Консультирование детей разного возраста.

Исходя из принципиального положения о том, что целью психологического консультирования является осознанный выбор клиента при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера, осознанное понимание всего происходящего в жизненном пространстве, можно поставить под сомнение достижение подобных целей при работе с детьми младшего школьного возраста, поскольку только в начале подросткового возраста начинается активное развитие рефлексии, сознательная выработка ценностной позиции.

Психологическое консультирование детей младшего школьного возраста может иметь место в работе практического психолога образования, если рассматривать консультирование младших школьников в рамках кратковременного и, преимущественно, одноразового воздействия в следующих ситуациях:

· внезапное наступление невыраженного аффективного дезадаптивного состояния, которое нарушает требуемый в условиях образовательного учреждения поведенческий паттерн; при этом чисто педагогическими методами не удается достигнуть необходимого положительного и продолжительного эффекта;

· сразу же после какой-либо физической травмы, когда можно говорить опять же о выраженном и продолжительном нарушении требуемого поведения;

· непосредственно после психической травмы (например, «выволочка», которую устроили родители или учитель на глазах сверстников и т. д.); критерием необходимости единичной «релаксирующей» консультации опять же должно явиться наличие дезадаптивного состояния;

· внезапный (а не запланированный заранее) запрос педагога на консультацию ребенка в связи с какими-либо особыми обстоятельствами, например, учитель не может продолжать урок из-за каких-то поведенческих особенностей ребенка вне зависимости, возникли ли те на уроке как-то неожиданно, или ребенок уже пришел на урок в таком состоянии.

Возможны и другие ситуации, когда может потребоваться одноразовая консультационная деятельность психолога.

Таким образом, консультационная работа психолога в начальной школе приобретает характер оперативной деятельности, которая определяется такими критериями, как:

· внезапность возникновения, когда нет других, ориентированных на подобную работу специалистов (психиатра, психотерапевта, воспитателя ГПД, который имеет хорошие эмоциональные отношения с ребенком);

· кратковременность или «одноразовость» протекания. В дальнейшем такая консультация перерастает в психологическую коррекцию, либо ребенок направляется к другим специалистом соответствующего профиля.

Основные проблемы, по которым чаще всего обращаются к психологу за консультацией учителя и воспитатели:

· трудности в усвоении детьми программы обучения;

· низкая учебная мотивация;

· эмоциональные и личностные нарушения у детей;

· конфликтные взаимоотношения между детьми;

· конфликтные взаимоотношения между детьми и взрослыми;

· неэффективность собственных педагогических воздействий;

· трудности в формировании детского коллектива;

· методы профориентационной работы со школьниками и т. д.

Основные проблемы, по которым чаще всего обращаются к психологу за консультацией родители:

· отсутствие интересов у детей;

· нежелание учиться;

· повышенная рассеянность детей, неорганизованность, несамостоятельность;

· лень;

· повышенная возбудимость и агрессивность или, наоборот, робость, боязливость;

· отношения между братьями и сестрами в семье;

· отношение ребенка к взрослым и т. д.

· Основные проблемы, по которым чаще всего обращаются за консультацией к психологу учащиеся:

· субъективные переживания по поводу неблагополучия отношений со сверстниками;

· неблагополучие взаимоотношений в семье;

· проблемы «мальчик-девочка»;

· школьные проблемы: успеваемость, несправедливость со стороны учителей, нежелание ходить в школу;

· проблемы личностного и профессионального самоопределения;

· личные проблемы и переживания и т. д.

В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда психолог консультирует учителей, воспитателей, родителей по поводу тех или иных проблем детей. Это так называемое опосредованное консультирование.

5.2.4. Психопрофилактическая деятельность практического психолога образования.

Психопрофилактика - специальный вид деятельности практического психолога образования по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

В психопрофилактической работе практического психолога образования выделяют три уровня:

1 уровень – первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).

2 уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально и эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегиям для преодоления различного рода трудностей и т. д.

3 уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными и поведенческими проблемами. Его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

Основные задачи психологической профилактики:

1) ответственность за соблюдение в образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с учителями, воспитателями, родителями.

