Источн.изуч.первобытн.восп.и концепции его

Источн.изуч.первобытн.восп.и концепции его

происх.Связано с рядом трудностей.Памятники

матер и дух культ, фольклора, этнограф данные.

Устн.нар. творч., обряды, игры, оруд. труд и быта,

игрушк. Концепц: Эволюц-биологич(Дж.Симпсон)

Психологич(Монро)-бессознат.инстинкт детей под

раж взросл.Трудовая(Маркс,Энгельс)-труд дел.чел.

Зарожд.воспит и шк в первобытн. общ.

35-30к лет назад появление чел совр. типа.

Переход к коллект. труду. Воспитан было

бессистемн, хаотичн, опред суров условия.

Перед. опыт пред. поколен. 3 возр. групп:

дети и подрост, взросл, пожил. и старик.

Всех готовили одинаково, разл пол и возр.

Присмотр был 1 чел. Затем появ матер вос.

Дет были свобод, уч на своих ошибк. и прим

взросл.9-5к днэ появ: землед, животн, соц

структ, групп брак, семья, патриархат.По

явл оргные, четк.формы восп: 3-4г обряд,реб

получает имя деда.3-4-6-7-реб воспит родств

енн. родителей, особ роль-дядя (брат матери)

8-13-реб приуч. ко взросл жизни, долж пройт

ряд испыт: 13л-инициализация(обряд посвящ

ения).С 12л-раздельн воспит.У мальчик были

особо сложн. испыт: выносл, сила, лишения..

Подготовка к этим исп была поэтапн: испыту

емые изолировались в спец доме, где обучали

навыкам труда в форме игр, в процессе провд

обряды обозн пригодность к миру. Затем они

возвр в общину и устр праздн. Далее появл

сословия и различн. восп: в элитн семьях дет

ство было дольше, детей учили войне, в бедн

суровые наказания: палкой по следам итд.

3.Восп и шк в гос-вах ДревнВосток5к донэ.Воспит.

в семье, патриарх, прим:«Законы вавилонск царя Ха

ммурапи» Затем появл школа.Возник письмен: от

пиктографии к логографии. Треб более серьезн обуч.

Появл. класс учитель. В образов личность растворяет

в обществе и малознач.В1восочн.госразв:астроном,

матем,агротехника,письм,искус.3кдонэ там появл

школы. Писцы – учителя кот готовились в эдуббах

(эдубб-каменн табличка для клинописи). С 1кднэ табл

стали дерев. Др.Егип3кднэ. Цель-привести реб в мир

взросл. Идеал-немногословн.стойк чел.МиЖ обуч оди

нак.Дети и вера.Послушание-лучшее качество Физ на

каз (ухо)) Занят. с утра до вечера.Жертв всем ради обр

азован. Математ,гео,астр,мед,ин.язы, расчеты стоит,

прогноз,гео+геомет.Специализац: 5вднэ школы врачев

ателей.Царские школы. Др.Инд. 2 эпохи:дравидскоа

рийская и буддийская. 1-важн роль семьи.Кастовый

строй: брахматы(жрецы), кшатрии (воины)

вайшьи(землед,ремесл,торговц), шудра (рабы,слуги)-

соответствующие идеалы воспит. Прим. идеал. воспит:

«Бхагавата пурана»«Махабхараты» Упанаяма-особ Риту

ал посвящения в ученики.2-уравн. каст, общ обуч. Главн

предмет: грамматика санскрита Брахми-древнеинд алф

Китай: семья, гармония. 1 школы 3к днэ. Сян (мирн школ)

Сюй (воен школ). Мораль,письмо,счет,лук,муз,лошадь.

Иероглифы.Даосизм,Будд,конфуцианство.Конф(5510479)

Воспит. ДрГреции(Спарта,Афины)

Вступл: Анкасагор, процесс обучения.

Спарта: 1-7-в семье7-15-Пайдономы

12-более жестк.14-эйрены20-воины и

10 лет воевали.30-имел право женитс.

