Источн.изуч.первобытн.восп.и концепции его
Источн.изуч.первобытн.восп.и концепции его
происх.Связано с рядом трудностей.Памятники
матер и дух культ, фольклора, этнограф данные.
Устн.нар. творч., обряды, игры, оруд. труд и быта,
игрушк. Концепц: Эволюц-биологич(Дж.Симпсон)
Психологич(Монро)-бессознат.инстинкт детей под
раж взросл.Трудовая(Маркс,Энгельс)-труд дел.чел.
Зарожд.воспит и шк в первобытн. общ.
35-30к лет назад появление чел совр. типа.
Переход к коллект. труду. Воспитан было
бессистемн, хаотичн, опред суров условия.
Перед. опыт пред. поколен. 3 возр. групп:
дети и подрост, взросл, пожил. и старик.
Всех готовили одинаково, разл пол и возр.
Присмотр был 1 чел. Затем появ матер вос.
Дет были свобод, уч на своих ошибк. и прим
взросл.9-5к днэ появ: землед, животн, соц
структ, групп брак, семья, патриархат.По
явл оргные, четк.формы восп: 3-4г обряд,реб
получает имя деда.3-4-6-7-реб воспит родств
енн. родителей, особ роль-дядя (брат матери)
8-13-реб приуч. ко взросл жизни, долж пройт
ряд испыт: 13л-инициализация(обряд посвящ
ения).С 12л-раздельн воспит.У мальчик были
особо сложн. испыт: выносл, сила, лишения..
Подготовка к этим исп была поэтапн: испыту
емые изолировались в спец доме, где обучали
навыкам труда в форме игр, в процессе провд
обряды обозн пригодность к миру. Затем они
возвр в общину и устр праздн. Далее появл
сословия и различн. восп: в элитн семьях дет
ство было дольше, детей учили войне, в бедн
суровые наказания: палкой по следам итд.
3.Восп и шк в гос-вах ДревнВосток5к донэ.Воспит.
в семье, патриарх, прим:«Законы вавилонск царя Ха
ммурапи» Затем появл школа.Возник письмен: от
пиктографии к логографии. Треб более серьезн обуч.
Появл. класс учитель. В образов личность растворяет
в обществе и малознач.В1восочн.госразв:астроном,
матем,агротехника,письм,искус.3кдонэ там появл
школы. Писцы – учителя кот готовились в эдуббах
(эдубб-каменн табличка для клинописи). С 1кднэ табл
стали дерев. Др.Егип3кднэ. Цель-привести реб в мир
взросл. Идеал-немногословн.стойк чел.МиЖ обуч оди
нак.Дети и вера.Послушание-лучшее качество Физ на
каз (ухо)) Занят. с утра до вечера.Жертв всем ради обр
азован. Математ,гео,астр,мед,ин.язы, расчеты стоит,
прогноз,гео+геомет.Специализац: 5вднэ школы врачев
ателей.Царские школы. Др.Инд. 2 эпохи:дравидскоа
рийская и буддийская. 1-важн роль семьи.Кастовый
строй: брахматы(жрецы), кшатрии (воины)
вайшьи(землед,ремесл,торговц), шудра (рабы,слуги)-
соответствующие идеалы воспит. Прим. идеал. воспит:
«Бхагавата пурана»«Махабхараты» Упанаяма-особ Риту
ал посвящения в ученики.2-уравн. каст, общ обуч. Главн
предмет: грамматика санскрита Брахми-древнеинд алф
Китай: семья, гармония. 1 школы 3к днэ. Сян (мирн школ)
Сюй (воен школ). Мораль,письмо,счет,лук,муз,лошадь.
Иероглифы.Даосизм,Будд,конфуцианство.Конф(5510479)
Воспит. ДрГреции(Спарта,Афины)
Вступл: Анкасагор, процесс обучения.
Спарта: 1-7-в семье7-15-Пайдономы
12-более жестк.14-эйрены20-воины и
10 лет воевали.30-имел право женитс.
