перед населением существуют как в законодательной сфере, так и в механизмах регулирования конкретных правоотношений. Сложность создания таких механизмов заключается в дуалистической природе данного явления, где с одной стороны существует необходимость регулирования последних на федеральном уровне, а с другой стороны - принцип минимального вмешательства государства во внутреннюю организацию местного самоуправления.
Всесторонне рассмотрев проблему ответственности органов местного самоуправления перед населением, в процессе осуществления ими своей деятельности, проанализировав историю возникновения самого института местного самоуправления в России и законодательство, регулирующее вышеназванные общественные отношения на всех уровнях, в заключении будут кратко изложены выводы и рекомендации.
Во-первых, на мой взгляд, следует отменить отсылочную привязку ч. 2 ст.71 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ограничивающее ответственность выборных органов местно самоуправления перед населением нормой ч. 2 ст. 24 того же закона.
По моему убеждению, статус выборного должностного лица местного самоуправления не подразумевает подобного вмешательства со стороны государства и не нуждается в гарантиях такого рода. Население муниципального образования вправе само определять основания отзыва депутата, или иного выборного должностного лица и не быть ограничено установленными рамками федерального законодательства, связывающим такие основания с совершением правонарушения.
Следует чётко разграничить ответственность органов местного самоуправления перед государством и перед населением, что бы устранить правовые коллизии и конкуренции процедур.
Во-вторых, целесообразным считаю дополнить статью 24 Закона № 131-ФЗ и наряду с голосованием по отзыву отдельных выборных должностных лиц включить туда: «голосование по прекращению деятельности представительного органа местного самоуправления», что было подробно проанализировано в разделе 2.3. данной работы.
Список источников и литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 г.) // Российская газета. – 2009. - №7.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003.- № 40.- Ст. 3822.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований: Федеральный закон от 18 июня 2007г. №101-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2007.- №26.- Ст.3074.
4. О порядке отзыва выборного должностного лица местного самоуправления населением в Тамбовской области: Закон Тамбовской области от 18 октября 1996 г. // Тамбовская жизнь.- 1996.- 31 октября.
5. О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Архангельской области: Закон Архангельской области от 4 июня 1997 г. № 31-9-ОЗ с изм. и доп. на 7 февраля 2007 г. // Волна.- 1997.- № 27.
6. О порядке отзыва выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области: Закон Кировской области от 4 ноября 1999 г. № 144-ЗО с изм. и доп. на 29 ноября 2006 г. // Вестник Кировской областной Думы и администрации области.- 1999.- № 7.
7. О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Тюменской области: Закон Тюменской области от 26 февраля 1999 г. //Тюменские известия.- 1999.- 1 апреля.
8. О порядке отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл: Закон Республики Марий Эл от 12 сентября 2000 г. с изм. и доп. на 4 декабря 2002 г. // Марийская правда.- 2002.- 10 декабря.
9. Кодекс о выборах, референдуме и отзыве выборных лиц: Закон Воронежской области от 22 июля 2003 г. № 42-ОЗ с изм. и доп. на 4 октября 2005 г. // Коммуна.- 2003.- № 111.
10. Устав муниципального образования Город Архангельск: офиц. текст: [принят Архангельским городским Советом депутатов 25 ноября 1997 г. с изм. и доп. на 31 августа 2006 г.]//Архангельск.-1998 г.- № 187.
11. Устав городского округа Город Хабаровск: офиц. Текст:[принят решением Хабаровской городской Думы 13 июля 2004 г. № 509 с изм и доп. на 23 января 2007 г.] // Хабаровские вести.- 2004.- № 152.
12. Устав городского поселения Город Юхнов: офиц. текст:[принят решением городской Думы городского поселения Город Юхнов 16 октября 2005 г. № 10 с изм. и доп. на 14 декабря 2006 г.]// Юхновские вести.- 2005.- № 139.
13. Устав сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области: офиц. текст:[принят решением Совета депутатов сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 7 декабря 2005 г. № 2/1]// Новые рубежи.- 2006.- 21 января (спецвыпуск).
