Реализация мероприятий по психологическому сопровождению в условиях внедрения ФГОС
При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (их необходимо отразить в планировании):
- в каждой параллели ежегодное изучение психоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;
- при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения
- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5-х, 10-х классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;
- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми – инвалидами. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Важнейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
Особое внимание необходимо уделить психологической коррекции и развитию обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида: осуществлять систематическую диагностику их развития, проводить групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, повышать психологическую компетентность педагога и родителей по вопросам развития детей, сохранения и укрепления здоровья, отслеживаться эффективность обучения детей по программе. Вся работа с данной категорией детей должна осуществляться через организацию деятельности психолого-медико-педагогического консилиума с обязательной разработкой программы индивидуального сопровождения, которая реализуется учителем и всеми необходимыми специалистами сопровождения.
- психологическое сопровождение одаренных детей. Для сохранения психического и физического здоровья одаренных обучающихся, развития их одарённости, педагогу-психологу совместно с педагогическим коллективом необходимо решать следующие задачи: разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей;
- психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (с учетом особенности школы по этим вопросам возможно сопровождение обучающихся 7-11 классов. Например, для лицея возможны следующие направления: выбор лицейского профиля обучающимися будущих 8-х классов; профессиональная ориентация обучающихся 9-х классов; психологическое сопровождение профильного обучения обучающихся 10-11 классов);
- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;
- сопровождение педагогов в аттестационный период. Педагог-психолог участвует не только в заседании школьной аттестационной комиссии, но и принимает участие в исследовании результатов деятельности учителя. По запросу аттестующегося учителя оказывает психологическую помощь по профилактике стрессов, возникающих в период прохождения аттестации;
- профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;
- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (детский Телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей;
- проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.
Необходимо помнить, что любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей и педагогов) в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог должен держать в тайне сообщаемую ему личную информацию; использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса; предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.
В планировании также отражаются мероприятия, которые ориентированы на выполнение специального запроса конкретного общеобразовательного учреждения (психологическое сопровождение экспериментальной деятельности и т.д.)
Требования к документальному обеспечению
Основой организационно-методической, отчетной и рабочей документации педагога-психолога образовательного учреждения являются имеющиеся на настоящее время нормативные документы, регламентирующие работу Службы практической психологии в системе образования. Рассмотрим на примере методические рекомендации «Формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов образовательных учреждений г.Белгорода», Допускается ведение электронного журнала с последующей его распечаткой не реже одного раза месяц.
Вся документация делится на организационно-методическую, рабочую и отчетную.
I. Организационно-методическая документация:
Положение о психологической службе общеобразовательного учреждения (разрабатывается образовательным учреждением на основе нормативно-правовых документов всех уровней);
Должностные инструкции педагога-психолога (разрабатываются образовательным учреждением на основе нормативно-правовых документов всех уровней);
График работы педагога-психолога;
Циклограмма рабочего времени педагога-психолога.
II. Рабочая и отчетная документация:
План работы педагога-психолога (психологической службы).
Статистическая справка и проблемно-ориентированный анализ педагога-психолога за учебный год.
Журнал учета индивидуальных и групповых форм работы.
Журнал консультаций педагога-психолога.
Банк данных.
Информационные справки по направлениям деятельности работы с различными категориями детей и взрослых.
Справки по итогам групповых исследований и заключения по результатам проведения индивидуальных обследований.
Планирование деятельности педагога-психолога состоит из перспективного плана на учебный год, месячного календарного плана, еженедельных текущих планов и ежедневного рабочего плана.
Перспективный план на учебный год отражает стратегию психологической службы образовательного учреждения: цели и задачи деятельности психологической службы образовательного учреждения; основные направления деятельности психологической службы образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности психологической службы образовательного учреждения; этот план обязательно соотносится с перспективными планами образовательного учреждения. При составлении плана необходимо учитывать примерные нормы расхода времени на каждый вид деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.
Календарные планы (на месяц, на неделю) составляются на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации образовательного учреждения, индивидуальных запросов клиентов. При составлении календарных планов можно использовать прием, который называется «специализацией рабочих дней недели». Каждый из пяти дней недели получает определенную специализацию, например:
Понедельник – диагностическая деятельность и ведение документации.
Вторник – консультативная деятельность.
Среда – развивающая и коррекционная работа.
Четверг – психопрофилактическая и просветительская деятельность.
Пятница – организационно-методическая работа.
