Процедура ответственности (по 4,5 формам).

1. Если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы

Решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основании решения представительного органа местного самоуправления или решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Указ (постановление) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации должен содержать:

1) перечень полномочий (кроме полномочий по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования);

2) перечень исполнительных органов и должностных лиц, на которые возлагается осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления;

3) срок, в течение которого осуществляются отдельные полномочия органов местного самоуправления и который не может превышать период времени до устранения обстоятельств;

4) источники и порядок финансирования временного осуществления полномочий органов местного самоуправления.

2. Если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований

В муниципальном образовании по ходатайству высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и (или) представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования решением арбитражного суда субъекта Российской Федерации вводится временная финансовая администрация на срок до одного года.

Временная финансовая администрация не может вводиться по ходатайству высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение одного года со дня вступления в полномочия представительного органа муниципального образования.

Временная финансовая администрация принимает меры по восстановлению платежеспособности муниципального образования (например, разрабатывает изменения и дополнения в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год, проект бюджета муниципального образования на очередной финансовый год)

3. Если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

Решение о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с одновременным изъятием соответствующих субвенций.

Процедура ответственности (6 форма).

Статья 74.1. Федерального закона.

1. Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

2. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 в Процедуре ответственности по 4,5 формам) ;

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных в Процедуре ответственности по 4,5 формам), решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

7. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

8. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

9. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования.

10. В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.

11. В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава сельского поселения возглавляет исполнительно-распорядительный орган и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.

12. В случае, если глава муниципального образования, входящий в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании представительного органа муниципального образования, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата представительного органа муниципального образования, уполномоченного на это представительным органом муниципального образования.

13. При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

14. В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.

15. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.

16. В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.

Вопрос №20 компетенция местного самоуправления: структура и содержание .

Компетенция местного самоуправления – это совокупность предметов ведения и полномочий субъектов местного самоуправления, установленная Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

Она складывается из двух элементов: предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

Первым составным элементом компетенции местного самоуправления являются предметы ведения.

Предметы ведения местного самоуправления – это сферы местной жизни, в пределах которых вправе действовать субъекты местного самоуправления (прежде всего, население муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления).

Закон 2003 г. не использует термин «предметы ведения местного самоуправления». Вместо него, Закон использует понятие «вопросы местного значения» - т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросам местного значения посвящена глава 3 указанного Закона.

Согласно этому Закону, муниципальное образование каждого типа - поселение, муниципальный район, городской округ - решает свой круг вопросов местного значения. Исчерпывающие перечни вопросов местного значения закреплены Законом 2003 г. Исключение сделано только в отношении внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (здесь перечень вопросов местного значения определяется законами Санкт-Петербурга и Москвы, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства).

Исходя из содержания Конституции, федеральных законов о местном самоуправлении, можно выделить следующие предметы ведения местного самоуправления.

К ведению местного самоуправления, в частности, относятся:

1) комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования;

2) муниципальная собственность, приватизация объектов муниципальной собственности, местный бюджет; местные налоги и сборы;

3) жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории;

4) транспортные перевозки местного значения;

5) торговое и бытовое обслуживание населения;

6) муниципальное здравоохранение;

7) муниципальное образование

8) охрана общественного порядка;

9) охрана окружающей среды;

10) развитие физкультуры и спорта;

и т.п.

Перечень предметов ведения местного самоуправления указанный в Законах, не является исчерпывающим.

Так, согласно Закону 2003 г. органы местного самоуправления вправе решать и иные вопросы при соблюдении 3-х условий:

1) эти вопросы не должны относиться к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления других муниципальных образований

2) на решение этих вопросов не установлен прямой запрет федеральными законами и законами субъектов Федерации

3) решение данных вопросов возможно только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

Вторым составным элементом компетенции местного самоуправления выступают полномочия местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления – совокупность прав и обязанностей субъектов местного самоуправления (населения муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления), необходимых для решения задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Реализуются полномочия местного самоуправления в рамках предметов ведения местного самоуправления.

Полномочия субъектов местного самоуправления закрепляются в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Основным субъектом полномочий местного самоуправления выступает население муниципального образования. Именно за населением Конституция РФ в ст. 130 признает право на осуществление местного самоуправления.

Так, населению принадлежит исключительное право избирать представительные органы местного самоуправления (ст.23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), исключительное право выражать свою волю на местном референдуме, решая вопросы местного значения (ст.22 Закона), а также право определять структуру органов местного самоуправления (ч.1. ст.131 Конституции РФ). Населению принадлежит право выступать с инициативой изменения границ муниципального образования и преобразования муниципального образования (ч.1 ст. 12 и ч.2 ст.13 Закона). Кроме того, население, в соответствие с уставом муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (ст.24 Закона).