Афины:всесторонний чел.1-7-дома

Педагоги. 7-16-мусические12-16-гим

насические.16-18-гимнасии18-20-эфе

бии. Женщина-дом, семья.

ДрГреч филос:Демокрит,Скорат,Платон,

Аристот. Демокр(460-370):Хорошо мыслит

говорит, делат. Роль родит, природы, принужд

Софисты(граммат,диалект,спор,арифме,геомет,

астроном,муз).Сократ(470-399):Майвэтика-

?=!.Самосоверш, добрая природа чел, право на

образ. Яд цикуты.Диалектика-?=!.Платон(427-

347)Созд Академию.Труды«Государство»«Зако

ны» Важность учителя. Игровое обучение.Арис

тотель(384-322)-учил Македонского.Создал Ли

кей. Важн гос. воспит., доступн, гармония.

6.ДрРим. Влияние Эллинской традиции.

Контрасты.1-7-дом.Школы, ораторы, об

щее обр, хлеб и зрелищ, не наказ. Оратор:

1-7-лат, грамм. 7-… грамматич и риторич

школы. Индукция.См?№7

Идеи ДрРимск мыслителей.

Катон Старший(234-149)-домашн

обуч.Цицерон(106-43)-хлеб и зрел,

образование избранным.Сенека(4-65)

формирование личности, нравственн.

Квинтилиан(42-118)-свободный чел,

«драгоценный сосуд», школьн обучен,

общ обучен, искусство оратора.

Христианств, влиян на ДрРим.

Важн семьи.Справедливость.Взаимопомощь.

Заповеди. Библия-источник обучения. Иоан

Златоуст, Григорий Назинский, Василий Ке

сарийский(отрицал светское обр),Аврелий

Августин, Катехумен – религ. школа, затем

Школы Катехизиса (с повышенным образов),

затем появл. Кафедральные и Епископальные

Раймонд Луллия. О школах см. ?№12.

Универы Западн. Европы

В конце 11-нач12вв отдельные религ. школ.

превращаются в универы. Пражский (1200),

Неополитанский(1224), Оксфорд (1226).

Грамота – документ универа. Автономия.

Оживление общества, снижение преступн.

Преподы-выходцы из других уч. заведений.

Универы-альтернатива религ. образованию.

С 13в появляются факультеты.16-17расш.

См. ?№15

Пед. сист. Я.А..Коменского

1-6-дошкольн. обр./матер. школа/

/знакомство с миром. 6-12-начал.

образ./элементарная школа родн.

языка/родн.яз.,арифм,геом,гео,

природовед,священнопис.12-18-

среднее образ/латинск. школ,гим

назия/7своб иск+истор,гео,естест.

18-24-высш. образ./академия/

/богословие,медицина,право

Пед. взгляды А.Дистервега

(790-866)? обучения в начальн. шк.

«Руководство к образованию немец

ких учителей»(1835).Автор 20 учебн

иков. Светская народеая школа. 3 сту

пени развития: 6-9-физ. развитие,игры

чувства.9-14-ум,мышление, аналитика

14-16-нрав, характер, убеждение.

Ш.Фурье,А.Сен-Симон,Р.Оуэн

Симнон(760-825)-просвещение народа,

целенаправленное воспитание,единение

общества,его организация.Ш Фурье(772

-837)-критиковал недостатки школы: иг

нор. индивид, физ. нак, оторв. от жизни,

без труд. подготовки итп. В своей концеп

ции особоя роль индивидуальн., характер.

Р.Оуэн(771-858)-воспитание-ключ реше

ния соц. проблем. «Об образовании чел.

характера» (1771-1858). Управлял фабри

койи там реализовывал свои идеи. Егошк:

1-5,5-10-дневн школа,10-17-вечерн и веч

ерние лекции для взрослых.

30.Восп и шк Др.Руси.Киевск. и

Мск. Русь. Восп. связ.с принятием

христианства по Византийскому об

ряду. Это приводит к реформе школ.

