Психопрофилактические компетенции
Данные специальные компетенции позволяют реализовать такие направления работы педагога-психолога как психологическая профилактика и психологическое просвещение.
Цель психологической профилактики – осуществление мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности участников образовательного процесса и межличностных отношений, содействие в сохранении и укреплении состояния душевного равновесия учащихся и педагогов;
Цель психологического просвещения– осуществление мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности участников образовательного процесса о психологии и возможностях психологической помощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни.
Используемые формы и методы: лекции, беседы, интерактивные формы работы (деловые игры, дебаты, дискуссии и т.п.), акции, тематические вечера, КВНы, клубы и т.п., а также формы наглядного просвещения, использование Интернет-ресурсов, сайтов учреждений образования.
Без категории
1. Умение организовывать массовую психопрофилактическую работу на первичном уровне, направленную на предупреждение любого возможного неблагополучия и обеспечение безопасности психического и психологического здоровья всех детей, развивающихся в условиях определенного образовательного пространства.
2. Умение определить актуальную тематику в профилактической и просветительской работе для конкретных групп учащихся, педагогов, родителей в зависимости от результатов диагностики, особенностей переживаемого социального этапа.
3. Умение реализовывать ценностно-окрашенные мероприятия для конкретных групп учащихся, учителей, родителей.
4. Умение транслировать психологическую информацию с использованием традиционных форм, передавать психологические знания и навыки на доступном уровне различным группам участников образовательного процесса (оказание помощи семье, в эффективном воспитании детей, создание благоприятного психологического климата в группах и коллективах и т.п.).
5. Умение использовать различные информационные каналы для распространения психологических знаний, в т.ч. стенную печать, средства массовой информации, общение в Интернете и т.п.
Первая категория
1. Умение организовывать массовую психопрофилактическую работу на первичном уровне, направленную на предупреждение любого возможного неблагополучия и обеспечение безопасности психического и психологического здоровья всех детей, развивающихся в условиях определенного образовательного пространства.
2. Умение организовывать психопрофилактическую работу на вторичном уровне, направленную на своевременное и эффективное предупреждение возможных неблагоприятных последствий «кризисов» в развитии ребенка и изменения социальной ситуации.
3. Умение организовывать третичную психопрофилактическую работу, направленную на предупреждение возможных неблагоприятных последствий индивидуального особенного развития ребенка.
4. Умение определить актуальную тематику в профилактической и просветительской работе для конкретных групп учащихся, педагогов, родителей в зависимости от результатов диагностики, особенностей переживаемого социального этапа.
5. Умение реализовывать ценностно-окрашенные мероприятия для конкретных групп учащихся, учителей, родителей и анализировать эффективность.
6. Умение транслировать психологическую информацию с использованием традиционных и интерактивных форм, передавать психологические знания и навыки на доступном уровне различным группам участников образовательного процесса (содействие адаптации и предупреждению дезадаптации, оказание помощи семье, в эффективном воспитании детей, создание благоприятного психологического климата в группах и коллективах и т.п.).
7. Умение использовать различные информационные каналы для распространения психологических знаний, в т.ч. стенную печать, средства массовой информации, общение в Интернете и т.п.
Высшая категория
1. Умение организовывать массовую психопрофилактическую работу на первичном уровне, направленную на предупреждение любого возможного неблагополучия и обеспечение безопасности психического и психологического здоровья всех детей, развивающихся в условиях определенного образовательного пространства.
2. Умение организовывать психопрофилактическую работу на вторичном уровне, направленную на своевременное и эффективное предупреждение возможных неблагоприятных последствий «кризисов» в развитии ребенка и изменения социальной ситуации.
3. Умение организовывать третичную психопрофилактическую работу, направленную на предупреждение возможных неблагоприятных последствий индивидуального особенного развития ребенка.
4. Умение определить актуальную тематику в профилактической и просветительской работе для конкретных групп учащихся, педагогов, родителей в зависимости от результатов диагностики, особенностей переживаемого социального этапа.
5. Умение реализовывать ценностно-окрашенные мероприятия для конкретных групп учащихся, учителей, родителей и анализировать эффективность.
6. Умение транслировать психологическую информацию с использованием традиционных и интерактивных форм, передавать психологические знания и навыки на доступном уровне различным группам участников образовательного процесса (содействие адаптации и предупреждению дезадаптации, оказание помощи семье, в эффективном воспитании детей, создание благоприятного психологического климата в группах и коллективах и т.п.).
7. Умение создавать и использовать различные информационные каналы для распространения психологических знаний, в т.ч. стенную печать, средства массовой информации, общение в Интернете и т.п.
