Общего сбора детского объединения
Сбор— это главный орган самоуправления детского общественного объединения. Решению сбора подчиняются все члены детских объединений.
Часто ребята путают Сбор с другими делами. Например, пришёл ветеран, рассказал о своих ратных делах — вроде бы и сбор прошёл. Или собрались поздравить своих мам с Днём 8-го марта — и это дело считают сбором.
А на самом деле сбор — это разговор о самом главном в жизни организации (отряда, дружины), где каждый может высказать своё мнение, решения принимают все вместе.
Что обсуждать и решать на Сборе? Принимать новых ребят в организацию. Избирать ребят в совет отряда, совет дружины, в совет дел. Оценивать работу звеньев, Совета отряда, Совета дел. Планировать работу организации (дружины, отряда). Обсуждать, интересно ли ребятам в организации (дружине, отряде)? Какая помощь необходима? Обо всём этом и о многом другом, что волнует ребят в детском объединении, можно поговорить на Сборе.
Кто готовит и проводит сбор? Те, кому ребята доверяют руководить деятельностью дружины (отряда) между Сборами: совет дружины (отряда). Сбор может собираться и по просьбе одного из звеньев или просто группы членов детского объединения. Сбор можно проводить раз в месяц, чаще или реже. А если потребуется, можно собраться срочно.
Начинается сбор с линейки или специального ритуала, придуманного в вашей организации (дружине, отряде), например, — «орлятский круг». Это необходимо для того, чтобы проверить, все ли на месте, готов ли отряд к работе? Затем — слово организаторам Сбора о том, зачем собрались, что будем делать, обсуждать, что нужно знать, чтобы принять правильное решение?
Обсуждение проходит в несколько этапов. Сначала по микрогруппам. В микроколлективе может высказаться каждый, а потом руководители групп (по кругу) вносят предложение в план или мнение по тематике микрогруппы. Если же кто-то из ребят захочет выступить сам — пожалуйста!
Решения Сбора должны бытьконкретные и понятные каждому и, конечно, со сроками исполнения, местом и ответственными.
Подведение итогов Сбора необходимо для того, чтобы знать мнение ребят о том, что на Сборе было хорошо, а что — не очень? Какие выводы надо сделать на будущее?
Несколько советов организаторам Сборов.
Совет первый. Знакомьте ребят с темой Сбора заранее и, если они против, может быть, стоит изменить тему?
Совет второй. Не затягивайте линейку. Быстрота, чёткость и красота — вот основные правила линейки.
Совет третий. Чтобы ребятам не было скучно на сборе, никаких докладов по бумажке. Важными помощниками на Сборе должны стать плакаты, видео-, фото-, слайд-материалы, частушки и сатирические сценки, пионерский телетайп и игры с залом.
Совет четвёртый. Чтобы удобно было работать на Сборе, а в особенности вести обсуждение, рассадите участников по звеньям (микрогруппам) или по кругу.
Совет пятый. Перед началом обсуждения познакомьте участников с правилами ведения Сбора. Они могут, например, быть такими:
ü закон «ноль-ноль» — начать точно в срок;
ü закон «такта» — один говорит, все слушают;
ü закон «поднятой руки» — нужна тишина;
ü закон «песни» — нужна пауза;
ü закон «скрещенных рук» — прекращаем обсуждение;
ü закон «взрослый — четвёртый» — взрослый может взять слово после трёх ребят.
Совет шестой. Все предложения, мнения и решения записывать на доске или листе ватмана. Делает это группа ребят — информгруппа.
На Сборе старший вожатый должен действовать, как заинтересованный, увлечённый общим поиском участник коллективного планирования; он помогает детям сравнивать различные варианты, учит отбирать наиболее подходящие решения (если у них нет своих интересных предложений, посоветуйте несколько вариантов на выбор — отбирая из нескольких одно, ребята почувствуют себя авторами этого предложения); кратко обобщает результаты обсуждения, формирует решения.
Вожатый должен как можно убедительнее доказать ребятам, что при обсуждении нужно постараться отодвинуть своё «авторское самолюбие» на второй план, поставить общие интересы выше всего и выбрать действительно самое удачное решение, независимо от того, кто его предложил.
Не надо навязывать ребятам своих предложений, пусть они прозвучат как ещё один вклад в «общую копилку», который обсуждается вместе со всеми остальными.
Составляя план работы, старший вожатый намечает систему своих собственных действий, направленных, в частности, на то, чтобы обеспечить активное участие каждого воспитанника в коллективном планировании общих дел.
Во время текущей работы очень важно научить детей (прежде всего, личным примером) подходить к этой работе как к выполнению общего решения, как к заботе о своём коллективе, о его чести. С этих позиций должен вестись контроль за выполнением плана.
Вопросы и задания:
1. Чем Сбор отличается от других дел детского общественного объединения?
2. Разработайте порядок проведения отчетно-выборного Сбора.
3. Какие специальные ритуалы есть при проведении Сбора?
Технологии работы