14. Устав муниципального образования городского округа Город Барнаул Алтайского края: офиц. текст:[принят решением Барнаульской городской Думы 10 июня 2005 г. с изм. и доп. на 27 февраля 2006 г.]// Вечерний Барнаул-. 2005.- № 118.
15. Устав муниципального образования городского округа Сыктывкар: офиц. текст :[ принят Советом муниципального образования городского округа Сыктывкар 18 января 2006 г. с изм. и доп. на 6 октября 2006 г.]// Панорама столицы.- 2006.- № 7.
16. Устав городского округа Ивантеевка Московской области: офиц. текст :[принят решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области 20 марта 2006 г. № 248/25]// Пульс Ивантеевки.- 2006.- № 49.
17. Устав городского округа Орехово-Зуево Московской области: офиц. текст:[принят решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области 22 марта 2006 г. № 512/42] // Ореховские вести.- 2006.- № 19.
18. О принятии Устава муниципального образования Город Краснодар: Решение Городской думы Краснодара от 19 июля 2003 г. № 37 П.1 с изм. и доп. на 21 декабря 2006 г.// Краснодар.- 2003.- № 31.
19. О принятии Устава муниципального образования Город Ижевск: Решение Городской Думы г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 июня 2005 № 333//Известия Удмуртской Республики.- 2005.- 1 июля (спецвыпуск).
20. Об Уставе города Ставрополя: Решение Ставропольской городской Думы от 29 июня 2005 г. № 67// Вечерний Ставрополь.- 2005.- № 218-219.
21. О принятии Устава муниципального образования Город Екатеринбург: Решение Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 г. № 8/1// Вечерний Екатеринбург.- 2005.- № 131.
22. Об утверждении Положения о статусе депутата Совета депутатов Рузского муниципального района: Решение Совета депутатов Рузского района Московской области от 21 декабря 2005 г. № 205/31// Красное знамя.- 2005.- № 75.
23. По делу о проверке конституционности закона Московской области от 28 апреля 1995 г. «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. № 21-П// Собрание Законодательства РФ.1997.- № 2.- Ст. 348.
24. О проверке конституционности положений п.6.ст.4; п/п «а» п.3.ст.13; п.3.ст.19 и п.2.ст.58 ФЗ от 19 сентября 1997г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.- №25.- Ст.3002.
25. По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П// Собрание Законодательства РФ. 2002.- № 14.- Ст. 1374.
26. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности/ Авакьян С.А.// Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран.– М.: МГУ, 2001. 526 с.
27. Анишина В.И. Правовые позиции Конституционного Суда России/Анишина В.И.// Российская юстиция.- 2000.- №7. С 12-19.
28. Безруков А.В. Эволюция и перспективы российского федерализма.// Безруков А.В.. - Красноярск, 2003.- 125 с.
29. Безуглов А.А. Конституционное право России: Учебное пособие // Безуглов А.А., Солдатов С.А..- М.: Изд-во "Профессиональное образование",2001.-2384 с.
30. Волкова Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент.// Волкова Н.С.,Хабриева Т.Я..- М.: Норма,2005.- 176 с.
31. Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики.: Автореф. дисс.... докт. юрид. наук.// Зражевская Т.Д..- Саратов, 2000.- 369 с.
32. Карапетян Л.М. Вопросы федеративных отношений в решениях Конституционного Суда РФ/ Карапетян Л.М. // Российская юстиция.- 2001.-№10. С. 7-10
33. Краснов М.А. Ответственность в системе народного представительства.//Краснов М.А.. - М.: Институт государства и права РАН, 1992.- 224 с.
34. Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России.// Нудненко Л.А.. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. университета, 2000. -299 с.
35. Нудненко Л.А. Досрочный отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления – конституционный деликт/ Нудненко Л.А.// Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.: МГУ, 2001.- 526 с.
36. Рейснер М. А. Государство буржуазии и РСФСР// Рейснер М.А. – Москва-Петроград: Госиздат., 1923.-315 с.
37. Руденко В.Н. Институты «отзыва» и «роспуска» в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования/ Руденко В.Н.// Журнал российского права.- 2000.- № 4.- С. 11.