Тем не менее, большинство полномочий местного самоуправления реализуется органами и должностными лицами местного самоуправления (например, принятие устава муниципального образования, принятие местного бюджета и т.д.).

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на 3 группы:

1) собственные полномочия местного самоуправления - т.е. те права и обязанности, которые признает за муниципальным образованием государство, и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

По вопросам собственных полномочий органы местного самоуправления вправе действовать по своему усмотрению, но в рамках, определенных законом.

Все полномочия, вытекающие из круга вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В то же время, Закон 2003 г. предусматривает, что решение некоторых вопросов местного значения может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации.

В частности, согласно Бюджетному Кодексу, совместно финансируются за счет федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации и местных бюджетов следующие виды расходов:

- обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности

- обеспечение социальной защиты населения

- обеспечение охраны окружающей природной среды

- обеспечение получения общего образования

- и некоторые другие виды расходов, которые находятся в совместном ведении РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований.

2) полномочия, переданные органам местного самоуправления на договорной основе органами местного самоуправления других муниципальных образований

Например, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче этим органам части своих полномочий. Вместе с полномочиями из бюджетов поселений в бюджет муниципального района предоставляются субвенции.

3) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Отдельные государственные полномочия – совокупность прав и обязанностей органов местного самоуправления, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным Законом к вопросам местного значения.

Согласно Закону 2003 г., отдельными государственными полномочиями, как правило, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов. Вместе с тем, и органы местного самоуправления поселений могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Необходимо подчеркнуть, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может производиться только законом (федеральным или законом субъекта Федерации).

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями либо на неограниченный срок, либо на срок действия таких полномочий.

Например:

- Закон Ленинградской области от 29.12.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В соответствии с этим Законом органы местного самоуправления указанных в Законе муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по формированию и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно Закону, органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями на неограниченный срок.

- Закон Ленинградской области от 8.12.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния».

В соответствии с этим Законом администрации муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния: о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, об усыновлении, об установлении отцовства, о перемени имени, о смерти и некоторыми другими. Таким образом, поскольку на указанных территориях отсутствуют органы записи актов гражданского состояния (органы ЗАГС), их полномочия передаются соответствующим органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, указанные в Законе, наделяются этими отдельными государственными полномочиями впредь до формирования федеральных органов по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Далее. Согласно ч.2 ст.132 Конституции, вместе с отдельными государственными полномочиями органам местного самоуправления передаются и необходимые материальные и финансовые средства. Если полномочие передается федеральным законом, то его финансирование осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, если законом субъекта РФ, то финансирование осуществляется за счет субвенций из бюджета субъекта. Порядок предоставления таких субвенций установлен ст. 63 Закона 2003 г., а также Бюджетным кодексом РФ.

Необходимо отметить, что органам местного самоуправления не могут передаваться полномочия, отнесенные к исключительному ведению конкретных органов государственной власти и государственных должностных лиц.

Важно отметить, что органы государственной власти и после передачи отдельных государственных полномочий, относящихся к их компетенции, сохраняют возможность влиять на их исполнение. С этой целью они имеют право издавать по указанным вопросам обязательные для исполнения органами местного самоуправления нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

В качестве форм и способов такого контроля можно назвать следующие:

1) дают указания органам местного самоуправления по вопросам реализации переданных полномочий;

2) согласуют решения по вопросам осуществления соответствующих полномочий;

3) проводят проверки и правовые экспертизы актов органов местного самоуправления, принимаемые в связи с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий;

4) заслушивают отчеты органов местного самоуправления;

Основания для прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

Эти основания обязательно должны содержаться в федеральном законе или законе субъекта Федерации, которым органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями.

Чаще всего указываются следующие основания:

1) истечение срока, на который были переданы указанные полномочия;

2) признание органами государственной власти нецелесообразности дальнейшего осуществления полномочий органами местного самоуправления, в том числе из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

3) невозможность обеспечения ранее переданных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами;

4) систематическое нарушение законодательства органами местного самоуправления при реализации переданных государственных полномочий;

5) принятие федерального нормативного акта, изменяющего правовое регулирование в данной сфере.

Согласно Закону 2003 г. федеральный закон, закон субъекта Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями.

Такое требование объясняется тем, что даже в рамках одного субъекта Федерации муниципальные образования могут существенно отличаться друг от друга по демографическому, экономическому, социальному и другим потенциалам.

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий

3) способ расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации для осуществления соответствующих полномочий

4) перечень подлежащих передаче в пользование либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Отсутствие данных положений влечет признание федерального закона либо закона субъекта Федерации недействительными и является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Однако, как показывает практика, большинство законов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями всех требуемых сведений не содержат. Чаще всего передача полномочий заключается в простой констатации факта, что данное полномочие возлагается на органы местного самоуправления. Как, например, это сделано в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.


Наши рекомендации