1054-раздел христ. церк. на восточн

и зап. Результат-своеобразн, замкнут

система образов. Сначала восп. в се

мье, однако обучение давал священ

ик. «Страх божий», приучение к раб.

11-12-небогатых отдавали мастеру.

1015г-1я школа. Рост грамотности.

В шк с 7 лет, занятия в одн классе,но

индивид., за обр. платили мзду. К12в

грамотность повсеместно. Этапы: 1на

чальное 2шк книжного учения3монас

тырские школы.

Памятники пед. мысли Руси.

Изборники:«Изборник Святослава»

(1076) в нем поучения И.Златоуста,

элементы 7 своб. искусств.Поучения:

«ПоучениеВ.Мономаха детям»(1096)

правила и советы детям.Жития: мног

жития о великих людях как пример.

«Домострой»-основы быта.Послания

«Послания Геннадия»-наставления и

правила.Сборники «Пчела»-афоризмы

и правила. Вследствие нашествия татар

книги пришли в упадок.

Школа Б в ВКЛ и РП

Разл. религ. школы:латинские,католич,

протестантские,братск,униатские.Прав

осл. против католицизма.Иезуитский

орден(534-773), педагогику использ. как

средство продвижения религии.Католич.

школы-коллегиумы. .1578-созд. сист.

католич. обр:1начальн. школы(приходск

ие)2средн(коллегиумы)3-высшая школа.

16в-Кальвенизм,кальв.школ.РП(569-795)

-упадок бел. культур.Вражда катол. и пра

восл. Откр.сеть униатских школ.В

противовес созд.Братские школы(правосл):

ректор, дозорцы. Индив,коллект обуч,субб

ота. Изучение греко-слваянск яз, строг.ди

сципл.Учителя: Л.Зизания,М.Смотр

ицкий,С.Полоцкий.1696-запрет бел.м.

и результат – распад братск. школ. Эдукаци

оная комиссия(773-794).

Братские школы.

Главн-ректор, помогали дозорцы.

Занят. нач. в 9.00, с молитвы шли

до (обьяснение нового материала)

и после обеда (проверка заданий).

В субботу проверялось всё за нед.

Индивид. обуч=>коллективн=>

классно урочное. Ориентир на яз

ыки, православных авторов. Обу

чение: младшие (пение,грамота)

старшие(греч,лат,старослав,грам,

ритор,астр,диалект,поэт,мат,фил)

Строгий контроль, но без физ.нак.

Учителя:Л.Зизания«Азбука»«Лек

сис»М.Смотрицкий «Антиграфи»

Особенности просвещения.

18в-Господство польск. католич. традиц.

Школы в руках иезуитов,доминиканцев,

базилиан,кармелитов,францисканцев.

Вытеснялись школы других конфессий.

Гонение православных, закр. братск. шк.

Бедн. дети необр. Созд. пиарские школы

обуч. беспл. на польск. С серед 17в рефор

мы шк. сист. В пиарских шк стали препод

польский яз, историю и лит. Польши, мат,

гео. Эдукационная комиссия(773-794)-

орган гос. управл. образования. Но рабо

та была незначительной с рядом труднос

тей: 20 школ, помещики и духовенство бы

ли против, Ж и сословного образ. не было.

Деятелькость С.Полоцкого.

(1629-1680)Мир-божественное по

знание, задача препода-читать бо

жественную книгу. Идея чистого

человека. Возрасты:1-7-нравствен

восп.7-14-практическ. обуч.14-21-

умственное обуч.Труды «Вечеря

душевная»«Обед душевный»«Веет

роград многоцветный»664-переезж.

в Мск и становится советником царя

по церковным ?.667-воспитатель дет.

Алексея Михайловича и мал. Петра I.

Русск. просветители 18в.

Б.Бецкий-автор единой сист. образ.

«Учение о воспитании», система зак

рытых школ, 1764-Инст. благ. дев.

