Использованы материалы Е.Ф.Соботович, И.А.Смирновой
Использованы материалы Е.Ф.Соботович, И.А.Смирновой
Моторная алалия.
Вызываем желание к речевому общению, предупреждаем развитие страха перед речью. Развиваем речевое подражание. Избегаем слов «скажи, назови» - болезненная реакция, негативизм. Начинать сразу с диалога.
Этапы работы над развитием речи.
Этап.
Практически неговорящие дети.
Непосредственному формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятий, внимания, памяти, невербального мышления в процессе игр. Игры сопровождаются речью логопеда. Даются элементарные инструкции в словесной форме или в виде жестов. Ребенок использует полученную информацию в практических действиях в виду отсутствия речи. Но при этом в игровых ситуациях осуществляется непроизвольное вызывание лепетной коммуникации. Формируются и уточняются знания и представления об окружающем в соответствии с программой. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти, внимания, процессов анализа, синтеза на уровне практической деятельности. Задания на упорядочение ряда на невербальном и вербальном материале. Например, раскладывание картинок (форм, предметов, цифр) в названной последовательности (по инструкции, по памяти).
Организуются наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи путем развития пассивной речи, слухового восприятия - различения слов, отличающихся морфологических составом, слов, сходных по звучанию.
На этой основе развиваются элементарные формы устной речи, формируются звукоподражания и простые слова (название предметов и действий). Накапливается элементарный словарь лепетно произносимых слов.
Основная задача – формирование элементарного словаря, обеспечивающего минимальное общение.
Для того, чтобы сформировать представления о звуковом составе слов и реализующих их движениях необходимо:
- научить практическим способом вычленять слова и предложения из потока речи;
- привлечь внимание к слоговому, фонемному и морфологическому составу слов и к оральному образу реализующих движений в процессе игр со звукоподражаниями, восприятия специально подобранных для противопоставления слов (паронимов, омонимов, словоформ);
- при отборе лексического и грамматического материала учитывать их необходимость для элементарного общения, усвоение в импрессивной речи (все упражнения сначала на уровне импрессивной речи), а также степень сложности фонетического и слогового состава слов и возраст детей;
- учитывать, что успешность овладения звуковым и двигательным составом слов достигается также многократным повторением действий с языком на ограниченном, повторяющемся лексическом материале в разных видах деятельности.
Направления работы
- Практическое выделение из потока речи слов и предложений. На уровне пассивной речи.
- показ по инструкции и по памяти отдельных игрушек, предметов, действий в процессе игр, чтение;
- ответы на вопросы, адресованные к существительным в косвенных падежах (показ соответствующей картинки);
-выполнение действий с игрушками по словесной инструкции;
- соотнесение предложений с соответствующими картинками.
Особое значение придается выделению глагольной лексики, фиксации на звуковом составе глаголов. Подвижные игры с речевым сопровождением. Педагог говорит, дети выполняют действия в соответствии со словами текста.
- Фиксация слогового, звукового и артикуляционного состава слов.
На материале звукоподражаний, включаемых в несложные сюжетные игры. В процессе игр отрабатывается:
-слоговое восприятие и воспроизведение речи (звукоподражаний);
- выделение гласных звуков из звукоподражательных комплексов с опорой на зрительное восприятие их орального образа;
- узнавание и непроизвольное воспроизведение гласных звуков на основе восприятия их орального образа;
- восприятие и воспроизведение ритмов;
- элементарный словарь;
- элементарные произносительные навыки.
В игре весь текст произносится педагогом, дети выполняют действия и подключаются к воспроизведению звукоподражаний. Педагог постоянно фиксирует внимание детей на положении органов артикуляции, особенно при произнесении гласных звуков. Каждое звукоподражание произносится на одном выдохе, после каждого пауза. Гласные интонируются голосом и произносятся более длительно. Произношение каждого звукопроизносительного комплекса сопровождается соответствующим количеством ударов, хлопков. Затем постепенно включаем отработанные слоги в структуру специально подобранных предложений (бы-бы-бы-зеленые бобы), опора на рифму. Педагог произносит текст, дети только слоги и их отхлопывают. Упражнения проводятся перед зеркалом.