38. Соловьев С.Г. Ответственность глав муниципальных образований./Соловьев С.Г.//Законность.- 2005.- №8. С. 17-21.
39. Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления.// Шугрина Е.С.. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета 1997. Изд-во Новосибирского университета,1997.- 182 с.
40. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник // Шугрина Е.С. - М.: Изд-во «Проспект», 2010.- 528 с.
41. base.garant:ru: [Электронный ресурс]: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: [Принят Гос. Думой РФ 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ. с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21 июля 2005 г. (Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2009 г.)]- Режим доступа: http://base.garant.ru/10104758/ (время доступа: 15.04.20011//23:18)
42. constitution.garant:ru: [Электронный ресурс]: Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Тома I-III// Градовский А. Д. - С. –Петербург, типография М. Стасюлевича, 1875. (том I), 1876. (том II), 1883. (том III)- Режим доступа: http://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/3988988/ (время доступа: 13.04.2011/22:36)
43. Innovbusiness:ru: [Электронный ресурс]: О местном самоуправлении в РСФСР: [Принят Гос. Думой РСФСР 6 июля 1991 г. N 1550-I] – Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_38797_DocumIsPrint__Page_1.html (время доступа: 13.04.2011/23:18)
44. Oprave:ru: [Электронный ресурс]: Чеботарев Г.Н. Муниципально - правовая ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением// Чеботарев Г.Н – Режим доступа: http://www.oprave.ru/statii/Municipalnoe-texts01.html (время доступа: 15.04.2011//5:17)
45. rpi.msal:ru:[Электронный ресурс]: Уваров А.А. Проблемы законодательного регулирования ответственности представительных органов местного самоуправления перед населением// Уваров А.А., Журнал "Российское право в Интернете".-№2009(05).Спецвыпуск.- Режим доступа: http://www.rpi.msal.ru/prints/200905_12uvarov.html (Время доступа: 17.04.2011/14:06)
[1] constitution.garant:ru: [Электронный ресурс]: Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Тома I-III/ Градовский А. Д. - С. –Петербург, типография М. Стасюлевича, 1875. (том I), 1876. (том II), 1883. (том III)- Режим доступа: http://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/3988988/(время доступа: 13.04.2011/22:36)
[2] См.: Рейснер М. А. Государство буржуазии и РСФСР/ Рейснер М.А. – Москва-Петроград: Госиздат, 1923. С. 91.
[3]См.: Еремян В.В. История местного самоуправления в России (XII - начало XX в.): Учебное пособие/ Еремян В.В, Федоров М.В.– М.: РУДН, 1999. С. 236.
[4] Innovbusiness:ru: [Электронный ресурс]: О местном самоуправлении в РСФСР: офиц. текст: [Принят Гос. Думой РСФСР 6 июля 1991 г. N 1550-I, ст 1, ч.1] – Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_38797_DocumIsPrint__Page_1.html (время доступа: 13.04.2011/23:18)
[5]См.: Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие / Бутов В.И., Игнатов В.Г.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Ростов-на-Дону: ИКЦ "МарТ", 2005. С. 254.
[6] base.garant:ru: [Электронный ресурс]: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: [Принят Гос. Думой РФ 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ. с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21 июля 2005 г. (Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2009 г.)]- Режим доступа: http://base.garant.ru/10104758/ (время доступа: 15.04.20011//23:18)
[7] Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики.: Автореф. дисс. докт. юрид. наук.// Зражевская Т.Д..- Саратов, 2000. С. 39.
[8] Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник // Шугрина Е.С. - М.: Изд-во "Проспект", 2010. С. 249.
[9]См.: Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности/ Авакьян С.А.// Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран.– М.: МГУ, 2001. С.9.
[10]Oprave:ru: [Электронный ресурс]: Чеботарев Г.Н. Муниципально - правовая ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением// Чеботарев Г.Н – Режим доступа: http://www.oprave.ru/statii/Municipalnoe-texts01.html(время доступа: 15.04.2011//5:17)
[11]См.: Нудненко Л.А. Досрочный отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления – конституционный деликт/ Нудненко Л.А.// Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.: МГУ, 2001. С.393.