В психопрофилактической работе инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога.

Содержание психопрофилактической работы практического психолога образования:

психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии;

психологи следят за соблюдением в образовательном учреждении психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе (в частности, предупреждение психологической и учебной перегрузки школьников);

психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень (предупреждение школьной дезадаптации учащихся первых, пятых, десятых классов);

психолог заботится о создании благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, т. е. проводит работу по оптимизации взаимоотношений между детьми и взрослыми, между учителями и родителями;

психолог ведет работу по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельности, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания. Работа психолога в этом направлении включает следующие моменты:

ранняя диагностика интересов и способностей школьников (1-5 классы), разработка и проведение программ по развитию их интересов и способностей;

диагностика способностей и склонностей младших подростков, дальнейшее осуществление программы их развития;

формирование профессиональных намерений учащихся 7-9 классов, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с требованиями выбираемой профессии;

консультационная работа со старшеклассниками по определению дальнейшей программы обучения в связи с его дифференциацией;

диагностика и коррекция профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов.

5.2.5. Психологическое просвещение как вид деятельности практического психолога образования.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1) знакомить взрослых с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в образовательном учреждении.

Основные формы психологического просвещения:

лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, ролевые игры, организация «Уголка психолога», «Психологической стенгазеты», «Психологической почты» и т. д.

Быть «просветителем» - значит грамотно передавать психологическою информацию:

- вся информация должна быть переведена на общеупотребительный язык (например, можно сообщить результаты изучения эмоционального состояния детей так: «Высокая личностная тревожность». А можно так: «Часто находятся (легко входят) в такое эмоциональное состояние, которое мешает им эффективно работать, нормально общаться. Возникновение этого состояния может быть вызвано…(перечисление причин)»);

- умение слушать, усваивать и профессионально анализировать информацию – навык, не столь часто встречающийся у взрослых людей. Поэтому очень важно сделать все, чтобы донести информацию до слушателей. Для этой цели используется прием, который называется «Правило рамки»: последовательная реализация трех этапов (рассказать слушателям, о чем вы сейчас будете с ними говорить (план); рассказать слушателям то, что вы хотели им рассказать; рассказать слушателям, о чем вы только что с ними говорили (резюме));

- рассказ должен быть краток, лаконичен и сопровождаться примерами;

- время и место: просвещение должно осуществляться либо в четкой и понятной слушателям системе (раз в две недели, по заявленному заранее плану, в рамках единой методической темы года), либо в привязке к конкретной ситуации, которая актуальна и на понимание которой слушатели мотивированы.

5.2.6. Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза в работе психолога образовательного учреждения – это деятельность по установлению соответствия между а) социально-педагогическими условиями или требованиями к деятельности и поведению учащихся, их образовательным результатам и б) их возрастными, социально-психологическими, индивидуальными и прочими возможностями и задачами развития.

Психологическая экспертиза – новый, но очень востребованный вид деятельности педагога-психолога. Возможными объектами проводимой им психологической экспертизы могут выступать:

· Образовательная среда учреждения.

· Урок или другая форма обучения и воспитания, их методическое и содержательное наполнение.

· Педагогическая программа.

· Педагогическая технология или методика.

· Выбранный способ воздействия на ребенка.

Осуществляя экспертизу, психолог помогает учреждению и всем его специалистам осуществить «психологическую настройку» деятельности, условий на ребенка, его возможности, актуальные проблемы и задачи развития. Однако «эксперт» - это особая профессиональная позиция, не со всеми другими профессиональными позициями психолога сочетающаяся. Кроме того – это сложный вид деятельности, требующий определенных профессиональных знаний и умений как от того, кто ее запрашивает, так и от того, кто на этот запрос отвечает. Грамотная психологическая экспертиза предполагает обеспечение как минимум следующих требований: 1) наличие четкого вопроса, на который она отвечает; 2) компетентность эксперта и в психологии, и в рассматриваемой области педагогики; 3) наличие у эксперта адекватных методик для установления соответствия.

Наши рекомендации