Социальное проектирование школьников

Социальное проектирование школьников - student2.ru По определению доктора пед. наук А.С. Прутченкова, проектирование — это процесс описания ограниченных во времени целенаправленных изменений системы (или ее отдельных элементов) с установленными требованиями к

качеству результатов, возможными расходами и спецификой организации деятельности.

Таким образом, социальное проектирование — есть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи. Это организация деятельности, имеющей значимый социальный эффект, направленной на приобретение качественно нового личного опыта подростка, задуманной и осуществленной подростками самостоятельно, подразумевающей конструктивное взаимодействие с окружающим социумом, формирующей социальные навыки подростка.

Социальный проект- это программа реальных действий, в основе которых лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном учреждении, социуме, регионе. Это один из способов участия в общественной жизни путем решения насущных социальных задач.

Как правило, под социальным проектированием понимают деятельность:

- социально значимую, имеющую социальный эффект;

- результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для детей практическое значение и принципиально, качественно новое в их личном опыте;

- задуманную, продуманную и осуществленную подростком;

- в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

- через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальный проект — это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т. д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Объектомдеятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

- социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

- социальные отношения (отношение к старикам, молодежи, детям, инвалидам, др.);

- социальные институты (органы власти и управления, лагерь, школа, больница, магазин, почта, па­рикмахерская и др.);

- социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).

Субъектамистановятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Цель социального проектирования:

- привлечение внимания детей к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;

- включение подростков в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем их собственными силами.

Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры подростков за счет получения дополнительной информации;

- формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе;

- закрепление навыков командной работы;

- совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

Социальное проектирование представляет собой сочетание социальной пробы, социальной практики, и социального проектирования.

Структура социального проектирования включает в себя 3звена:

1. Социальная проба (вид взаимодействия, в ходе которого подросток получает и усваивает информацию о социальных объектах и явлениях). Социальная проба подразумевает следующие этапы: выбор темы, определение цели работы, разработка плана сбора информации, формирование групп, практические действия, анализ полученной информации, групповое обсуждение.

2. Социальная практика (процесс освоения социальных навыков и познания сущностной стороны социальной действительности). Социальная практика включает в себя следующие элементы: выбор объекта, определение цели, выбор социального учреждения, формирование групп, практическая часть (действия), оформление результатов (в виде дневника проекта), презентация, групповое обсуждение. Целью данной формы работы является отработка в практической деятельности навыков, прежде всего это касается навыков социального взаимодействия. Практическая часть социальной практики предполагает участие подростка в реальной деятельности взрослого.

Главным содержанием его деятельности является наблюдение за взрослым, совершающим профессиональные действия, каких-то качественно новых, самостоятельных действий подросток не совершает.

3. Социальный проект (создание нового общественно значимого продукта). Социальный проект состоит из таких ступеней, как выявление трудностей, тема проекта, гипотеза, план действий, формирование групп, определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества», практическая деятельность, оформление результатов, презентация, групповое обсуждение.

«Точка самостоятельности»— вопросы, аспекты, этапы работы, которые подросток считает возможным разрешить, выполнить самостоятельно, без содействия сверстников или взрослых.

«Точка сотрудничества»— круг задач, для разрешения которых целесообразно привлекать других людей. Не обязательно, что подросток не сможет сам справиться с этими шагами, возможно, он способен все сделать один, но считает, что более эффективным, успешным, целесообразным будет использование чьей-либо помощи.

Проектная деятельность предусматривает прямую связь идеи проекта с реальной жизнью. Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для самого подростка, но и для его ближайшего социального окружения, это то, что реально отсутствует в обществе, то, что является новым для его социального окружения.

Начало проектной деятельности связано с обнаружением трудности,некомфортности в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь. Под трудностью мы понимаем прямое неудобство, неудовлетворенность, что-то, что не устраивает лично подростка в его социальной жизни. При этом трудность четко формулируется, описывается, рассказывается простым, бытовым языком. Осознание трудности может быть связано с предшествующей социальному проекту деятельностью подростка на этапах социальной пробы или практики, а может осознаваться и под влиянием множества других факторов.