[12]См.: Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики.: Автореф. дисс.... докт. юрид. наук.// Зражевская Т.Д..- Саратов, 2000. С.39
[13]См.: Безуглов А.А. Конституционное право России: Учебное пособие // Безуглов А.А., Солдатов С.А..- М.: Изд-во "Профессиональное образование",2001. С.679
[14] Oprave:ru: [Электронный ресурс]: Чеботарев Г.Н. Муниципально - правовая ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением// Чеботарев Г.Н – Режим доступа: http://www.oprave.ru/statii/Municipalnoe-texts01.html(время доступа: 15.04.2011//5:17)
[15] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2003.- № 40.- Ст. 3822.
[16] Устав городского округа Орехово-Зуево Московской области: офиц. текст:[принят решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области 22 марта 2006 г. № 512/42] // Ореховские вести.- 2006.- № 19.
[17] О порядке отзыва выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области: Областной закон от 04 ноября 1999г. № 144-ЗО с изм. и доп. на 29 ноября 2006г.// Вестник Кировской областной Думы и администрации области.- 1999.- № 7.
[18] Устав городского округа Город Хабаровск: офиц. Текст:[принят решением Хабаровской городской Думы 13 июля 2004 г. № 509 с изм и доп. на 23 января 2007 г.] // Хабаровские вести.- 2004.- № 152.
[19] Устав муниципального образования городского округа Город Барнаул Алтайского края: офиц. текст:[принят решением Барнаульской городской Думы 10 июня 2005 г. с изм. и доп. на 27 февраля 2006 г.] // Вечерний Барнаул-. 2005.- № 118.
[20] Устав муниципального образования городского округа Город Барнаул Алтайского края: офиц. текст:[принят решением Барнаульской городской Думы 10 июня 2005 г. с изм. и доп. на 27 февраля 2006 г.] // Вечерний Барнаул-. 2005.- № 118.
[21] Устав муниципального образования городского округа Сыктывкар: офиц. текст :[ принят Советом муниципального образования городского округа Сыктывкар 18 января 2006 г. с изм. и доп. на 6 октября 2006 г// Панорама столицы.- 2006.- № 7.
[22] Устав городского округа Ивантеевка Московской области : офиц. текст :[принят решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области 20 марта 2006 г. № 248/25]// Пульс Ивантеевки.- 2006.- № 49.
[23] Об Уставе города Ставрополя: Решение Ставропольской городской Думы от 29 июня 2005 г. № 67// Вечерний Ставрополь.- 2005.- № 218-219.
[24] Устав городского поселения Город Юхнов: офиц. текст:[принят решением городской Думы городского поселения Город Юхнов 16 октября 2005 г. № 10 с изм. и доп. на 14 декабря 2006 г.]// Юхновские вести.- 2005.- № 139.
[25] Устав городского поселения Город Юхнов: офиц. текст:[принят решением городской Думы городского поселения Город Юхнов 16 октября 2005 г. № 10 с изм. и доп. на 14 декабря 2006 г.]// Юхновские вести.- 2005.- № 139.
[26] О принятии Устава муниципального образования Город Екатеринбург: Решение Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 г. № 8/1// Вечерний Екатеринбург.- 2005.- № 131.
[27] Устав городского округа Ивантеевка Московской области: офиц. текст :[принят решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области 20 марта 2006 г. № 248/25]// Пульс Ивантеевки.- 2006.- № 49.
[28] Устав городского поселения Город Юхнов: офиц. текст:[принят решением городской Думы городского поселения Город Юхнов 16 октября 2005 г. № 10 с изм. и доп. на 14 декабря 2006 г.]// Юхновские вести.- 2005.- № 139.
[29] О принятии Устава муниципального образования Город Екатеринбург: Решение Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 г. № 8/1// Вечерний Екатеринбург.- 2005.- № 131.
[30] Об Уставе города Ставрополя: Решение Ставропольской городской Думы от 29 июня 2005 г. № 67// Вечерний Ставрополь.- 2005.- № 218-219.
[31] Устав городского округа Ивантеевка Московской области: офиц. текст :[принят решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области 20 марта 2006 г. № 248/25]// Пульс Ивантеевки.- 2006.- № 49.
