ВОПРОС № 8 Организационные основы местного самоуправления.
Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы.
Организационные основы местного самоуправления не остаются неизменными. Их развитие обусловлено эволюцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском наиболее оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов.
Понятие “организационные основы местного самоуправления” включает три элементы: Структура органов местного самоуправления:
Представительный орган МО; Местная администрация; Глава МО; Контрольный орган муниципального образования
Общие организационные принципы: Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; Органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования; участие органов гос.власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных ФЗ;
Структура органов МСУ определяется МО самостоятельно с учетом требований ФЗ;
Структура местной администрации утверждается представительным органом МО по представлению главы местной администрации.
Органы МСУ наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и могут наделяться отдельными государственными полномочиями в порядке, установленном ФЗ;
Порядок формирования, срок полномочий, подотчетность и подконтрольность органов МСУ определяется уставом МО. Подчинение органа или д.л. МСУ одного МО органу или д.л. МСУ другого МО не допускается.
3.Организация муниципальной службы.
Под муниципальной службой подразумевается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Конкретные вопросы муниципальной службы регулируются ФЗ “О муниципальной службе в РФ”, законодательством субъектов, а также на муниципальных служащих распространяется законодательство о труде.
Организационные основы муницпального образования закрепляются в уставе:
наименование органов и должностных лиц местного самоуправления;
порядок формирования органов местного самоуправления, их компетенция, срок полномочий и подотчетность;
вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.
Более подробно организационные основы местного самоуправления (структура, полномочия) вам будут рассмотрены в следующих темах курса муниципального права.
ВОПРОС № 9 Муниципальные выборы
Путем муниципальных выборов избираются депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.
1. Назначение выборов Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования. Если представительный орган не назначил муниципальные выборы в установленные сроки, тогда они назначаются избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Согласно ФЗ «Об основных гарантиях …» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов эти сроки могут быть сокращены, но не более чем на 1/3.
Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье марта (или второе воскресенье октября - в случаях, предусмотренных Законом) того года, в котором истекают сроки полномочий органов местного самоуправления.
Голосование на выборах назначается только на воскресенье. Не допускается назначения голосования на праздничный день, предпраздничный день и день, следующий за праздничным днем.
Выдвижение кандидатов
Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (путем самовыдвижения либо избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов (избирательным объединением).
На выборах в органы местного самоуправления не допускается ограничения пассивного избирательного права, связанного с нахождением места жительства гражданина на определенной территории России, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории.
Минимальный возраст для занятия должности в органах местного самоуправления устанавливается законом субъекта Федерации. Этот возраст не должен превышать 21 года.
Решение вопроса о максимальном числе сроков замещения одним и тем же лицом депутатского мандата или выборной должности отнесено к исключительной компетенции местного самоуправления и должно быть закреплено в уставе муниципального образования.
Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления о выдвижении кандидата (списка кандидатов) и заявления кандидата о согласии баллотироваться.
В заявлении указываются сведении о наличии гражданства иностранного государства (если таковое имеется), сведения о судимости кандидата.
Вместе с уведомлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены: сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
Период выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней.
Этот период включает в себя сбор подписей в поддержку того или иного кандидата или списка кандидатов. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов устанавливается законом и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
Установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.
Закон устанавливает правила сбора подписей.
В частности, запрещается сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
На выборах в органы местного самоуправления вместо сбора подписей в поддержку того или иного кандидата или списка кандидатов возможно внесение избирательного залога.
Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата. Размер избирательного залога составляет 15% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда. Законом субъекта Федерации размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Предельный размер расходования средств избирательного фонда устанавливается законами субъектов Федерации.
Без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога регистрируются кандидаты или список кандидатов, которые выдвигаются политической партией, получившей депутатские мандаты на предыдущих выборах в Государственную Думу. В этом случае регистрация осуществляется на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией.
Кроме того, сбор подписей избирателей, внесение избирательного залога могут не осуществляться при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей не более 10 тысяч, если это предусмотрено законом субъекта Федерации.
Средняя норма представительства – общее количество зарегистрированных на территории муниципального образования избирателей, поделенное на количество избирательных округов.
Подписные листы направляются в окружную избирательную комиссию, которая проверяет их, и по результатам проверки принимает решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) либо об отказе в регистрации. Отказ в регистрации можно обжаловать в суд.
Образование избирательных округов
В отличие от референдумного процесса, необходимым элементом для проведения выборов депутатов является образование избирательных округов (одномандатных, многомандатных).
Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования определяет схему одномандатных или многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы.
Представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов.
Образование избирательных участков
Избирательные участки образуются по аналогии с образованием участков референдума, не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки образуются - не позднее чем за 3 дня до дня голосования.