Н.И.Новиков «О воспитании и нрав

ств. детей»:физ,нрав,ум.Ф.Мириево

созд. систему училищ: главные,малые,

народные.

Школьн. полит. Рос. 19.в.

Приходские училища-1 год(закон

божий, чтение, письмо).Уездные

училищ-2года(для детей богат. ре

месл)Гимназии-для дворян(7иск

+политэкономия,зоология,ботан,

философия). Оформ. система гос.

универов(Виленский,Кивеский,

Питерский).См?№41.

45.Шк. реф. 860-90.Созд гос сист обр.

Приходские училища-1 год(закон бо

жий, чтение, письмо).Уездные учили

ща-2года(для детей богат. ремесл.)

Гимназии-для дворян(7иск+политэк

ономия,зоология,ботан,философия).

Оформ. система гос.универов(Ви

ленский,Кивеский,Питерский).

Реформы860:1-отмена ограничений

на образов,2-2 вида гимназий:классич.

и реальные. 3-реформа приходских

училищ.1865-устав о начальн. образ.

После 1864-огромн. роль религии в

нач. школах: закон божий, русск.яз.

Губернские и уездн. школьн. советы.

К.Д.Ушинский(824-870)

Осн. научной пед. России. Суммировал

научные знания о пед. Суммировав знания

других ученых с другими науками создал

труд:«Человек как предмет воспитания.

Опыт педагогической антропологии».Так

же:«Родное слово»«Детский мир и хрест

оматия»-в них раскрыты принципы отбора

материала для обучения. Разработал прин

ципы наглядности, основательности. Мет

одика повторения, структура урока, теория

воспитания личности(всесторон, личн кач).

3 принципа воспит: народное, научное,

духовное. Задачи школы:нравствен, ремес

ло+свецк+религ, патриотизм.См?№47

Пед.взглядыК.Д.Ушинск

См?№46. Принципы:1Народности

воспитания.2Научности3Духовнос

ти.Цель восп: духовн. развитие чел.

Задачи школы:1Нравств. восп.

2Сближение религ и светск. обр3

Любовь к труду4Патриотизм.Осн.

положения теории обр:1опора вос

питания на антропологич. науку.2

Построение обучения на основе

изучения психики. 3последовательн

обуч. 4использование наглядности

5сочетание общеразвивающего и

нравственного.6источн. знан.-опыт

7игровое обучение8урок-важн. эле

мент системы9фронтальное с инди

видуальным. Методика одновремен

ного развития мысли и речи.

Методы обучения: кнут и пряник.

Н.И.Пирогов.(810-881)

Младш. сын в семье. Хирург.

Сначала читает лекции по хирургии.

Затем занялся проблемами пед-ки.

«Вопросы жизни».Реформы образ:

отмета сословности, отмена физ.

наказаний.Цель – подготовка нравств,

с широким кругозором ч-ка. Проект

школьной системы: нач. шк 5-7 лет

средн шк 7-9.

49.Л.Н.Толстой(828-910).

Последователь теории свободн. воспит.

«Азбука»«Новая азбука» Изучает пробле

мы нравств. воспит. 1859-шк.Ясная поляна

Знаток детской души, избавление от гнета.

В своей шк. сам работал учителем ист и мат.

Игры. Идеи идеализма.

Пед теченя конца 19 нач 20в

1)традиционализм-Его представители отстаивали

идеи жесткого управления пед процессом. Считали,

что надо только менять некоторые подходы к восп

Видели основу у спешной социолизации чела.

Предназначение школы-развитие известного набора

интелегтуальных качеств личнасти, требуемых общ.

Представ:Дюркгейм, Уайтхед, Моритен идр.

2)Рефоматорская пед. Осн цель-изменение самого

характера школы, самого содержания учебного проц

авоспит., развитие новтипов школ.Основной метод

на практике-метод пед.эксперимента

Теоретич. пед.917-930

В 20-е гг.совет.пед переживала заметный взлет

на волне поиска новых идей эффект.воспит-я и

обуч-я.Эксперем.раб.ведется в опытно-показател.