[32] О принятии Устава муниципального образования Город Ижевск: Решение Городской Думы г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 июня 2005 № 333//Известия Удмуртской Республики.- 2005.- 1 июля (спецвыпуск).
[33] Устав сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области: офиц. текст:[принят решением Совета депутатов сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 7 декабря 2005 г. № 2/1]// Новые рубежи.- 2006.- 21 января (спецвыпуск).
[34] Устав городского округа Ивантеевка Московской области: офиц. текст :[принят решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области 20 марта 2006 г. № 248/25]// Пульс Ивантеевки.- 2006.- № 49.
[35] Об утверждении Положения о статусе депутата Совета депутатов Рузского муниципального района: Решение Совета депутатов Рузского района Московской области от 21 декабря 2005 г. № 205/31// Красное знамя.- 2005.- № 75.
[36] Устав городского поселения Город Юхнов: офиц. текст:[принят решением городской Думы городского поселения Город Юхнов 16 октября 2005 г. № 10 с изм. и доп. на 14 декабря 2006 г.]// Юхновские вести.- 2005.- № 139.
[37] Устав городского поселения Город Юхнов: офиц. текст:[принят решением городской Думы городского поселения Город Юхнов 16 октября 2005 г. № 10 с изм. и доп. на 14 декабря 2006 г.]// Юхновские вести.- 2005.- № 139.
[38] Устав городского поселения Город Юхнов: офиц. текст:[принят решением городской Думы городского поселения Город Юхнов 16 октября 2005 г. № 10 с изм. и доп. на 14 декабря 2006 г.]// Юхновские вести.- 2005.- № 139.
[39] О принятии Устава муниципального образования Город Ижевск: Решение Городской Думы г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 июня 2005 № 333//Известия Удмуртской Республики.- 2005.- 1 июля (спецвыпуск).
[40] Устав муниципального образования Город Архангельск: офиц. текст: [принят Архангельским городским Советом депутатов 25 ноября 1997 г. с изм. и доп. на 31 августа 2006 г.]//Архангельск.-1998 г.- № 187.
[41] О принятии Устава муниципального образования Город Ижевск: Решение Городской Думы г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 июня 2005 № 333//Известия Удмуртской Республики.- 2005.- 1 июля (спецвыпуск).
[42] Кодекс о выборах, референдуме и отзыве выборных лиц: Закон Воронежской области от 22 июля 2003 г. № 42-ОЗ с изм. и доп. на 4 октября 2005 г.//Коммуна.- 2003.- № 111.
[43] О принятии Устава муниципального образования Город Ижевск: Решение Городской Думы г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 июня 2005 № 333//Известия Удмуртской Республики.- 2005.- 1 июля (спецвыпуск).
[44] О порядке отзыва выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области: Закон Кировской области от 4 ноября1999 г. № 144-ЗО с изм. и доп. на 29 ноября 2006 г.//Вестник Кировской областной Думы и администрации области.- 1999.- № 7.
[45] О принятии Устава муниципального образования Город Краснодар: Решение Городской думы Краснодара от 19 июля 2003 г. № 37 П.1 с изм. и доп. на 21 декабря 2006 г.// Краснодар.- 2003.- № 31.
[46] По делу о проверке конституционности закона Московской области от 28 апреля 1995 г. “О порядке отзыва депутата Московской областной Думы” в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. № 21-П// Собрание Законодательства РФ.1997.- № 2.- Ст. 348.
[47] Устав муниципального образования городского округа Город Барнаул Алтайского края: офиц. текст:[принят решением Барнаульской городской Думы 10 июня 2005 г. с изм. и доп. на 27 февраля 2006 г.]// Вечерний Барнаул-. 2005.- № 118.
[48] По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П// Собрание Законодательства РФ. 2002.- № 14.- Ст. 1374.
[49]См.: Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления.// Шугрина Е.С.. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета 1997. Изд-во Новосибирского университета,1997. С. 68.
[50] О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Архангельской области: Закон Архангельской области от 4 июня 1997 г. № 31-9-ОЗ с изм. и доп. на 7 февраля 2007 г.//Волна.- 1997.- № 27.
