Актуализация проблемы. 5 мин
Ведущий предлагает вспомнить, о чём говорилось на прошлом занятии и, выслушивая ответы участников, резюмирует их: «На прошлом занятии мы говорили о том, чем похожи и чем отличаются мужчины и женщины. В первую очередь они отличаются своей физиологией. При рождении, в дошкольном и младшем школьном возрасте, мальчики и девочки отличаются друг от друга только строением половых органов. Но вот приходит подростковый возраст, он приносит с собой массу изменений и вопросов. Вот об этом я и предлагаю сегодня поговорить».
Чтение и заполнение таблицы в рабочей тетради. 15 мин
Ведущий делит участников на две группы по половому признаку и дает инструкцию: «За 10 минут прочитайте текст «Изменения в организме человека, происходящие в период полового созревания» в рабочей тетради и впишите в графы таблицы №3, какие изменения происходят в подростковом возрасте у юношей и девушек.»
После выполнения задания каждая команда рассказывает, какие изменения они внесли в одну из граф таблицы (по выбору ведущего – про свой или противоположный пол).
Упражнение «Лучше – хуже» 15 мин
Цель:актуализация знаний участников о правилах личной гигиены.
Ведущий предлагает участникам объединиться в группы по половому признаку, раздает участникам групп наборы карточек (приложение 8) с описанием типов поведения в рамках одной тематики и предлагает (в течение 3 минут) разложить эти карточки по рейтингу от лучшего к худшему, а затем провести линию эстетики (после которой могут начаться эстетические проблемы) и линию здоровья (после которой могут начаться проблемы со здоровьем). В помощь участникам предлагается текст в рабочей тетради «Особенности гигиены в период полового созревания».
После выполнения задания группы презентуют свою работу.
Актуализация проблемы . 5 мин
От того, как будет проходить период полового созревания, во многом зависит сохранность репродуктивного здоровья.
Ведущий задает вопрос: «Как вы понимаете термин «репродуктивное здоровье?» (ответы)
Репродуктивное здоровье - это такое состояние физического, психического, социального и нравственного благополучия, которое позволяет родить и вырастить здорового ребенка.
Репродуктивное здоровье во многом зависит от состояния репродуктивной системы (половой). Репродуктивная система включает в себя ряд органов, обеспечивающих деторождение.
Как вы думаете, зачем знать то, как мы устроены? Ведущий резюмирует ответы участников.
Теоретическая часть «Репродуктивная система». 10 мин
Участники в группах (девушки/юноши) получают задание – прочитать материал из рабочей тетради о строении репродуктивной системы своего или противоположного пола (на выбор ведущего); отметить в рабочей тетради на рисунке-схеме все органы репродуктивной системы, которые обозначены в тексте жирным шрифтом.
Закрепление. 10 мин
Ведущий приглашает по одному представителю от каждой группы, для объяснения строения и функций органов репродуктивных систем. Участники могут использовать плакаты – приложение 9 б Ж и 9 б М. Во время презентации все остальные участники проверяют правильность подписей одной схемы, и подписывают схему второй репродуктивной системы. Ведущий контролирует правильность заполнения по приложениям 9 а Ж и 9 а М.
Итак, мы с вами выяснили строение половых систем. Сохранить их в здоровом состоянии, а также избежать всех тех проблем, которые мы обсуждали на прошлом занятии в ролевой игре, можно предохраняясь от нежелательной беременности. Для этого существуют различные методы контрацепции.
Упражнение «Пасьянс» 20 мин
Цель: предоставить участникам информацию о методах контрацепции и выбрать методы, наиболее приемлемые для молодежи.
Для проведения данной игры необходимы карточки четырех цветов. Один цвет – методы контрацепции и их эффективность; второй цвет – механизмы действия этих методов; третий – преимущества методов; четвертый – недостатки. (приложение 11)
Список методов:
1. воздержание
2. презерватив
3. гормональные таблетки
4. внутриматочная спираль
5. календарный метод
6. прерванный половой акт
7. срочная гормональная контрацепция
8. стерилизация
Описание каждого метода состоит из четырех карточек разного цвета (метод и его эффективность, механизм действия, преимущества, недостатки). Ведущий контролирует правильность ответов, используя приложение 12.
В игре должны участвовать все. Количество методов, которое можно обсудить, зависит от количества участников. Если на семинаре 20 человек, то можно обсудить 5 методов. Методы контрацепции, которые будут обсуждаться в игре, ведущий выбирает на свое усмотрение (В списке перечислены методы в порядке их значимости для обсуждения).
На каждые четыре человека, свыше 20, добавляется еще один набор карточек (20 человек – 5 наборов, 24 человека – 6 наборов, 28 человек – 7 наборов, 32 человека – 8 наборов)
Ход игры:
(Вариант 1)
1. Ведущий вызывает 5 добровольцев и выдает им карточки, на каждой из которых записан один из методов контрацепции.
2. Затем вызывает еще 5 добровольцев и выдает им карточки, на которых описаны механизмы действия этих методов, без названия самого метода. Задача вторых участников – определить, какому методу контрацепции соответствует данный механизм, и встать за спиной того участника, у которого карточка с названием этого метода.
После того как все участники займут свои места, они по порядку зачитывают содержание своих карточек (название метода, механизм действия). Остальные участники оценивают, правильно ли выполнено задание и поправляют в случае необходимости.
3. Ведущий вызывает следующих 5 добровольцев и выдает им карточки, на которых перечислены преимущества каждого метода контрацепции. Задача третьих участников – определить, какому из методов контрацепции соответствуют данные преимущества, и встать за спиной участников, карточки которых соответствуют данному методу.
После того, как все участники займут свои места, они по порядку зачитывают содержание своих карточек (название метода, механизм действия, преимущества). Остальные участники оценивают, правильно ли выполнено задание и поправляют в случае необходимости.
4. Ведущий вызывает последних 5 добровольцев и выдает им карточки, на которых перечислены недостатки каждого метода контрацепции. Их задача – определить, какому из методов контрацепции соответствуют данные недостатки, и встать за спиной участников, карточки которых соответствуют данному методу.
После того, как все участники займут свои места, они по порядку зачитывают содержание своих карточек (название метода, механизм действия, преимущества, недостатки). Участники оценивают, правильно ли выполнено задание и поправляют в случае необходимости. Ведущий контролирует правильность ответов, используя приложение 12.
(Вариант 2)
При недостаточном количестве участников игру можно провести следующим образом:
На столе в ряд выкладываются карточки с названиями методов. Затем все участники подбирают к каждому методу карточку с механизмом его действия (раскладывая как пасьянс). После чего так же подбираются «преимущества» и «недостатки» каждого метода контрацепции.
Такой вариант проведения позволяет обсудить все методы контрацепции.
После чего ведущий спрашивает участников:
«Только что мы очень подробно разобрали N методов контрацепции.
Скажите, пожалуйста, у какого метода меньше всего недостатков? (Воздержание)
У каких методов больше всего преимуществ? (Воздержание, презерватив)
Таким образом, самым эффективным и удобным методом контрацепции для молодежи является воздержание! Но если молодые люди уже начали половую жизнь, то для них самый подходящий метод - презерватив.»
Вывод:существует множество способов контрацепции, из которых можно выбрать что-то подходящее для себя и своего партнера. Но самое оптимально для молодежи – это воздержание и правильное использование презерватива при каждом сексуальном контакте.
Домашнее задание Упражнение «Пожелание на неделю». 5 мин. Прощание с участниками.
Отчет о проведенном заключительном социологическом опросе среди студентов группы ОРМ – 31