Афины:всесторонний чел.1-7-дома
Педагоги. 7-16-мусические12-16-гим
насические.16-18-гимнасии18-20-эфе
бии. Женщина-дом, семья.
ДрГреч филос:Демокрит,Скорат,Платон,
Аристот. Демокр(460-370):Хорошо мыслит
говорит, делат. Роль родит, природы, принужд
Софисты(граммат,диалект,спор,арифме,геомет,
астроном,муз).Сократ(470-399):Майвэтика-
?=!.Самосоверш, добрая природа чел, право на
образ. Яд цикуты.Диалектика-?=!.Платон(427-
347)Созд Академию.Труды«Государство»«Зако
ны» Важность учителя. Игровое обучение.Арис
тотель(384-322)-учил Македонского.Создал Ли
кей. Важн гос. воспит., доступн, гармония.
6.ДрРим. Влияние Эллинской традиции.
Контрасты.1-7-дом.Школы, ораторы, об
щее обр, хлеб и зрелищ, не наказ. Оратор:
1-7-лат, грамм. 7-… грамматич и риторич
школы. Индукция.См?№7
Идеи ДрРимск мыслителей.
Катон Старший(234-149)-домашн
обуч.Цицерон(106-43)-хлеб и зрел,
образование избранным.Сенека(4-65)
формирование личности, нравственн.
Квинтилиан(42-118)-свободный чел,
«драгоценный сосуд», школьн обучен,
общ обучен, искусство оратора.
Христианств, влиян на ДрРим.
Важн семьи.Справедливость.Взаимопомощь.
Заповеди. Библия-источник обучения. Иоан
Златоуст, Григорий Назинский, Василий Ке
сарийский(отрицал светское обр),Аврелий
Августин, Катехумен – религ. школа, затем
Школы Катехизиса (с повышенным образов),
затем появл. Кафедральные и Епископальные
Раймонд Луллия. О школах см. ?№12.
Универы Западн. Европы
В конце 11-нач12вв отдельные религ. школ.
превращаются в универы. Пражский (1200),
Неополитанский(1224), Оксфорд (1226).
Грамота – документ универа. Автономия.
Оживление общества, снижение преступн.
Преподы-выходцы из других уч. заведений.
Универы-альтернатива религ. образованию.
С 13в появляются факультеты.16-17расш.
См. ?№15
Пед. сист. Я.А..Коменского
1-6-дошкольн. обр./матер. школа/
/знакомство с миром. 6-12-начал.
образ./элементарная школа родн.
языка/родн.яз.,арифм,геом,гео,
природовед,священнопис.12-18-
среднее образ/латинск. школ,гим
назия/7своб иск+истор,гео,естест.
18-24-высш. образ./академия/
/богословие,медицина,право
Пед. взгляды А.Дистервега
(790-866)? обучения в начальн. шк.
«Руководство к образованию немец
ких учителей»(1835).Автор 20 учебн
иков. Светская народеая школа. 3 сту
пени развития: 6-9-физ. развитие,игры
чувства.9-14-ум,мышление, аналитика
14-16-нрав, характер, убеждение.
Ш.Фурье,А.Сен-Симон,Р.Оуэн
Симнон(760-825)-просвещение народа,
целенаправленное воспитание,единение
общества,его организация.Ш Фурье(772
-837)-критиковал недостатки школы: иг
нор. индивид, физ. нак, оторв. от жизни,
без труд. подготовки итп. В своей концеп
ции особоя роль индивидуальн., характер.
Р.Оуэн(771-858)-воспитание-ключ реше
ния соц. проблем. «Об образовании чел.
характера» (1771-1858). Управлял фабри
койи там реализовывал свои идеи. Егошк:
1-5,5-10-дневн школа,10-17-вечерн и веч
ерние лекции для взрослых.
30.Восп и шк Др.Руси.Киевск. и
Мск. Русь. Восп. связ.с принятием
христианства по Византийскому об
ряду. Это приводит к реформе школ.
