Константин Дмитриевич У – основоположник русской школы научн педагогики. Статья «О пользе пед лит-ры».
К.Д. Ушинский (1824-1870), Тула, дет-во возле Новгорода Северного, закончил Моск универ, юрид фак-т. 1850 –назначение учителем, затем инспектором Гатчинского сиротского института (улучшил постановку О и В). 1857-1858 – в «Журнал для Воспитания» ряд статей: «О пользе пед лит-ры», «О народнсоти в обществ воспитании». 1859 – инспектор классов Смол института благородных девиц (=реформир-е института, нов уч план: гл = русс яз, русс лит-ра, естеств науки, + наглядность). 1862 - уволен из Смольн института, в длит командировку за границу для изучения женск образования. После Швейц-ии – книга для классн чтения «Родное слово», 2 тома псих-пед сочинения – «ЧЕЛ как предмет Воспитания». Возврат в Россию, умер в 47 лет.
В пед науке, указал, что пед-ка д.б. основана на использ-и законов анатомии, физиол-и, псих., филос-и, истор и др наук, д открывать законы В., + против эмпиризма в пед-ке, т.к. недостаточно основ-ся на опыте воспит работы, за единство теории и практики. Гл – усвоить принципы и конкр правила воспит работы, нужно вооруж-ся знанием основ законов чел природы, + уметь применять. У стремился исходить из опыта, больш значение – наблюдению. Процесс О д строиться на принципах: сознат-ти и активности, наглядности, последов-ти, доступности, прочности. У- учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис – двуединство обучения и воспитания. Воспит-е зависит от истор разития народа – пр народности, поэтому нельзя выдумывать или заимств-ть систему Воспит-я, н созхдавать творч путем. 1857-1858 – «Журнал для В-я» - статья «О пользе пед лит-ры». Воспит деят-ть направлена на развитие сознания в челе. Пед-как не м б названа наукой в сам смысле этого слова. Ей нельзя выучиться, треб-ся умение приложить эти знания к делу, развивая наблюд-ть и навыки. Пед лит-ра пердс-т возможность наблюдения опытн педагогов. Воспит-е – сознат деят-ть со стороны воспита-ля, сознат мысль – та, в кот опред-на цель, мат-л, ср-ва для ее достижения. Воспит-ль не м б лишь исполнителем инструкций препод-я и Вос-я, он д. б. убеждения. Личность Воспит-ля значит ВСЕ в деле В-я. Действовать на личность можно путем пед В-я и пед лит-ры. Пед лит-ра оживл-т воспит деят-ть, обращает внимание общества на дело воспитания. Пед лит-ра – устан-т в общ-ве правильн треб-я в становлении В-тия, + откр-т ср-ва для удовлетв-я этих требований.
24. Ушинский о единстве общеловеческого… Статья « О народности в общественном воспитании»
К. Д. Ушинский (1824-1870) родился в Туле, детство провел вблизи Новгорода-Северского, закончил Московский университет, юридический фак-т. 1854 г.- получил назначение учителя, затем- инспектора Гатчинского сиротского института, где улучшил постановку обучения и воспитания. 1857-1858 г. г. поместил в «Журнале для воспитания» ряд статей: «О народности в общественном воспитании», «О пользе пед. Литературы».
В 1859 г. был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Ушинский провел реформу института, ввел новый учебный план: главные предметы- русский язык, литература, естественные науки, применял наглядность. 1862 г.- был уволен из Смольного института, направлен в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом (Швейцария). После составил книгу для классического чтения «Родное слово», 2 тома психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания». После возвращения в Россию прожил недолго, умер в возрасте 47 лет.
В основе пед системы У. лежит идея народности. Под народностью У. понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
В 1857 г. появилась статья «О народности в общественном воспитании». Статья состоит из 8 глав.
1 глава- основные европейские воспитания, где У. говорит, что у всех европейский народов системы воспитания схожи, но это лишь внешнее сходство, общественное воспитание у каждого народа имело свои пути.
2 глава: германское воспитание, оно стремится к всесторонности и систематичности познаний.
3 глава: английское воспитание- меньшая забота о точности и системности знаний, наука- не цель, а средство развития характера истинного джентельмена, школьная дисциплина поддерживается самими воспитанниками, нужно обращаться с ребенком как со взрослым.
4 глава: французское воспитание: четкая централизация учебной части, каждый год программа предметного преподавания, классич. язык и литература- основа французского общественного воспитания, дисциплина основана на принуждении и развитии самолюбия, применялись поощрения.
5 глава: образование в США: образование- дело общины, школа призвана за каждой общиной, духовенство не принимает участия в публичных школах, все, что появилось в Европе, переходило в Америку; система телесных наказаний.
6 глава: народный идеал воспитания и его теория в Германии: в основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит особенная идея о человеке, каждый народ имеет свой идеал человека.
7 глава: элементы характера, темперамент, характер складывается из двух элементов: природный (телесная организация человека) и духовного (вырабатывается под влиянием воспитания и обстоятельств). Духовное отражается в наружности человека. Особенности темперамента влияют на характер. На характер ребенка влияет пример родителей. Народность проявляется в наружности, что говорит о том, что черты национальности коренятся глубже всех прочих.
8 глава: какова роль народности в воспитании: воспитание должно просветлять сознание человека. Чувство народности сильно в каждом. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, заимствованных у других народов. Народность- единственный источник жизни народа в истории.
Общественное воспитание развивает и укрепляет народность, содействует развитию народного самосознания. Общественное воспитание д. б. христианским.
