Понятие «профессиональная компетентность» в современной психолого-педагогической науке
Процесс развития профессиональной компетентности в последнее десятилетие стал предметом пристального внимания как педагогической, так и психологической наук. Многие ученые рассматривают феномен профессиональной компетентности в своих работах (С.А. Дружилов, Н.В. Матяш, Е.М. Фещенко, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, О.Г. Красношлыкова, О.А. Козырева, М.И. Лукьянова, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Никитина, В.И. Загвязинский, В.Н. Лебедев, Е.В. Андриенко, О.А. Булавенко, Е.Н. Бондаренко, В.А. Метаева, Н.Л. Солянкина, Э.М. Никитин, Н.В. Кузьмина, Я.И. Кузьминов, В.Л. Матросов, В.Д. Шадриков и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что означает человек как профессионал в педагогическом и психологическом отношении, как субъект профессиональной деятельности, чем отличается мастер своего дела от других людей.
Проблема определения профессиональной компетентности работников школы стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т.д. Вопросы, касающиеся определения данного понятия, рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых.
В толковых словарях «компетентность» означает: осведомленность, авторитетность; [лат. «competentia»] полноправность; [лат. «competens»] - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий, качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным. В философских и психологических словарях толкование понятия «компетентность» отсутствует.
Как утверждает О.А. Булавенко, в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение, так как большинство профессиональных ассоциаций и органов лицензирования отстраняют от практической деятельности тех, чья некомпетентность доказана. Что касается компетентности при использовании таких навыков, которые можно выявить, применив те или иные критерии оценки выполнения операций, то ее можно определить с достаточной степенью уверенности. Когда же компетентность определяется в профессии, то ей сложно дать четкую характеристику.
Понятие «компетентность» весьма емкое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под «компетентностью». Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности не вполне конкретизируют содержание понятия, что становится совершенно очевидным, рассматривая приведенные ниже убеждения как отдельных ученых, так и научных сообществ.
Дэниел Б. Хоган утверждает, что прогнозировать компетентность сложно. Он считает, что пока не установлена четкая связь между удостоверением квалификации и успешностью деятельности, трудно определить и компетентность, так как оценка компетентности должна определяться мерой пользы, приносимой профессионалом потребителю.
Джеральд Кучер также анализирует понятие компетентности и высказывает сомнения в том, что современные методы удостоверения квалификации способны разграничить минимальный и высший уровни компетентности. Согласно его утверждению, компетентность может варьироваться в зависимости от предлагаемой профессиональной услуги, в этом случае не лишена оснований мысль, что, возможно, было бы лучше рассматривать компетентность как состояние, а не как характерную черту.
Профессиональная компетентность рассматривается также как «способность к актуальному выполнению действительности», «состояние адекватного выполнения задачи», «углубленное знание» (G.K. Britell, R.M. Jueger, W.E. Blank).
Американский исследователь Р. Мейерс под компетентностью подразумевает не только соответствие определенным деятельностным критериям, но и демонстрацию выполнения поведенческих задач на производстве. Таким образом, в данную дефиницию включается деятельностный компонент, что расширяет границы ее применения.
Американские же ученые в целом характеризуют компетентную личность с позиций развития способностей, мотивов, отношений, убеждений, ценностей, необходимых для компетентного выполнения социальных ролей и взаимодействия с миром, а также приобретения знаний основ наук; умений, с ними связанных; навыков, требующихся для выполнения психомоторных функций, профессиональных ролей, когнитивной деятельности, межличностного общения.
Таким образом, компетентность рассматривается как общая характеристика личности. Идеи немецких ученых перекликаются с концепцией интегрированного развития компетентности. Они предлагают переориентировать подход к человеку с позиций философии целостности. В качестве образовательно-воспитательных целей концепция целостной школы предусматривает подготовку к открытому, целостному миру, формирование интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, позитивное социальное поведение.
Деятельность новой школы по решению задач, связанных с формированием целостной личности, может быть успешной, только если будет вестись в соответствии с природной полнотой жизни в ее разнообразии и единстве, в согласии с законами природы. В качестве основных объектов педагогического воздействия школы авторы рассматривают: личность ребенка, знания, умения, деятельность и социальное окружение. Если рассматривать уровень разработанности компетентностной модели специалистов, работающих в школе, то в большей степени продуманной является компетентность учителя.
Одни российские авторы рассматривают профессиональную компетентность как интегративный личностный ресурс, имеющий характерную и достаточно сложную структуру; другие - как элемент или составную часть культуры специалиста, способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности обучающегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется; третьи – как меру соответствия понимания, знаний, умений специалиста реальному уровню сложности выполняемых им задач и решаемых проблем; четвертые – как единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности.
Общим для всех определений является то, что термин «компетентность» употребляется для выражения высокого уровня профессионализма специалиста. Понятие «профессиональная компетентность» наиболее близко соотносится с понятием «профессионализм». А.В. Коваленко, И.В. Сыромятников считают, что соотношение этих понятий очень часто анализируются по линиям, в которых преобладает либо противопоставление, либо функционально-семантическое взаимодополнение или поглощение одного понятия другим. Следует также различать психологический смысл понятий «компетентность» и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него нé опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация – это степень и вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющий специалисту выполнять работу на определенном уровне. Специалист приобретает квалификацию прежде, чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт. М.М. Шалашова в своих работах приходит к выводу, что на сегодняшний день феномен профессиональной компетентности не является стабильно определяемым. Компетентность рассматривают как профессиональную грамотность, степень квалификации специалиста, как уровень развития личности и культуры человека. Отсутствие единого подхода, в свою очередь, приводит к неоднозначному толкованию и создает трудности в классификации. Компетентность имеет практико-ориентированную направленность и проявляется через призму личностных особенностей только в процессе деятельности.
Особый интерес вызывает определение компетентности, приведенное в проекте профессионального стандарта педагогической деятельности, разработанного в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы. По мнению авторов проекта (Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова), «компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» (определение В.Д. Шадриковой).
Некоторые авторы в психолого-педагогической литературе не разводят понятия «компетентность» и «компетенция». М.М. Шалашова считает, что широко используемые в современной педагогической литературе понятия «компетентность» и «компетенция» являются взаимодополняющими и существуют самостоятельно, но их отличительные признаки не обозначены четко, что приводит иногда к рассмотрению их как синонимичных.
Как отмечает A.B. Хуторской, компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция - совокупность качеств личности, а также профессиональных знаний, умений и навыков.
Согласно точке зрения В.А. Метаевой, понятия «компетентность» и «компетенция» являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.
Таким образом, компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Причем компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам.