Особен.систем обр.Рос.в нач19-кон20вв.

Типы уч. зав. нач 19в:дворянские школы-

закрыт.уч.завед.в больш город), лицеи(для

пост. вунивер)1864г:Народ.училища(для

всех);Гимназии:классич.гимн.(изуч.2древн.

яз.),полуклассич.(латынь),реальная(без древн.

яз.изуч.матем,физ,черчен,идр);Прогимназ.-

ср.школа4года обуч.;Воен.гимн.(подготавл.

для воен.училища).Появл.частные школы.

Женское образ.(1860-е):министерские(прин.

Минист.)7лет обуч,мариинские(императрицы

Марии)После покушен.на Александ.2

Назначен министр.Д.А.Толстой насаждал в

ср.шк классицизм.Все гимн.перех.в классич.1

887г.-указ о кухаркеных детях.Церковные шк.

1901г.в гимн дети всех сослов.Высш.школы:

универы,акад,высш.курсы,высш.учил.,нар.

универ.Крупн.центр подгот.-Классич.универ.

Разв.педагог.мысли в Рос. 2пол.19-нач.20вв.

Чернышевский(1828-1889).Чел.-совок.биолог.и

соц.факторов.Отриц.наследственность в разв.нравств.чел.

Важно:нравств.,умств,эстетич.,воспит.,естеств.науки,родн.

яз.Н.А.Добролюбов(1836-1861)рассм.вопрос просвещ.

Критик.соврем.воспит.Цель:сформ.активн.личн.

Осужд.физ.наказ.Д.И.Писарев(1840-1868)вопросы образ.

и воспит.подгот.образ люд.,свобод.от видов дух.давлен.

Сторонник реальн.школ.Главное:изуч матем,естест.наук,

рус.и ин.яз.Критик.соврем универ образ.Удел.вним жен.обр.

Пед. деят. Бел. писателей и учит-ва в 19.5в

Развёртывается борьба за нац. школу,демократ

сист. образ.,доступность школы для народа,преп

на родн яз.В 1862-1ый букварь.Педагоги-этнографы

своими исслед. обогатили пед школы просвещение.

Тихомиров:вклад в подготовку учит. нач. школ,

препод. пед-ку и психол.Условие обуч.-интерес к

учению и разв внимания у учащ.Богданович:осужд

зубрёжку,за сознател.усвоение знаний учащимися,

осн.зад. учит-развитие умств. способн. учен.Особ.

вним.исследованию народн. воспит.Пашкевич:

инициатр открыт. бел школ,издатель книг на бел.яз.

Создавала книги для детей «Гостинец для мален. дет»

«1ое чтение для деток-белор.»За принципы демократ

изма в образов.Колас:боролся за демократ шк,расш

ирение прав учителя.Педаг.труд «2ое чтен для деток

-бел»Купала: прославился как противник политики

царского прав-ва в области ограничен. доступа широ

ких слоев населения к обр. и разв идеи взаимосвязи

народн традиций с теорией и практикой обществ.

воспитания.Дунин-марцинкевич:придавал бол. знач.

организ. национ. школ, создан. лит-ры на бел.яз.

Право народа на просвещение , обуч. на бел. развит.

кул-ры отстаивали Богушевич,Лучина,Гуринович

Вс вох произвед.бел поэты проблему что без языка

нет нации, иметь книги и газеты на родном языке как

другие.Большой вклад учит.Они параллельно с педаг.

деят. изучали быт,традиции,историю,фольклор.Это

Богданович,Никифоровский(опубл.20 работ по этнограф.

фольклору, ист.Витебска.серии статей «Очерки Витебск.

Бел»описывает полож. сельск. учит.)Носович(раб-ты по

фолкл.Труд «Словарь бел нареч»)Шейн(опис. в своих кн

обряды,песни,сказание,анекдоты бел.люд.)

Движе за реформ школ.образов.в 20 в Зап Евр и США.

В нач 20 школа и пед. наука находились в кризисе.Была потребн

в их обновл.Выносилась задача перестройки деят. школы и педаг.

установок,лежащих в основе школ. образов.В нач 20 в зарубеж.

педаг. было 2 течения:педаг. традиционализм и реформаторская.

Предст традиц.:Дюркгейм,Наторп,Рассел,УАЙТХЕД(теория «ритма

в обучении»т.е развитие идёт по ступенькам с повторяющ. циклами.)

Маритен(Обширный курс религиоведения)Шпрагер (чтобы учитель

успешно воспитывал ему необходимо учитывать тип личности чел).

Реформат::Негативное отношение к старой школе,углубленный

интерес к личности реб,поиск новых подходов к проблемам обуч и восп.

Педаг.концепции реформат. пед-ки: 1Свобод.Воспит.-европа-Кей,Мон

тессори-стимулиров.реб. к самовоспит ч-з организац. среды2прагматизм

сша-Дьюи,Килпатрик-обучен. ч-з деятельн.3Эксперим.пед-ка-европа-Мейман,

Бине,Декроли-всестор.обуч. детей4Пе-ка действия-Герман-Лай-Воспит и

обуч на основе принципа действия5П-ка личн.-Герм-ВеберЛинде-Формир

личн на основе высокоразвит. умствен. деят6Функцион. п-ка-Франция,

Швейцар-Клапаред,Френе-Использ игры в обуч7Трудовая шк

-Герм Зейдель,Кершенштейнер-Выработка навыков гражданск. обязан.

Пед теченя конца 19 нач 20в

1)традиционализм-Его представители отстаивали

идеи жесткого управления пед процессом. Считали,

что надо только менять некоторые подходы к восп

Видели основу у спешной социолизации чела.

Предназначение школы-развитие известного набора

интелегтуальных качеств личнасти, требуемых общ.

Представ:Дюркгейм, Уайтхед, Моритен идр.

2)Рефоматорская пед. Осн цель-изменение самого

характера школы, самого содержания учебного проц

авоспит., развитие новтипов школ.Основной метод

на практике-метод пед.эксперимента

Наши рекомендации