учрежд-ях,осуществ.поиск и проверку нов.учебн.

программ,форм,методов обуч-я.Положит.отнош.к

нововведениям,внимание к заруб.разработкам в

обл. педагогики и психологии,привлечение

авторитетных педагогов и орган-ов обр-я к разработ

докум.в школе-все это помогала активно эксперимен

тир.в обл.теории и практики воспит.и образ-яСм?59

59.Советск.Пед.20-30гг.М.М.Пистрак(школа-коммуна),

С.Т.Шацкий(Первая опытная станция),Н.И.Попова(2-я

опытная показат.станция).1918г.на тер.Бел.-школа-коммуна(П,Н,

Лепешинский).П.П.Блонский-разработал основы труд.политех

.школы,обоснов.ее концепцию,развил идеи обуч

и восп-я на основе знаний закономерн.развития ребенка,уважения

его личности,потребн.,интерес.,умствен.,нравств.,трудов. И эстетич

.воспитания детей.В работе «Трудовая школа»(1919)-принципы:

связь труд.обуч-я с общим образ.,связь содер-я и политехн.обр-я

с соврем.сост.науки.С.Т.Шацкий-создатель эксперимент.учебно-

воспит.учрежд.воспитат.работы с детьми.Развернул теоретич.и

опытно-экспер.работу по созд.школы нового типа.На базе педаг.

коллектива 1-ойопытной станции орг.научную школу.Орг.ядром

школ.жизни сит.эстетич.воспитание,кот.выступ.в кач-ве

катализатора творч.потенц.личн.

60. Теория А.С.Макаренко.Ядро учения-теория коллект.восп-я

Узловой пункт Тео-и-тезис «параллел.д-я» т.е. органич.единства

восп-я и жизни общ-ва,коллектива,личн.Идея воспит.коллек.-суть

в формиров-и единого труд.коллект.педагогов и воспит-ов,сочет

свободы и защищенности личн.с подчин.ее деят-тиобществ.

интересам.Три стадии развития коллектива:создание,становление,

сплочение в единую орг-ю с сист.самоуправления.

61.Созд. нац. шк. бел.В своей деят-ти учеб.завед-я

опираются на традиции евр.школьн.обр-я(академизм,

профильность,селективность, выс.кач-во обуч-я).

Пик созд-я нов.школ приход. На 991-93 гг.С 1994 г.

-рост сети гимназий и лицеев замедл.(из-за ужесточен.

гос.контроля за их деят-ю).2-ой пик созд-я гимназий

и лицеев-20-нач.21в.Значит.часть гимназий,лицеев,

специал.школ сконцентрир. Наряду с гос. Получил

развитие часиный сектор школ.обр-я.

62. Во время войны-начал.»народные»школы-политика

онемечивания.Рус.,Бел.яз.-запрещен. Не поддержало

население«Союз бел.молодежи»«Бело.культ.объед-е».

В зонах партиз. Движ-я созд. лесные школы-учителя-

партизаны обуч.родн.яз.,арифм,истор,гео,пению,рукодел.

Школы стремились решать задачи обуч-я и военно-

патриот.,идейно-политич.воспит-я.Приним.постанов-я

«Об установлении выпускн.экзаменов по окон-и нач.

,семилет.,сред.школы»(1944),«Онагражд.золот.сереб.

медал.отличив.учащихся»(1944).Учебн.планы,прогр.

сокращал.,вводились военно-оборон.темы,военно-физ.

подготовка молодежи.

Источн.изуч.первобытн.восп.и концепции его

происх.Связано с рядом трудностей.Памятники

матер и дух культ, фольклора, этнограф данные.

Устн.нар. творч., обряды, игры, оруд. труд и быта,

игрушк. Концепц: Эволюц-биологич(Дж.Симпсон)

Психологич(Монро)-бессознат.инстинкт детей под

раж взросл.Трудовая(Маркс,Энгельс)-труд дел.чел.

Наши рекомендации