Обнаружение корней трудности позволяет сформулировать социальную проблему,разрешение которой может стать предметом социального проекта.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной). Реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

Этапы социального проекта.

1. Подготовительный этап распадается на несколько направлений деятельности - содержательную часть, организационную и ресурсную.

В содержательную часть могут входить следующие элементы: анализ проблемы, выяснение общественного мнения, определение целей и задач, ожидаемые результаты, гипотезы, идеологические основания и принципы, освещение имеющегося опыта.

При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:

- посильность задачи для команды детей;

- ее соответствие возрасту и возможностям ребят;

- сумма затрат на реализацию проекта;

- ожидаемые результаты.

В ходе активного выбора проблемы дети дискутируют, оценивают предложения:

Почему данная проблема приобрела особую актуальность?

Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?

Что можно узнать об этой проблеме из СМИ?

Можно ли ее решить посредством своих сил?

Успешность работы на этом этапе во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность детей в оптимальном для решения данной задачи направлении.

Необходимо, чтобы дети взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой реально на конкретной территории, в конкретном объединении, большинством голосов детьми выбирается наиболее понравившаяся проблема для дальнейшей работы над проектом.

В организационную часть могут входить следующие элементы: формирование команды, определение сроков, представление о последовательности действий, формулировка критериев оценки результативности проекта, распределение ролей, составление детальных графиков.

В ресурсную часть могут входить следующие элементы: материальные ресурсы (требуемые и имеющиеся: техника, канцелярские принадлежности, учебные пособия; при этом анализируются способности материальной базы удовлетворить все потребности, поиск дополнительных ресурсов; финансовые ресурсы; людские ресурсы (определение круга лиц, задействованных в проекте, и их творческого потенциала, рассмотрение возможности привлечения специалистов для реализации проекта).

Формы выбора темы могут быть разными:

- проведение социологического опроса,

- «мозговой штурм»,

- конкурс различных планов возможной деятельности,

- анализ социальной ситуации для выявления проблемы,

- изучение документов.

2. Основной этап проектной деятельности — действия по реализации намеченных планов. Необходимо при этом использовать групповую работу, четко распределить поручения между группами. Необходимо помнить правила организаторской работы.

3. Заключительный этап - итоговая и рефлексивная часть проектной деятельности. Итоговая часть должна акцентировать внимание на характеристике результатов работы. Эта характеристика может быть количественной (сколько сделано) и качественной (как сделано). Для этого вновь могут использоваться социологические опросы, интервью, наблюдения. В этой части происходит соотношение ожидаемых результатов (целей и задач) с реальными.

Для проведения рефлексии могут использоваться следующие вопросы:

- что произошло?

- что я (мы) хотел?

- что я чувствовал?

- что я делал (какие конкретные действия совершал) ?

- что при этом делали другие участники проекта?

- что чувствовали?

- что в ходе реализации проекта было наиболее важным, существенным?

- какие проблемы и противоречия возникли?

Оценка результативности проекта

При разработке проекта очень важно отразить систему критериев и показателей его эффективности. Показатели — инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Показатель — это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике показатели приобретают специфические черты.

Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально полезного деяния. Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15% населения» или «население стало на 15% милосерднее».

Поэтому мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта:

Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий, др.).

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел — научился, не знал — узнал, не имел — приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций и др.), характер реализованных инициатив, др.).

Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социаль­ных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не даст заметного эффекта.

Критерии эффективности призваны:

— выражать действенность всех видов, форм и методов реализации проекта;

— отражать качество управленческой и содержательной деятельности.

Предполагаемые результаты

Результаты проекта — это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь. При описании результатов следует руководствоваться следующими требованиями: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».

Жизнеспособность проекта (перспективы)

Это возможный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности. При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.

Социальное проектирование школьников - student2.ru

Вопросы и задания

1. Что может выступать объектом социального проекта?

2. Каково соотношение понятий «социальная проба», «социальная практика», « социальный проект»?

3. Расскажите об опыте участия своей детской организации в социальном проектировании. Какие социальные проекты удалось реализовать?


Наши рекомендации