1054-раздел христ. церк. на восточн
и зап. Результат-своеобразн, замкнут
система образов. Сначала восп. в се
мье, однако обучение давал священ
ик. «Страх божий», приучение к раб.
11-12-небогатых отдавали мастеру.
1015г-1я школа. Рост грамотности.
В шк с 7 лет, занятия в одн классе,но
индивид., за обр. платили мзду. К12в
грамотность повсеместно. Этапы: 1на
чальное 2шк книжного учения3монас
тырские школы.
Памятники пед. мысли Руси.
Изборники:«Изборник Святослава»
(1076) в нем поучения И.Златоуста,
элементы 7 своб. искусств.Поучения:
«ПоучениеВ.Мономаха детям»(1096)
правила и советы детям.Жития: мног
жития о великих людях как пример.
«Домострой»-основы быта.Послания
«Послания Геннадия»-наставления и
правила.Сборники «Пчела»-афоризмы
и правила. Вследствие нашествия татар
книги пришли в упадок.
Школа Б в ВКЛ и РП
Разл. религ. школы:латинские,католич,
протестантские,братск,униатские.Прав
осл. против католицизма.Иезуитский
орден(534-773), педагогику использ. как
средство продвижения религии.Католич.
школы-коллегиумы. .1578-созд. сист.
католич. обр:1начальн. школы(приходск
ие)2средн(коллегиумы)3-высшая школа.
16в-Кальвенизм,кальв.школ.РП(569-795)
-упадок бел. культур.Вражда катол. и пра
восл. Откр.сеть униатских школ.В
противовес созд.Братские школы(правосл):
ректор, дозорцы. Индив,коллект обуч,субб
ота. Изучение греко-слваянск яз, строг.ди
сципл.Учителя: Л.Зизания,М.Смотр
ицкий,С.Полоцкий.1696-запрет бел.м.
и результат – распад братск. школ. Эдукаци
оная комиссия(773-794).
Братские школы.
Главн-ректор, помогали дозорцы.
Занят. нач. в 9.00, с молитвы шли
до (обьяснение нового материала)
и после обеда (проверка заданий).
В субботу проверялось всё за нед.
Индивид. обуч=>коллективн=>
классно урочное. Ориентир на яз
ыки, православных авторов. Обу
чение: младшие (пение,грамота)
старшие(греч,лат,старослав,грам,
ритор,астр,диалект,поэт,мат,фил)
Строгий контроль, но без физ.нак.
Учителя:Л.Зизания«Азбука»«Лек
сис»М.Смотрицкий «Антиграфи»
Особенности просвещения.
18в-Господство польск. католич. традиц.
Школы в руках иезуитов,доминиканцев,
базилиан,кармелитов,францисканцев.
Вытеснялись школы других конфессий.
Гонение православных, закр. братск. шк.
Бедн. дети необр. Созд. пиарские школы
обуч. беспл. на польск. С серед 17в рефор
мы шк. сист. В пиарских шк стали препод
польский яз, историю и лит. Польши, мат,
гео. Эдукационная комиссия(773-794)-
орган гос. управл. образования. Но рабо
та была незначительной с рядом труднос
тей: 20 школ, помещики и духовенство бы
ли против, Ж и сословного образ. не было.
Деятелькость С.Полоцкого.
(1629-1680)Мир-божественное по
знание, задача препода-читать бо
жественную книгу. Идея чистого
человека. Возрасты:1-7-нравствен
восп.7-14-практическ. обуч.14-21-
умственное обуч.Труды «Вечеря
душевная»«Обед душевный»«Веет
роград многоцветный»664-переезж.
в Мск и становится советником царя
по церковным ?.667-воспитатель дет.
Алексея Михайловича и мал. Петра I.
Русск. просветители 18в.
Б.Бецкий-автор единой сист. образ.
«Учение о воспитании», система зак
рытых школ, 1764-Инст. благ. дев.
