Осн подходы к изучению всемирного истор процесса. Источники знаний по истории развития теории и практики образ-я.
Осн подходы к изучению всемирного истор процесса. Источники знаний по истории развития теории и практики образ-я.
1. Цель – оформление у буд учителя пед мышления и самостоятельноти в принятии решения, умении определить закономерности истор развития образования. Достижение цели - при достижении задач: формирование знаний об истории развития образования, его закономерностях как един мир пед пространства, это развитие представляется во взаимосвязи истории практики образования и пед мысли, ознакомление с пед системами, конц-ями, теориями педагогов и мыслителей, ориентация на применение знаний из истории О и ПМ в реал практике, формир-е и развитие аналит и оцен умений.
Изучением курса опир-ся на теор-метод основы. Важн место – филос-истор подходу (проблема развития теории и практики осмысл-ся на сонове Ф, + учитыв-ся интегративн процессы =>избежать установки на схематизирование истор-пед прошлого, опред-е пед догматов.
Разл подходы для периодизации пед знания – эпохальный –(рассм-ся по эпохам), формационный – деление на формации, цивидизационный – Васильев, Корнетов – цивилиз-я как совокупность лит, дух достижений чела, хар-ся опред закономерностями соц-пол., эконом и дух развития. В ЦП 4 ступени – Чел цив-я как таковая (как появл-сь воспитание), стадия в развитии чел-ва противост-е дикости и варварству, 4 велик Цив-ии: запад, ближн средне-восточн, южно-азиатск, дальневосточн., множ-во Цив частного хар-ра, связ с конкретн народами.
Осн понятия – пед система – включ-т пед концепцию и ее претворение в реал пед практике; пед теория – система знаний о законах, выведенных из собств опыта, мир практики; пед взгляд – несложивш в целостн концепцию идеи стран, не сущностн хар-ки этапа; пед факт = фрагмент изучаем целостн явления, особ знание о соответствии историко-пед событии, явлении.
Источники инфы– мат-лы археолог раскопок (проследить этап развития общества), труды ученых и путешеств-в 18-20 вв (описание разл племен, законод акты, сборники произведений).
Зарождение педагогики как науки. В.Ратке., Я.А. Коменский
Вольфганг Ратке – нем педагог (1571-1635). «Нов способ препо-я») предложил целостн систему уч дисциплин ср школы с препода-м на РЯ. В гор школах – занятия разнообразно. Письмо, чтение, инновации, спорт. Принципы Ратке – Обуч-е д проходить в соответствии с естеств кодом самого реб-ка, уметь диагности-ть реб-ка. О-е д.б. псолед-но систематичным, опир-ся на повторение, на РЯ. Об-е без принуждения. От общего к частному, от известного и неизв-му. Я.А. Коменский (1592-1670) развил положения Ратке. «Великая дидактика», «О культуре природн даров-й», «Материнск школа» (= перв рук-во по Восп-ю), «Законы хорошо организ-й школы», «Мир чувств вещей в картинках». От народн движений того времени К воспринял демократизм, симпатии к трудящ-ся, отриц отношение к дворян-ву, катол церкви. Демократизм – в его треб-ии един школы, всеобщ-ти и обяз-ти школы РЯ для всех детей без различия сословий, положения и пола. От культуры эпохи Возр-е – гуманизм. Создал систему Вос-я для демократ слоев населения, народн масс. Главн идеи – сенсуальный хар-р: познание реальн мира на основе чувств восприятия. + принцип наглядности. Идея всеобщего нач образ-я. 3 задачи В-я – познание себя и окруж мира (умств восп-е) – оч важно, управление собой (нравств В-е), и стремление к богу (религиоз В-е).
Идеи К так хороши, что его пригласили для улучшения школьн дела в разн страны (Англия. Венгрия, Швеция) Его учебники – «Открыт дверь язов и всех наук», «Мир чувственных вещей в картинках» переведены на многие язы, получили распростр-е во многих странах, образец для разработки др учебников. К был новатором в области дидактики, много дид идей, принципов и правил организации уч работы (уч год, каникулы, уч четверти, прием уч-ся осенью, классно-ур система, учет знаний уч-ся, уч день). В развитии педагогики К – огр роль. То новое, что он дал в области пдагогики (идея всеобщего Об-я, един школы, шестилетн Обу-я в нач школе, принципы наглядности, сознат-ти учения, системати-ти. Послед-ти, посильности, треб-е прочности усвоения) медленно продвигалось. В практику только 2-2,5 в спустя. Со втор половины 19 в значение К стало более приниматься прогресс педагогами (в слав странах и в России). Пед теория К – плод национ-освободит движения чешского народа, + борьбы народов Европы против феодализма. Имеет науч хар-р и большой вклад в мир культуру.
Образование и общественно-педагогическая мысль России первой половины 19 века
В России царским правительством из-за кризиса крепостнических отношений => на уступки обществ мнению => реформа просвещения. Александр I = замена устаревшей системы гос управления - коллегий — министерствами, в 1802 г. – Мин-во народного просвещения.
