Анализ работы старшего вожатого
Анализ тесно связан с целеполаганием, прогнозированием, планированием работы детского общественного объединения. Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи деятельности коллектива детского объединения на очередной период. Чем конкретнее цели, тем вернее, оптимальнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы.
В результате анализа старший вожатый определяет:
̶ результаты деятельности детского объединения;
̶ целесообразность проводимой работы;
̶ факторы, которые обусловили достигнутые результаты;
̶ эффективность используемых средств, степень их влияния на полученные результаты;
̶ достижения и недостатки в организации работы, их причины;
̶ неиспользованные возможности и резервы для дальнейшего совершенствования работы;
̶ пути развития объединения и устранения причин обнаруженных недостатков.
Анализ может обеспечить:
а) научность планирования;
б) действенность регулирования воспитательного процесса, деятельности общественного объединения;
в) действенность контроля.
Опираясь на принципы педагогического анализа, разработанные
Ю.А. Конаржевским, охарактеризуем основные требования к организации анализа работы старшего вожатого.
1) Анализ воспитательной работы должен учитывать как количественные, так и качественные характеристики; выявлять причинно-следственные связи, являющиеся основой для определения наиболее существенных сторон воспитательного процесса.
2) Необходимо рассматривать всю совокупность явлений в их взаимосвязи и взаимодействии. Любой воспитательный процесс, любое педагогическое явление, в каких бы условиях они ни протекали, обязательно существуют во взаимодействии с другими.
3) Рассматривать предмет анализа следует в процессе возникновения, становления, изменения и развития, определять связь между прошлым, настоящим и будущим предмета анализа.
4) Анализ предусматривает исследование процесса воспитания как динамичной, целостной системы, взаимодействующей со средой, характеризующейся наличием совокупности внутренних и внешних связей объединения.
5) Необходимо обеспечить целенаправленность анализа, что предусматривает четкую формулировку и глубокое осмысление общей и частных целей педагогического анализа. Второй стороной данного требования выступает планирование, ибо план – это модель действий субъекта анализа по достижению намеченной цели (целей). Отсюда вытекает обязательность планирования аналитической деятельности.
6) Анализом должны заниматься все члены общественного объединения. Это предусматривает широкое внедрение самоанализа в деятельность каждого вожатого. Важно увидеть связь между методами, которые он применяет, и достигнутыми результатами, выяснить причины успеха или неудач в работе. Необходимым является привлечение к анализу деятельности объединения детей и родителей. Участие в анализе всех членов коллектива позволяет увидеть различные стороны воспитательного процесса, обеспечить активную и ответственную позицию каждого за организацию и результат работы.
7) Организация и проведение анализа предусматривают решение воспитательных задач. Участие в аналитической работе формирует у ребенка активность, ответственность за принимаемые решения и планируемые дела, развивает аналитические умения, потребность в самоанализе.
Рекомендации по выводам анализа следует контролировать, в воспитательных целях соблюдать гласность, знакомить членов объединения не только с результатами анализа, но и процедурой их получения.
Соблюдение вышеизложенных требований позволяет обеспечить системный анализ деятельности детского общественного объединения.
Для осуществления анализа необходимо иметь следующую информацию:
1) четко сформулированные воспитательные и организационно-педагогические задачи;
2) материалы, отражающие результаты деятельности объединения;
3) перечень педагогических средств, которые использовались для решения поставленных задач;
4) сведения об эффективности влияния используемых педагогических средств.