Последовательность включения гласных и согласных определяется легкостью произношения и анализа кинестетических ощущений. Примерная последовательность. Гласные (а, у, и, о) губные, переднеязычные, губно – зубные, заднеязычные, свистящие, л, шипящие, р. Слоговые упражнения проводятся с каждым звуком на протяжении нескольких занятий, затем в материал включается другой согласный. Далее включаются слоги с контрастными по произношению согласными (ба, та). Полезно включать для наблюдения за положением органов артикуляции в тексты (белые бараны били в барабаны).
Этап работы
Работа по развитию словаря и формированию грамматического строя речи.
Конечная цель - научить детей объединять слова в словосочетания и простые предложения.
На основе практического выделения морфем.
Направления работы.
Третий этап.
Дети овладевают словарем обиходных слов, простым двусоставным предложением и его грамматическим оформлением.
Цель – закрепить усвоенные на первых этапах знания и отработанный лексический, грамматический материал, усложняя формы деятельности с ребенком. Формируется осознанное выделение языковых элементов. Дети фактически овладевают грамотой и выделенные слоги, звуки соотносятся с графическими обозначениями в процессе чтения.
Этап
Закрепление представлений о фонематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамматических стереотипах в процессе чтения.
Весь лексический и грамматический материал, отработанный на занятиях развития речи и произношения , повторяется в процессе чтения.
Чтение слогов, слов и предложений сопровождается анализом фонетического, лексического и грамматического материала с опорой на графическое изображение.
Виды упражнений:
1. Чтение слогов и слов различной фонетической сложности и нахождение соответствующей картинки. Подбираются слова определенных смысловых категорий (фрукты, овощи, мебель и т.д), либо ассоциативные группы слов (зима, снег, коньки и т.п), либо слова одной грамматической категории (глаголы).
2. Чтение по карточкам определенных слогов, входящих в состав слов и выкладывание из этих слогов слов по соответствующим картинкам.
3. Чтение слов и их дифференциация по слоговому составу (прочесть и назвать слова, которые состоят из 1, 2, 3 слогов).
4. Чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком.
5. Чтение ряда слов и отбор слов с определенными значениями (например, прочитать и найти слова, обозначающие что растет, плавает и т.п).
6. Чтение ряда слов и выкладывание соответствующего ряда картинок по памяти.
7. Чтение слов с пропущенными буквами и слогами и дополнение их сначала с опорой на соответствующие картинки, затем без.
8. Чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но с разлчным грамматическим оформлением слов, соотнесение прочитанного с соответствующими картинками. Для этого используются все знакомые лексемы и словоформы с коррелирующими морфемами, отработанные на ранних этапах. Например, предлагается прочитать группы предложений и найти соответствующие картинки.
9. Прочтение предложение и дополнение соответствующим слогом или буквой определенных слов (устно, затем из разрезной азбуки) с опорой на картинку.
10. Чтение несложного текста и показ соответствующих предметов на картинке.
11. Чтение текста и ответы на вопросы, выделение в первом, втором и третьем предложении, пересказ текста.
12. Чтение текста, данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка предложений.
Коррекция сенсорной алалии.
Развитие неречевого слуха.
Начинать с обучения выделению и опознанию неречевых звучаний. Используем звучащие игрушки, музыкальные инструменты.
А) Узнавание. Воспроизводим звучание. Где? Сопровождаем поворотом головы, жестами и мимикой. Развиваем ассоциацию между игрушкой и звучанием. Ребенок должен показывать источник звука и подражать за взрослым (за экраном взрослый произносит звукоподражание).
Б) Дифференциация на слух двух предметов. 2 звучания за экраном. Какая игрушка звучала? Показ источника звука и подражание.
В) Воспроизведение простых песенных мотивов, песни.
Г) Ритмико – интонационное повторение считалок, стихов
Использованы материалы Е.Ф.Соботович, И.А.Смирновой
Моторная алалия.
Вызываем желание к речевому общению, предупреждаем развитие страха перед речью. Развиваем речевое подражание. Избегаем слов «скажи, назови» - болезненная реакция, негативизм. Начинать сразу с диалога.