Ежедневный рабочий план определяет конкретный объем работы. Циклограмма работы кабинета психолога, которая может быть рассчитана на неделю, позволяет рационально использовать рабочий кабинет в работе с педагогами, учащимися и их родителями. В ней должны быть указаны время, категории клиентов и формы психологической работы. Циклограмма работы кабинета психолога составляется с учетом планов работы, примерных норм расхода времени на каждый вид деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
6.5. Хронометраж рабочего времени практического психолога образовательного учреждения
На основании приказа Министерства образования и науки № 945 от 1. 03. 2004 г., Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений и рекомендаций по распределению рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе, нагрузка педагога-психолога в общеобразовательном учреждении составляет 36 часов в неделю. Количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени), (согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29. 12. 1992 г.). Важно знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, ведь не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме.
Рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное.Основное рабочее времясоставляет не менее половины (примерно 80 часов в месяц, или примерно 18 часов в неделю). Его предусмотрено использовать на индивидуальную и групповую консультативную, диагностическую, коррекционную, развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями, педагогами. Подготовительное рабочее время (примерно 80 часов в месяц, или примерно 18 часов в неделю) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационно-методическую работу (анализ и планирование деятельности в целом, анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработка развивающих и коррекционных программ, участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации, а также оформление кабинета).
Таблица ориентировочного распределения рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе.
По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):
диагностика индивидуальная: 150-170 обследований;
диагностика групповая: 20 групп;
консультирование: 150-170 приемов;
развивающие и коррекционные занятия индивидуальные: 150-170 занятий;
развивающие и коррекционные занятия групповые: 200-240 занятий;
просветительские мероприятия: 20 занятий;
экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
Видно, что данное количество работы эффективно для 150-170 учащихся, в зависимости от наполняемости это могут быть 5-8 классов. В настоящее время установленное количество детей, с которым должен работать педагог-психолог – 500 человек на одну ставку.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1.Какими документами руководствуются при планировании и составлении циклограммы деятельности педагога-психолога?
2. Назовите алгоритм работы школьного психолога.
3. Какие мероприятия необходимо реализовывать по психологическому сопровождению в условиях внедрения ФГОС?
4. Что относится отчетной и рабочей документации педагога-психолога образовательного учреждения?
5. Какова нагрузка педагога –психолога ОУ?
6. Из чего состоит планирование деятельности педагога-психолога образовательного учреждения?
Тема 7.Компетентностный подход к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Цели и задачи изучения темы:
Цель -дать информацию о компетентностном подходе к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
Задачи –проинформировать о понятие «профессиональная компетентность» в современной психолого-педагогичесекой науке, о компетентностном подходе в работе педагога-психолога в условиях реализации ФГОС, познакомить с ключевыми образовательными компетенциями, проинформировать о начале формирования профессиональной компетентности, воспитывать уважительное отношение друг к другу, к своей будущей профессии; развивать культуру учебной деятельности, культуру речи, культуру мышления, коммуникативные способности и др.
Образовательные результаты освоения темы:
Коды компетенций | Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ОПК-1 | способностью выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учётом закономерностей психического развития обучающихся и их зоны ближайшего развития | Знать:закономерности психического развития, механизмы взаимодействия участников образовательного процесса, особенности образовательной деятельности |
Уметь:учитыватьзакономерности психического развития, механизмы взаимодействия участников образовательного процесса, особенности образовательной деятельности | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками выстраивания взаимодействия с учётом закономерностей психического развития, механизмов взаимодействия участников образовательного процесса, особенностей образовательной деятельности | ||
ОПК-3 | уметь организовать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений | Знать: психологию общения, особенности поликультурной среды и особенности организации совместной деятельности участников образовательной среды |
Уметь: использовать знания психологии общения, особенностей поликультурной среды и особенностей организации совместной деятельности участников образовательной среды | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками организации общения с учётом особенностей поликультурной среды и особенностей организации совместной деятельности участников образовательной среды | ||
ОПК-4 | уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную деятельность | Знать: задачи психолого-педагогической деятельности, систему междисциплинарного взаимодействия |
Уметь:организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): формированием и регуляцией системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении | ||
ОПК-10 | готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности | Знать:виды коммуникаций |
Уметь:осуществлятькоммуникацию в устной и письменной формах | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками коммуникации в устной и письменной формах | ||
ПК-4 | способностью конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся | Знать:способыконструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся |
Уметь:конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): способностью конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся | ||
ПК-8 | способностью оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности | Знать:принципы организации образовательной деятельности и оказания содействия в её оптимизации |
Уметь:оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):способностью оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности | ||
ПК-23 | готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности | Знать:современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности |
Уметь:использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками использования современных инновационных методов и технологий в проектировании образовательной деятельности | ||
ПК-27 | готовностью использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности | Знать:методы привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности |
Уметь:использовать активныеметоды привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками использования активных методов привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности |