Проведение коррекционной работы с дошкольниками
1. При проведении занятий с дошкольниками и младшими школьниками предпочтение следует отдавать игровым формам. Основная трудность в их проведении заключается в том, что дети не могут долго сосредоточиться на содержании высказываний воспитателя, их взгляд и внимание скользит по сторонам, и в результате ребята часто не знают, чему их учили. Для привлечения и удержания внимания детей нужны специальные приемы. Одним из них может быть совместное планирование занятий и подведение его итогов. В процессе занятий дети должны узнавать то, что обещал рассказать или показать воспитатель, останавливать связь между тем, что было запланировано и с тем, что происходит на самом деле. Эту связь лучше подчеркнуть словами: "Помните, что хотели сделать сегодня?" и т.д.
На занятиях в детском доме должно быть как можно меньше чисто словесных объяснений и как можно больше наглядного материала, практических действий. В конце занятия, прогулки следует еще раз обобщить, подвести итог, напомнить наиболее существенные моменты.
Многие дети на занятиях в детском доме постоянно нарушают правила, принятые в учебной ситуации: одни забывают поднять руку, другие, напротив, постоянно тянут руку, не зная, что сказать, третьи вообще не слышат педагога и заняты своими делами. Замечания воспитателя и заучивание правил поведения обычно не помогает, ведь эти нарушения происходят потому, что правила существуют для детей на словах, отдельно от их собственного поведения. Чтобы облегчить детям осознание своих действий, психологи советуют вместо замечаний и похвал раздавать им своеобразные метки правильного и неправильного поведения (кружочки, звездочки и т.д.). Цель таких значков - привлечь внимание ребенка к своему поведению. С помощью данного приема вся картина поведения ребенка как бы фиксируется в виде вполне реальных наглядных предметов. Это не только интересно для детей, но и позволяет сравнивать поведение одного ребенка на разных занятиях. Важно, чтоб ребенок сам давал себе оценку, опираясь на полученные значки.
2. При проведении занятия недопустима похвала за неуспех. Это отрицательно сказывается на формировании адекватной самооценки ребенка, искажает его понимание критериев успешности. Оценка детских достижений, как правило, всегда должна быть адекватна результату. (Исчерпывающе подробно вопрос о поощрениях и наказаниях ребенка описан у В.Леви в книге "Нестандартный ребе-
нок"). Заслуженная похвала может быть достаточно аффективной, высказываться
с эмоциональным подъемом, с радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда
должна быть короткой и проговариваться в совокупности с утверждением, что
неуспех вызван сложностью выполняемого дела и он вполне преодолим. Оценку
необходимо давать развернутую, следует избегать безликих оценок типа
"хорошо", "плохо". Нужно снабжать оценку пояснениями, задающими ребенку
критерии успеха или неуспеха в каждом текущем деле, это способствует своевременному становлению самостоятельности ребенка.
3. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка во время игры, иногда участвуя в ней на правах партнера, воспитатель время от времени может задавать ему вопросы, направленные на осознание его действий и состояний: "Во что
ты играешь? Тебе не скучно? Что ты будешь делать с этой машинкой?» и т.д. Вопросы воспитателя должны как бы остановить непрерывный поток спонтанных
действий ребенка. Если детям трудно ответить на них, на первых порах следует
помочь им, подсказывая (и корректируя) их собственные состоянии и возможные
планы: "Ты сейчас сердишься? Тебе уже надоело в это играть? Во что ты будешь
играть дальше? Ты играешь в шофера?" и т.д.
Вопросы взрослого, включенного в деятельность ребенка, преследуют три основные цели:
1. Установить связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями ребенка, выделить для них цель действий и средства ее достижения. Вопросы взрослого,
типа: "Что ты хочешь построить (нарисовать, слепить)? Что тебе для этого нужно?