Н.И.Новиков «О воспитании и нрав
ств. детей»:физ,нрав,ум.Ф.Мириево
созд. систему училищ: главные,малые,
народные.
Школьн. полит. Рос. 19.в.
Приходские училища-1 год(закон
божий, чтение, письмо).Уездные
училищ-2года(для детей богат. ре
месл)Гимназии-для дворян(7иск
+политэкономия,зоология,ботан,
философия). Оформ. система гос.
универов(Виленский,Кивеский,
Питерский).См?№41.
45.Шк. реф. 860-90.Созд гос сист обр.
Приходские училища-1 год(закон бо
жий, чтение, письмо).Уездные учили
ща-2года(для детей богат. ремесл.)
Гимназии-для дворян(7иск+политэк
ономия,зоология,ботан,философия).
Оформ. система гос.универов(Ви
ленский,Кивеский,Питерский).
Реформы860:1-отмена ограничений
на образов,2-2 вида гимназий:классич.
и реальные. 3-реформа приходских
училищ.1865-устав о начальн. образ.
После 1864-огромн. роль религии в
нач. школах: закон божий, русск.яз.
Губернские и уездн. школьн. советы.
К.Д.Ушинский(824-870)
Осн. научной пед. России. Суммировал
научные знания о пед. Суммировав знания
других ученых с другими науками создал
труд:«Человек как предмет воспитания.
Опыт педагогической антропологии».Так
же:«Родное слово»«Детский мир и хрест
оматия»-в них раскрыты принципы отбора
материала для обучения. Разработал прин
ципы наглядности, основательности. Мет
одика повторения, структура урока, теория
воспитания личности(всесторон, личн кач).
3 принципа воспит: народное, научное,
духовное. Задачи школы:нравствен, ремес
ло+свецк+религ, патриотизм.См?№47
Пед.взглядыК.Д.Ушинск
См?№46. Принципы:1Народности
воспитания.2Научности3Духовнос
ти.Цель восп: духовн. развитие чел.
Задачи школы:1Нравств. восп.
2Сближение религ и светск. обр3
Любовь к труду4Патриотизм.Осн.
положения теории обр:1опора вос
питания на антропологич. науку.2
Построение обучения на основе
изучения психики. 3последовательн
обуч. 4использование наглядности
5сочетание общеразвивающего и
нравственного.6источн. знан.-опыт
7игровое обучение8урок-важн. эле
мент системы9фронтальное с инди
видуальным. Методика одновремен
ного развития мысли и речи.
Методы обучения: кнут и пряник.
Н.И.Пирогов.(810-881)
Младш. сын в семье. Хирург.
Сначала читает лекции по хирургии.
Затем занялся проблемами пед-ки.
«Вопросы жизни».Реформы образ:
отмета сословности, отмена физ.
наказаний.Цель – подготовка нравств,
с широким кругозором ч-ка. Проект
школьной системы: нач. шк 5-7 лет
средн шк 7-9.
49.Л.Н.Толстой(828-910).
Последователь теории свободн. воспит.
«Азбука»«Новая азбука» Изучает пробле
мы нравств. воспит. 1859-шк.Ясная поляна
Знаток детской души, избавление от гнета.
В своей шк. сам работал учителем ист и мат.
Игры. Идеи идеализма.
Пед теченя конца 19 нач 20в
1)традиционализм-Его представители отстаивали
идеи жесткого управления пед процессом. Считали,
что надо только менять некоторые подходы к восп
Видели основу у спешной социолизации чела.
Предназначение школы-развитие известного набора
интелегтуальных качеств личнасти, требуемых общ.
Представ:Дюркгейм, Уайтхед, Моритен идр.
2)Рефоматорская пед. Осн цель-изменение самого
характера школы, самого содержания учебного проц
авоспит., развитие новтипов школ.Основной метод
на практике-метод пед.эксперимента
Теоретич. пед.917-930
В 20-е гг.совет.пед переживала заметный взлет
на волне поиска новых идей эффект.воспит-я и
обуч-я.Эксперем.раб.ведется в опытно-показател.
