Обзор аналогов электронных кафедр
При создании любой информационной системы встает вопрос о целесообразности ее разработки в связи с тем, что возможно уже существуют данного типа рабочие програмные продукты и легче приобрести их, а не тратить время и усилия на создание нового.
Перед началом работы по созданию данного програмного продукта такой вопрос так же был рассмотрен.
Досконально изучив рынок существующих информационных систем, используемых в образовании, автор не нашел автоматизированных систем, которые бы полностью удовлетворяли информационным и аналитическим потребностям кафедр АлтГТУ.
Практически в каждом вузе встречаются системы, автоматизирующие отдельные функции кафедры или деканата: учет успеваемости студентов, планирование учебного процесса, формирование учебных поручений преподавателей. Но в этих системах отсутствует комплексные аналитические возможности оценки деятельности кафедры.
Программный продукт ООО «АТТ»: «Учебно-методическое управление»
Он разработан в среде 1С Предприятие 7.7 и предназначен для выполнения расчетов часовой нагрузки на кафедры, распределения нагрузки на преподавателей и автоматического составления расписания.
Часовая нагрузка на кафедры формируется документами "Недельная нагрузка", "Объединение в поток лекций", "Объединение в поток семинаров".
После выполнения расчетов часовой нагрузки на кафедры программа позволяет распечатывать учебные планы и различные отчеты:
- отчет о нагрузке на кафедры с отбором по форме обучения, факультету, специальности и т.д.;
- график учебного процесса;
- бюджет времени;
- расчет часов по учебному заведению в целом;
- распределение дисциплин по кафедрам.
Для распределения нагрузки на преподавателей создан документ "Распределение нагрузки", который создается на каждую кафедру.
После распределения часовой нагрузки на преподавателей можно получать следующие отчеты:
- карточка учебных поручений;
- расчет ставок.
Расписание может составляться автоматически либо вручную при помощи редактора расписания. Редактором также можно пользоваться для корректировки автоматически составленного расписания. Редактор имеет функции контроля на предмет накладок – не позволяет вносить преподавателю занятия в двух местах одновременно и т.д. При автоматическом составлении расписания учитываются различные требования и условия, которые могут накладываться на расписание. Для описания различных условий и требований в конфигурации реализованы соответствующие документы. После составления расписания можно получать отчеты:
- расписание преподавателя;
- расписание аудитории;
- расписание специальности;
- кафедральная ведомость;
- аудиторная карта.
Таким образом, данная программа автоматизирует деятельность учебно-методического управления вуза и скорее всего не может быть применена к отдельной кафедре.
1.5.2 Система Астраханского государственного технического университета
Как правило, каждый вуз пытается самостоятельно разработать систему, автоматизирующую его кафедры. Такие системы настроены на конкретные потребности данного вуза и зачастую не пригодны в других образовательных учреждениях.
Например, в Астраханском государственном техническом университете используется при планировании учебного процесса автоматизированная система обработки информации, которая включает базу данных «Учебные планы», содержащую всю необходимую информацию для организации учебного процесса. Эта программа использует клиент-серверные технологии и корпоративную базу данных на сервере, позволяющее связать в единую информационную цепочку решение следующих задач:
- разработка учебного плана по вновь открываемой специальности.
- модернизация учебного плана по специальности.
- разработка учебных планов для индивидуальной формы обучения.
- формирование графиков учебного процесса по курсам для всех специальностей на планируемый учебный год.
- расчет штатов ППС университета и каждой кафедры.
- распределение нагрузки преподавателей на кафедре.
- формирование расписания занятий по университету.
- учет успеваемости и движения контингента студентов.
Данная система представляет собой мощный комплекс, работающий на сервере Oracle, автоматизирующий учебно-методическую деятельность кафедры и деканата, однако в нем не заложены возможности учета и анализа по научно-исследовательским и инновационным направлениям кафедр. Данная система не позволяет оценивать качество образовательных услуг кафедры, а также проводить учет и анализ трудоустройства выпускников. Нет возможности контролировать финансовую деятельность кафедры.
1.5.3 Программный продукт «Ковчег» Новосибирского государственного Архитектурно-строительного университета
Он предназначен для оперативного управления учебным процессом [23]. Программный продукт «Ковчег» (Рисунок 1.17) состоит из нескольких взаимоувязанных модулей («Учебный план», «Рабочий учебный план», «Студент», «Кафедра», и «Справочник») и предназначен для управления учебным процессом, документооборотом и успеваемостью в высшем учебном заведении, обеспечивая при этом контроль соответствия учебных планов и рабочих учебных планов образовательным стандартам, а также полную прозрачность учебного процесса, формирования кафедральной и общей нагрузки и штатного расписания.
Особенностью данного программного продукта является ориентация на создание модуля документации СМК как составляющего элемента программного продукта «Ковчег», который позволит расширить не только возможности управления учебным процессом, но и позволить преподавателю более полно вести работу по организации и активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, а также создание условий ее оптимизации. Однако этот модуль находится на этапе проектирования, поэтому отсутствие конкретных результатов внедрения не дает информации для принятия решения об качестве данного программного продукта.
Рисунок 1.17 – Структурная схема программного продукта «Ковчег»