Выводы: 1) общей системы народного воспитания для всех народов не существует ни в практике, ни в теории.
2) у каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательной системы является невозможным
3) наука не должна смешиваться с воспитанием, она является общей для всех народов;
4) общественное воспитание следует за историей.
25. Ушинский о роли труда в развитии личности. «Труд в его психическом и воспитательном значении»К. Д. Ушинский (1824-1870) родился в Туле, детство провел вблизи Новгорода-Северского, закончил Московский университет, юридический фак-т. 1854 г.- получил назначение учителя, затем- инспектора Гатчинского сиротского института, где улучшил постановку обучения и воспитания. 1859 г. -был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Ушинский провел реформу института, ввел новый учебный план: главные предметы- русский язык, литература, естественные науки, применял наглядность. 1862 г.- был уволен из Смольного института, направлен в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом (Швейцария). После возвращения в Россию прожил недолго, умер в возрасте 47 лет. К. Д. Ушинский считал деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и образования. Придавал большое значение режиму жизни детей, который должен приучить к организованности, развивать стремление к деятельности. В процессе нравственного воспитания и в обучении подчеркивается значение упражнений, требовал, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки. У. считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В 1860-1861 г. была опубликована статья «Труд в его психическом и воспитательном значении». В статье У. пишет о том, что труд необходим для достижения любой цели в жизни. Наслаждения должны уравновешиваться трудом. Труд- это единственное доступное человеку на земле и единственное достойное его счастье. Воспитание должно воспитывать человека для труда, приготовить к труду жизни, должно развивать в человеке любовь и привычку к труду, должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. Труд- необходимое условие физического, нравственного, умственного развития, и счастье человека зависит от личного труда.
Воспитание не только должно развивать ум человека, дать ему известный объем знаний, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Потребность в труде способна появиться и исчезнуть под воздействием тех влияний, которые окружают человека в детстве и юности. Организм человека должен приучиться к труду понемногу, т.о. можно дать ему привычку легко выносить продолжительный умственный труд. Отдых воспитанника м. б. употреблен с большей пользой в этом отношении. Отдых после умственного труда состоит в том, чтобы заниматься делом: труд физический является полезным после умственного труда.
Т.о., воспитание должно заботиться, чтобы открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд, а также внушить ему неутомимую жажду труда.
26 Константин Дмитриевич У – основоположник русской школы научн педагогики. Статья «О пользе пед лит-ры».
К.Д. Ушинский (1824-1870), Тула, дет-во возле Новгорода Северного, закончил Моск универ, юрид фак-т. 1850 –назначение учителем, затем инспектором Гатчинского сиротского института (улучшил постановку О и В). 1857-1858 – в «Журнал для Воспитания» ряд статей: «О пользе пед лит-ры», «О народнсоти в обществ воспитании». 1859 – инспектор классов Смол института благородных девиц (=реформир-е института, нов уч план: гл = русс яз, русс лит-ра, естеств науки, + наглядность). 1862 - уволен из Смольн института, в длит командировку за границу для изучения женск образования. После Швейц-ии – книга для классн чтения «Родное слово», 2 тома псих-пед сочинения – «ЧЕЛ как предмет Воспитания». Возврат в Россию, умер в 47 лет. дид. взгляды отлич-ся большой глубиной и оригинальностью. требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологич. особенностей. отметил 2 вида внимания: ативное (произвольное) и пассивное (непроизвольное). надо с учетом особенностей детск. возраста + не забывать о пассивном внимании, в перв. очередь развив. активное, кот. чел. придется польз-ся в буд. частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять уверенность в своей памяти. обуч-е д.б. построено на принципах посильности и последовательности. В первые годы обуч-я нельзя допуск. перегрузки детей уч. занятиями. Для детского возраста применяется принцип наглядности. У. указывал, что единств. источником знаний м.б. опыт, «сообщенный через посредство внеш. чувств». Обуч-е от конкр. к абстр. В принципе наглядности У. видел одно из условий, кот. обеспечивает получение уч-ся полноценных знаний., развивает их логич. мыш-е. Отвергнув формальные упр-я У. стремился знакомить детей всесторонне с предметом, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, кот. сущ. между этими предметами. У. расширил и обогатил нов. приемами методику нагл. обуч-я. Разраб. указания относительно рассказывания детям по картинкам, используемые для беседы картинки следует оставлять вывеш. в классе для закрепления и повторения ведений. Много вним. удел. осмысливанию основательности и прочности усвоения уч. мат. Разраб. методику повторения уч. мат., методику образования у детей общ. представлений и понятий из нагл. единичных представлений, методику развития мыш-я у детей одновременно с развитием речи. В проц. обуч-я различ. 2 стадии: 1-под руковод. уч-ля дети знакомятся с предметом и составляют общ. понятие о нем. У стадии 3 ступени: восприятие предмета/явления; отличия/различия, сравнение/сопоставление полученного представления, составление понятия о предмете/явлении; уч-ль своими разъясн. дополняет получ. детьми понятия, приводит их в систему, отделяя основное от вторичного. На 2 стадии: обощение, закрепление получ. знаний. У. б. против разделения функции восп.(В.) и обуч.(О.) между воспитателем и уч-ем, рассмат. О. как важнейш. ср-во В., треб.,чтобы в нач. шк. вместо неск. уч-ей, преподающих кажд. свой премет, б. один классный уч-ль, преподающий в дан. классе все предм.