Консультативные компетенции
Данные специальные компетенции позволяют реализовать такие направления работы педагога-психолога как психологическое и психолого-педагогическое консультирование.
Цель психологического консультирования− осуществление мероприятий, направленных на содействие участнику образовательного процесса (или группе) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной деятельности.
Цель психолого-педагогического консультирования (синоним: возрастно-психологическое консультирование) − организация индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков. Психолого-педагогическое консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии — задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции.
Используемые методы: рациональная и разъяснительная беседа.
Без категории
1. Умение вести индивидуальные и групповые психолого-педагогические консультации.
2. Умение консультировать по результатам диагностики.
3. Умение разрешать конфликты в детском коллективе.
Первая категория
1. Умение вести индивидуальные и групповые психолого-педагогические консультации.
2. Умение вести индивидуальные психологические консультации.
3. Умение консультировать по результатам диагностики.
4. Умение разрешать конфликты в детском и педагогическом коллективах.
5. Умение оказывать экстремальную психологическую помощь.
6. Владение развитыми навыками психолога-консультанта, в т.ч. − активного слушания, чувствительностью к изменениям в поведении клиента, умением давать обратную связь и т.п.
Высшая категория
1. Умение вести индивидуальные и групповые психолого-педагогические консультации.
2. Умение вести индивидуальные психологические консультации.
3. Умение консультировать по результатам диагностики.
4. Умение разрешать конфликты в детском и педагогическом коллективах;
5. Умение оказывать экстремальную психологическую помощь.
6. Владение развитыми навыками психолога-консультанта, в т.ч. − активного слушания, чувствительностью к изменениям в поведении клиента, умением давать обратную связь и т.п.
7. Владение супервизорскими навыками.
Методические компетенции
Данные специальные компетенции позволяют реализовать такие направления работы педагога-психолога как методическая деятельность.
Цель методической работы педагога-психолога − организация деятельности, направленной на повышение квалификации и профессионального мастерства членов педагогического коллектива и основанная на достижениях психологической науки и практики, диагностических данных.
Используемые формы и методы: накопление и систематизация психолого-педагогической литературы, методических материалов, индивидуальные и групповые консультации по профессиональным вопросам.
Без категории
1. Умение подбирать психологические методы, приемы, инструменты для образовательных программ и планов.
2. Умение обеспечивать научно-методическую работу учреждения образования достижениями научной и практической психологии.
Первая категория
1. Умение организовать психологическую поддержку, подбирать и создавать психологические методы, приемы, инструменты для образовательных, инновационных программ, планов, проектов.
2. Умение обеспечивать научно-методическую работу учреждения образования современными психолого-педагогическими технологиями, методами диагностики.
3. Экспертиза тестовых методик и мероприятий.
Высшая категория
1. Умение организовать психологическое обеспечение, психологическую поддержку, подбирать и создавать психологические, методы, приемы, инструменты для образовательных, инновационных программ, проектов, планов, моделей учреждений образования.
2. Умение осуществлять психологическую экспертизу адекватности и эффективности педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик, мероприятий и др.
3. Умение обеспечивать научно-методическую работу учреждения образования достижениями научной и практической психологии, современными психолого-педагогическими технологиями, методами диагностики, содействующими эффективной организации образовательного процесса.
Управленческие компетенции
Данные специальные компетенции позволяют реализовать такое направление работы педагога-психолога как психолого-педагогическое сопровождение управленческих процессов.
Цель психолого-педагогического сопровождения управленческих процессов: психологическая поддержка управления учреждением образования.
Используемые методы: психологические тесты, анкеты, наблюдение, индивидуальные и групповые консультации по профессиональным вопросам.
Без категории
1. Умение производить исследование и оценку социально-психологического климата коллектива класса.
Первая категория
1. Умение производить оценку и мониторинг социально-психологического климата классных коллективов и педагогического коллектива образовательного учреждения.
2. Умение оказывать психологическую поддержку в процессе организации эффективной управленческой коммуникации.
3. Умение оказывать психологическую помощь в формировании имиджа образовательного учреждения.
4. Умение работать с персоналом, в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.
Высшая категория
1. Умение осуществлять психологическую экспертизу подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
2. Умение производить оценку и мониторинг социально-психологического климата классных коллективов и коллектива образовательного учреждения.
3. Умение оказывать психологическую поддержку в процессе организации эффективной управленческой коммуникации.
4. Умение оказывать психологическую помощь в формировании имиджа образовательного учреждения.
5. Умение работать с персоналом, в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.