[51]См.: Краснов М.А. Ответственность в системе народного представительства.//Краснов М.А.. - М.: Институт государства и права РАН, 1992. С. 171-174.
[52]См.: Краснов М.А. Ответственность в системе народного представительства.//Краснов М.А.. - М.: Институт государства и права РАН, 1992. С. 174.
[53]См.: Руденко В.Н. Институты «отзыва» и «роспуска» в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования/ Руденко В.Н.// Журнал российского права.- 2000.- № 4.- С. 11.
[54]См.: Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России.// Нудненко Л.А.. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. университета, 2000.- С. 215.
[55] О порядке отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл: Закон Республики Марий Эл от 12 сентября 2000 г. с изм. и доп. на 4 декабря 2002 г.// Марийская правда.- 2002.- 10 декабря
[56] О порядке отзыва выборного должностного лица местного самоуправления населением в Тамбовской области : Закон Тамбовской области от 18 октября 1996 г.//Тамбовская жизнь.- 1996.- 31 октября.
[57] О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Тюменской области: Закон Тюменской области от 26 февраля 1999 г. //Тюменские известия.- 1999.- 1 апреля.
[58] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2003.- № 40.- Ст. 3822.
[59] О проверке конституционности положений п.6.ст.4; п/п «а» п.3.ст.13; п.3.ст.19 и п.2.ст.58 ФЗ от 19 сентября 1997г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.- №25.- Ст.3002.
[60] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований: Федеральный закон от 18 июня 2007г. №101-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2007.- №26.- Ст.3074.
[61] rpi.msal:ru:[Электронный ресурс]: Уваров А.А. Проблемы законодательного регулирования ответственности представительных органов местного самоуправления перед населением// Уваров А.А., Журнал "Российское право в Интернете".-№2009(05).Спецвыпуск.- Режим доступа: http://www.rpi.msal.ru/prints/200905_12uvarov.html (Время доступа: 17.04.2011/14:06)
Оглавление
Введение | |
Глава 1. История развития контроля местного самоуправления со стороны населения в России | |
1.1 История развития контроля местного самоуправления со стороны населения в России в досоветский период | |
1.2. Контроль местного самоуправления со стороны населения в советский период | |
1.3. Контроль местного самоуправления со стороны населения в постсоветский период | |
Глава 2. Ответственность органов местного самоуправления при осуществлении ими своей деятельности перед населением на современном этапе развития российского общества | |
2.1. Особенности общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления со стороны населения | |
2.2. Виды ответственности местного самоуправления перед населением | |
2.3. Совершенствование законодательного регулирования ответственности представительных органов местного самоуправления перед населением | |
Заключение | |
Список источников и литературы |
Введение
Актуальность темы исследования. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации послужила важнейшим основанием становления нового института народовластия в России - местного самоуправления. Действующая Конституция РФ провозгласила принципиально новый для Российского государства правовой статус органов местного самоуправления, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а их структура определяется населением самостоятельно.
Очевидно, что для возникновения нового института власти недостаточно только его законодательного закрепления. Его органичному введению в систему публичной власти в России должны были способствовать различные мероприятия правового, организационного, экономического, управленческого характера. В то же время становление системы местного самоуправления в Российской Федерации значительно затянулось, более того, провозглашенные Конституцией РФ принципы привели к неоднозначному толкованию правовой природы местного самоуправления в научной среде, а на практике - к возникновению проблем, связанных с определением роли местного самоуправления в системе институтов власти.
Ответственность органов местного самоуправления перед населением при осуществлении ими своей деятельности - это очень важный пласт не только законодательства государства, но и целый срез общественных и политических отношений, сложившихся в стране на протяжении всей истории её существования. Актуальность темы исследования дипломной работы обусловлена становлением демократического режима и конституционного строя в Российской Федерации. Ответственность перед населением органов власти, особенно на местном уровне, обеспечивает свободный и прямой доступ граждан к управлению государством, что, безусловно, является фундаментальным принципом самого понятия демократии.
В настоящее время, в условиях рефор