С чего нужно начать?" - направлены как раз на это. Если ребенок не может на них
ответить, следует высказаться как бы за него, планируя в речи действия по ходу их
осуществления. Когда ребенок привыкнет к подобным вопросам, он начнет задавать их себе и отвечать на них сам, сначала это будет происходить во внешней речи. Если дети будут играть не молча, а, разговаривая, комментируя свои действия
вслух, как это часто делают дети из семьи, произойдет важный сдвиг в их осознании собственных действий,
2. Вторая цель этих вопросов - способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, воспитанники, живущие в
дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их:
"Тебе обидно, что тебя не взяли в игру, ты очень расстроился, да?" и т.п. Аналогичным образом можно открывать, показывать ребенку переживания других детей, особенно это важно в конфликтных ситуациях.
3. Следующая цель этих вопросов - ставить ребенка в ситуацию сознательного вы
бора, побудить к принятию самостоятельных решений. В детском доме дети быстро привыкают жить по инструкции, подчиняясь готовым решениям взрослых. В
результате они неспособны сами осуществить сознательный выбор, что-то решить
самостоятельно. В рамках детских самостоятельных игр необходимо предоставить
им такую возможность и побуждать к сознательному и свободному выбору. Вопросы типа: "Во что ты хочешь играть? С кем ты будешь играть? Кем хочешь быть
в игре - шофером, летчиком? Почему?" - заставляют ребенка представлять различные варианты собственных будущих действий и предвидеть их последствия, осознавать свои собственные желания. ( Это позволит заложить базу для связи своих поступков, выборов с их последствиями, приучит детей нести ответственность за свои действия, и, в дальнейшем, осознанно планировать свою жизненную перспективу).
4. Каждый вечер полезно устраивать с ребятами беседы о прожитом дне. Воспитатель может начать разговор сам, напоминая, как они сегодня гуляли, какие
были занятия, чему новому научились, что хорошего сделали для других и т.д. Можно вести разговор по кругу, можно предложить детям дать нравственную оценку того или иного поступка, события (из жизни, фильма, прочитанной на ночь книги). Иногда нужно обращаться к кому-нибуть из ребят, что бы он напомнил, что было дальше (если вспоминают весь день по порядку). Если ребята молчат,
можно продолжить самому, или спросить у ребят, кто помнит. Важно, чтоб дети
узнавали свой прожитый день в рассказе воспитателя и сами пытались вспомнить,
что с ними сегодня было.
Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них сегодня что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить (а на первых порах такое молчание наблюдается очень часто) нужно помочь детям - самому напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга и т.д. Понятно, что такие беседы требуют от воспитателя пристального внимания к детям в течение всего дня и запоминания всех существенных событий.
Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти нужные эпизоды и охотно рассказывать о них. В беседах нужно стремиться к тому, что бы дети не ограничивались перечислением режимных моментов (погуляли, поели, поспали), а обязательно постарались вспомнить, что-нибуть о себе и рассказать это своими словами. Такие неформальные рассказы, как бы бедны и примитивны они не были, надо поддерживать и поощрять. Своеобразный "устный дневник" дисциплинирует сознание ребенка, развивает внимание, память, самосознание.
5. Жизнь детей в детском доме нужно по возможности насыщать событиями,
обогащать новыми впечатлениями: устраивать концерты, в которых дети сами
участвуют, инсценировать сказки, водить их на экскурсии, организовывать новые
игры и т.д. Но дети не должны быть пассивными участниками происходящих событий, которых внезапно куда-то ведут, что-то показывают, а проживать события
активно, ждать и готовится к ним, Для такого настроя нужны беседы о завтрашнем дне, проводимые каждый вечер.
При планировании следующего дня важно выделить какой-либо главный эпизод, сделать его желанным и привлекательным для детей ("Завтра будем играть в новую интересную игру"). Причем об этом нужно не просто сообщить, но и по возможности подробно раскрыть привлекательность предстоящего, чтобы увлечь детей и заставить их с нетерпением, радостью ждать завтрашнего дня.
6. Очень полезно связывать в сознании детей прошлые события с будущими.
Если сегодня начато какое-то дело или занятие, то завтра его нужно продолжить,
определив при этом конкретный план предстоящих действий. Связь между вчерашним, сегодняшним и завтрашним днем можно устанавливать как для отдельных ребят, так и для группы в целом. Постепенно следует подключать самих ребят
к планированию своей жизни (игр, занятий).