Особен.систем обр.Рос.в нач19-кон20вв.
Типы уч. зав. нач 19в:дворянские школы-
закрыт.уч.завед.в больш город), лицеи(для
пост. вунивер)1864г:Народ.училища(для
всех);Гимназии:классич.гимн.(изуч.2древн.
яз.),полуклассич.(латынь),реальная(без древн.
яз.изуч.матем,физ,черчен,идр);Прогимназ.-
ср.школа4года обуч.;Воен.гимн.(подготавл.
для воен.училища).Появл.частные школы.
Женское образ.(1860-е):министерские(прин.
Минист.)7лет обуч,мариинские(императрицы
Марии)После покушен.на Александ.2
Назначен министр.Д.А.Толстой насаждал в
ср.шк классицизм.Все гимн.перех.в классич.1
887г.-указ о кухаркеных детях.Церковные шк.
1901г.в гимн дети всех сослов.Высш.школы:
универы,акад,высш.курсы,высш.учил.,нар.
универ.Крупн.центр подгот.-Классич.универ.
Разв.педагог.мысли в Рос. 2пол.19-нач.20вв.
Чернышевский(1828-1889).Чел.-совок.биолог.и
соц.факторов.Отриц.наследственность в разв.нравств.чел.
Важно:нравств.,умств,эстетич.,воспит.,естеств.науки,родн.
яз.Н.А.Добролюбов(1836-1861)рассм.вопрос просвещ.
Критик.соврем.воспит.Цель:сформ.активн.личн.
Осужд.физ.наказ.Д.И.Писарев(1840-1868)вопросы образ.
и воспит.подгот.образ люд.,свобод.от видов дух.давлен.
Сторонник реальн.школ.Главное:изуч матем,естест.наук,
рус.и ин.яз.Критик.соврем универ образ.Удел.вним жен.обр.
Пед. деят. Бел. писателей и учит-ва в 19.5в
Развёртывается борьба за нац. школу,демократ
сист. образ.,доступность школы для народа,преп
на родн яз.В 1862-1ый букварь.Педагоги-этнографы
своими исслед. обогатили пед школы просвещение.
Тихомиров:вклад в подготовку учит. нач. школ,
препод. пед-ку и психол.Условие обуч.-интерес к
учению и разв внимания у учащ.Богданович:осужд
зубрёжку,за сознател.усвоение знаний учащимися,
осн.зад. учит-развитие умств. способн. учен.Особ.
вним.исследованию народн. воспит.Пашкевич:
инициатр открыт. бел школ,издатель книг на бел.яз.
Создавала книги для детей «Гостинец для мален. дет»
«1ое чтение для деток-белор.»За принципы демократ
изма в образов.Колас:боролся за демократ шк,расш
ирение прав учителя.Педаг.труд «2ое чтен для деток
-бел»Купала: прославился как противник политики
царского прав-ва в области ограничен. доступа широ
ких слоев населения к обр. и разв идеи взаимосвязи
народн традиций с теорией и практикой обществ.
воспитания.Дунин-марцинкевич:придавал бол. знач.
организ. национ. школ, создан. лит-ры на бел.яз.
Право народа на просвещение , обуч. на бел. развит.
кул-ры отстаивали Богушевич,Лучина,Гуринович
Вс вох произвед.бел поэты проблему что без языка
нет нации, иметь книги и газеты на родном языке как
другие.Большой вклад учит.Они параллельно с педаг.
деят. изучали быт,традиции,историю,фольклор.Это
Богданович,Никифоровский(опубл.20 работ по этнограф.
фольклору, ист.Витебска.серии статей «Очерки Витебск.
Бел»описывает полож. сельск. учит.)Носович(раб-ты по
фолкл.Труд «Словарь бел нареч»)Шейн(опис. в своих кн
обряды,песни,сказание,анекдоты бел.люд.)
Движе за реформ школ.образов.в 20 в Зап Евр и США.
В нач 20 школа и пед. наука находились в кризисе.Была потребн
в их обновл.Выносилась задача перестройки деят. школы и педаг.
установок,лежащих в основе школ. образов.В нач 20 в зарубеж.
педаг. было 2 течения:педаг. традиционализм и реформаторская.
Предст традиц.:Дюркгейм,Наторп,Рассел,УАЙТХЕД(теория «ритма
в обучении»т.е развитие идёт по ступенькам с повторяющ. циклами.)
Маритен(Обширный курс религиоведения)Шпрагер (чтобы учитель
успешно воспитывал ему необходимо учитывать тип личности чел).
Реформат::Негативное отношение к старой школе,углубленный
интерес к личности реб,поиск новых подходов к проблемам обуч и восп.
Педаг.концепции реформат. пед-ки: 1Свобод.Воспит.-европа-Кей,Мон
тессори-стимулиров.реб. к самовоспит ч-з организац. среды2прагматизм
сша-Дьюи,Килпатрик-обучен. ч-з деятельн.3Эксперим.пед-ка-европа-Мейман,
Бине,Декроли-всестор.обуч. детей4Пе-ка действия-Герман-Лай-Воспит и
обуч на основе принципа действия5П-ка личн.-Герм-ВеберЛинде-Формир
личн на основе высокоразвит. умствен. деят6Функцион. п-ка-Франция,
Швейцар-Клапаред,Френе-Использ игры в обуч7Трудовая шк
-Герм Зейдель,Кершенштейнер-Выработка навыков гражданск. обязан.
Пед теченя конца 19 нач 20в
1)традиционализм-Его представители отстаивали
идеи жесткого управления пед процессом. Считали,
что надо только менять некоторые подходы к восп
Видели основу у спешной социолизации чела.
Предназначение школы-развитие известного набора
интелегтуальных качеств личнасти, требуемых общ.
Представ:Дюркгейм, Уайтхед, Моритен идр.
2)Рефоматорская пед. Осн цель-изменение самого
характера школы, самого содержания учебного проц
авоспит., развитие новтипов школ.Основной метод
на практике-метод пед.эксперимента