Б.2.4 Поиск, сортировка и фильтры в системе
В некоторых справочниках и документах системы предусмотрен инкрементальный поиск элементов.
Для осуществления поиска необходимо, находясь в окне справочника или документа, по которому производится поиск, начать набирать значение поиска по первому столбцу таблицы, или значение по тому столбцу таблицы, в котором находится курсор (в том случае, если выделена не вся строка, а только один столбец). Из примера, приведенного на рисунке Б.12, видно, что, введя часть фамилии преподавателя на клавиатуре, курсор автоматически спозиционировался на искомом элементе, а введенная часть слова выделилась желтым цветом. Ввиду высокого потребления ресурсов ЭВМ, правильным решением будет использование инкрементального поиска только по отсортированным столбцам таблицы.
Рисунок Б.12 – Поиск преподавателя
В некоторых документах системы предусмотрена сортировка данных по некоторым столбцам. Это позволяет представлять данные в более удобном для работы виде.
Чтобы вызвать сортировку по какому-либо столбцу таблицы, необходимо кликнуть левой кнопкой мыши по заголовку этого столбца. Как показано на рисунке Б.13, справа на заголовке столбца появиться значок треугольника, направленный вниз. Он означает, что столбец отсортирован по возрастанию.
Чтобы изменить порядок сортировки по данному столбцу, нужно повторить описанную выше процедуру еще раз, при этом данные таблицы пересортируются, а значок треугольника в заголовке столбца будет направлен вверх.
Если кликнуть левой кнопкой мыши по заголовку другого столбца, по которому также предусмотрена сортировка, то сортировка по этому столбцу автоматически отменится.
Рисунок Б.13 – Пример сортировки по столбцу таблицы
Система также поддерживает сортировку сразу по нескольким столбцам таблиц. Для того, чтобы вызвать сортировку по второму столбцу, не отменяя сортировки по первому столбцу, необходимо кликнуть левой кнопкой мыши по заголовку второго столбца, при этом удерживая нажатой клавишу Ctrl. У второго столбца также появиться значок треугольника, при этом у обоих столбцов появится цифра около треугольника, показывающая порядок, в котором вызывалась сортировка по данным столбцам.
Пример сортировки по нескольким столбцам показан на рисунке Б.14. Чтобы сменить порядок сортировки по какому-либо столбцу, необходимо кликнуть повторно по его заголовку, удерживая нажатым Ctrl. Третий клик по столбцу с удержанным Ctrl-ом отменит сортировку по данному столбцу, не отменяя ее по остальным столбцам.
Чтобы отменить сортировку по нескольким столбцам, необходимо вызвать сортировку по какому-нибудь одному столбцу, т.е., не удерживая клавиши Ctrl.
Рисунок Б.14 – Пример сортировки по нескольким столбцам
Система поддерживает гибкие возможности настройки внешнего вида таблиц справочников и документов.
Для изменения размера какого-либо столбца таблицы, необходимо поднести курсор мыши к границе этого столбца со следующим, пока он не станет в виде курсором изменения размера. После этого, зажав левую кнопку мыши, перемещайте границу столбца влево или вправо, в зависимости от того хотите вы увеличить или уменьшить его размер.
Чтобы переместить столбец в таблицы в другое место, необходимо зажать левой кнопкой мыши его заголовок. После того, как слева от столбца появится черная жирная линия, тащите его мышью в необходимое место. Примечание: данным способом невозможно перемещать те столбцы, по которым предусмотрена сортировка.
Б.2.5 Отчеты
Отчеты в системы формируются с использованием офисного программного обеспечения фирмы Microsoft – Microsoft Excel. Это позволяет настраивать и корректировать вручную сформированные системой отчеты.
Для вызова построения отчета необходимо нажать на соответствующую кнопку документа или справочника. Обычно они показаны в виде иконки программы Microsoft Excel. Полученный документ автоматически открывается в Microsoft Excel и пригоден для печати, корректировки, сохранения на диск, передачи по электронной почте и т.д. (Рисунок Б.15).
Рисунок Б.15 – Пример отчета в Microsoft Excel
Примечание: в процессе формирования отчета в верхнем левом углу главного окна программы отображается прогресс построения отчета. В течении этого времени пользователю не рекомендуется закрывать окно программы, из которого вызывался отчет, так как возможно некорректное завершение процесса создания отчета.
Для построения отчетов используется механизм шаблонов. Шаблоны почти всех печатных форм системы расположены в каталоге «REPORT». Пример шаблона для документа «Форма №9» показан на рисунке Б.16.
Рисунок Б.16 – Пример шаблона для документа «Форма №9».
Настройка шаблона должна осуществляться высококвалифицированным специалистом, однако в некоторых случаях пользователь системы может самостоятельно изменить, например, шрифт или цвет некоторых реквизитов документа, настроить ширину колонок или исправить заголовок. При этом обязательно должны сохраняться резервные копии изменяемых шаблонов.
Б.3 Вход в систему
Система «Кафедра» обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа. При запуске программы появляется окно, в котором пользователю предлагается ввести свое имя и пароль. Имя и пароль устанавливаются и выдаются администратором системы.
Рисунок Б.17 – Окно авторизации
Если имя и пароль присутствуют в системе, то открывается главное окно программы, иначе выходит сообщение об ошибке и система завершает работу.
Б.4 Информационный блок