В 1803 - «Предварительные правила народного просвещения», в 1804 году, — «Устав учебных заведений, подведомых университетам». оформлена новая система школьного образования. 4 типа уч заведений. Приходские училища с 1-м курсом обучения - во всех приходах городов и селений. Цель - подготовить уч-ся к уездным училищам, + дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Но Правительство не отпускало на них средств. Уездные училища с 2летн сроком обучения - по одному в губернских и уездных городах. Малые училища преобразовывались в уездные. Цель - подготовить для поступления в гимназию, + сообщить детям бедных свободных сословий «необходимые познания. Гимназии в каждом губернском городе на базе главных народных училищ или следовало открыть новые. Курс 4 г. Цель для дворян и чиновников - подготовка к универу, + преподавание наук для благовоспитанного чела». Нет закона божия. Потом - различных гос должности. Универы. В них поступали имеющие знания в объеме гимназического курса. Автономия. Универы управлялись вы6opными советами, + выбирали ректора и деканов. Разрешалось создавать научные общества, иметь типографии, издавать газеты, журналы, уч и научную лит-ру. Гуманные меры воздействия. Студенты могли создавать различные общества, кружки, устраивать товарищеские сходки. Задача - подготовка чиновников для гос службы, в том числе и в области просвещения. принадлежность к крепостному сословию - препятствием для поступления в школу.
Учителям - работать по книге «Руководство учителям народных училищ». не разрешалось отступлений от правил офиц дидактики. В уставе 1804 г - учителя как чиновники. Нет права на пед творчество.
После 1812 г свободолюбивые настроения усилились, + тайные общества декабристов. В царских указах: что дети крепостных крестьян не д приниматься. + в 1819 г введена плата за обучение. Мин-во народного просвещения в 1817 году в Мин-во духовных дел и народного просвещения. Глава - А. Н. Голицын. Усиление религ воспитания. Из гимназического курса исключались философия, политическая экономия, естественное право, эстетика .
Развитие школы во второй четверти XIX века. Увелич-ся сеть начальных училищ. + новые методы и уч пособия, аналитический звуковой метод обучения грамоте, наглядные пособия (разрезная азбука, азбучное лото, буквы с картинками и т. д.). Ф. И. Буссе, профессор математики рекомендовал начинать обучение арифметике с приучения детей к вычислениям в уме.
С начала 30-х в селениях, где жили гос и удельные крестьяне, стали создаваться школы. Задача - обучение грамоте крестьянских детей и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли крестьянами.
В отдельных гимназиях - конкурсные письменные работы по русс язу и словесности, истории, лит беседы. Но новые идеи не получали поддержки правительства, лучший пед опыт не обобщался и не распространялся. Политическим задачам самодержавия больше отвечала школа «муштры и зубрежки», которую оно и старалось насаждать в интересах подготовки верноподданных, покорных слуг престола.
развитие проф образования. Открываются высшие технические учебные заведения.
Царское прав-во считало, что юношеству недворянского происхождения - больше практ и ремесленных умений и навыков и меньше всего общеобразовательных знаний.
Осн подходы к изучению всемирного истор процесса. Источники знаний по истории развития теории и практики образ-я.
1. Цель – оформление у буд учителя пед мышления и самостоятельноти в принятии решения, умении определить закономерности истор развития образования. Достижение цели - при достижении задач: формирование знаний об истории развития образования, его закономерностях как един мир пед пространства, это развитие представляется во взаимосвязи истории практики образования и пед мысли, ознакомление с пед системами, конц-ями, теориями педагогов и мыслителей, ориентация на применение знаний из истории О и ПМ в реал практике, формир-е и развитие аналит и оцен умений.
Изучением курса опир-ся на теор-метод основы. Важн место – филос-истор подходу (проблема развития теории и практики осмысл-ся на сонове Ф, + учитыв-ся интегративн процессы =>избежать установки на схематизирование истор-пед прошлого, опред-е пед догматов.
Разл подходы для периодизации пед знания – эпохальный –(рассм-ся по эпохам), формационный – деление на формации, цивидизационный – Васильев, Корнетов – цивилиз-я как совокупность лит, дух достижений чела, хар-ся опред закономерностями соц-пол., эконом и дух развития. В ЦП 4 ступени – Чел цив-я как таковая (как появл-сь воспитание), стадия в развитии чел-ва противост-е дикости и варварству, 4 велик Цив-ии: запад, ближн средне-восточн, южно-азиатск, дальневосточн., множ-во Цив частного хар-ра, связ с конкретн народами.
Осн понятия – пед система – включ-т пед концепцию и ее претворение в реал пед практике; пед теория – система знаний о законах, выведенных из собств опыта, мир практики; пед взгляд – несложивш в целостн концепцию идеи стран, не сущностн хар-ки этапа; пед факт = фрагмент изучаем целостн явления, особ знание о соответствии историко-пед событии, явлении.
Источники инфы– мат-лы археолог раскопок (проследить этап развития общества), труды ученых и путешеств-в 18-20 вв (описание разл племен, законод акты, сборники произведений).