учрежд-ях,осуществ.поиск и проверку нов.учебн.
программ,форм,методов обуч-я.Положит.отнош.к
нововведениям,внимание к заруб.разработкам в
обл. педагогики и психологии,привлечение
авторитетных педагогов и орган-ов обр-я к разработ
докум.в школе-все это помогала активно эксперимен
тир.в обл.теории и практики воспит.и образ-яСм?59
59.Советск.Пед.20-30гг.М.М.Пистрак(школа-коммуна),
С.Т.Шацкий(Первая опытная станция),Н.И.Попова(2-я
опытная показат.станция).1918г.на тер.Бел.-школа-коммуна(П,Н,
Лепешинский).П.П.Блонский-разработал основы труд.политех
.школы,обоснов.ее концепцию,развил идеи обуч
и восп-я на основе знаний закономерн.развития ребенка,уважения
его личности,потребн.,интерес.,умствен.,нравств.,трудов. И эстетич
.воспитания детей.В работе «Трудовая школа»(1919)-принципы:
связь труд.обуч-я с общим образ.,связь содер-я и политехн.обр-я
с соврем.сост.науки.С.Т.Шацкий-создатель эксперимент.учебно-
воспит.учрежд.воспитат.работы с детьми.Развернул теоретич.и
опытно-экспер.работу по созд.школы нового типа.На базе педаг.
коллектива 1-ойопытной станции орг.научную школу.Орг.ядром
школ.жизни сит.эстетич.воспитание,кот.выступ.в кач-ве
катализатора творч.потенц.личн.
60. Теория А.С.Макаренко.Ядро учения-теория коллект.восп-я
Узловой пункт Тео-и-тезис «параллел.д-я» т.е. органич.единства
восп-я и жизни общ-ва,коллектива,личн.Идея воспит.коллек.-суть
в формиров-и единого труд.коллект.педагогов и воспит-ов,сочет
свободы и защищенности личн.с подчин.ее деят-тиобществ.
интересам.Три стадии развития коллектива:создание,становление,
сплочение в единую орг-ю с сист.самоуправления.
61.Созд. нац. шк. бел.В своей деят-ти учеб.завед-я
опираются на традиции евр.школьн.обр-я(академизм,
профильность,селективность, выс.кач-во обуч-я).
Пик созд-я нов.школ приход. На 991-93 гг.С 1994 г.
-рост сети гимназий и лицеев замедл.(из-за ужесточен.
гос.контроля за их деят-ю).2-ой пик созд-я гимназий
и лицеев-20-нач.21в.Значит.часть гимназий,лицеев,
специал.школ сконцентрир. Наряду с гос. Получил
развитие часиный сектор школ.обр-я.
62. Во время войны-начал.»народные»школы-политика
онемечивания.Рус.,Бел.яз.-запрещен. Не поддержало
население«Союз бел.молодежи»«Бело.культ.объед-е».
В зонах партиз. Движ-я созд. лесные школы-учителя-
партизаны обуч.родн.яз.,арифм,истор,гео,пению,рукодел.
Школы стремились решать задачи обуч-я и военно-
патриот.,идейно-политич.воспит-я.Приним.постанов-я
«Об установлении выпускн.экзаменов по окон-и нач.
,семилет.,сред.школы»(1944),«Онагражд.золот.сереб.
медал.отличив.учащихся»(1944).Учебн.планы,прогр.
сокращал.,вводились военно-оборон.темы,военно-физ.
подготовка молодежи.
Источн.изуч.первобытн.восп.и концепции его
происх.Связано с рядом трудностей.Памятники
матер и дух культ, фольклора, этнограф данные.
Устн.нар. творч., обряды, игры, оруд. труд и быта,
игрушк. Концепц: Эволюц-биологич(Дж.Симпсон)
Психологич(Монро)-бессознат.инстинкт детей под
раж взросл.Трудовая(Маркс,Энгельс)-труд дел.чел.