Воспитательный потенциал детского общественного объединения
Стремление к объединению – естественная потребность детского возраста. Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.п., дети тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в игровой, учебной, трудовой, досуговой, общественно полезной деятельности.
Условия возникновения и существования детского движения лежат в социальной и психологической природе самого ребенка.
Социальные условия:
- социальные чувства и социальный опыт ребенка;
- потребность детей подросткового возраста в объединении со сверстниками;
- потребность в утверждении себя как гражданина;
- потребность в изменении окружающей среды;
- потребность в общении.
Психологические условия:
̶ стремление к идентификации себя, своих ценностей и интересов с другими детьми;
̶ потребность в самовыражении;
̶ потребность в одобрении;
̶ стремление к взрослости.
Педагогический смысл детского движения заключается в том, что оно занимает посредническую позицию между детством и обществом, создает условия для гармонизации опыта коллективных отношений, выступает как организованная форма воспитательного влияния сверстников друг на друга в процессе социально – значимой деятельности.
Воспитательный потенциал детской организации есть определенная целостность социально-психологических факторов, обусловливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития.
В основе деятельности детских общественных организаций лежат педагогические принципы:
̶ принцип демократизации управления, создания условий для проявления инициативы, активности, творчества детей и взрослых, для совместного принятия жизненно важных решений;
̶ принцип гуманизации, требующий усиления личностного подхода, безусловного принятия ребёнка, создания оптимальных условий для раскрытия его способностей;
̶ принцип природосообразности, то есть адаптации содержания и характера воспитывающей деятельности к возрастным и индивидуальным особенностям, интересам, возможностям детей;
̶ принцип сотрудничества детей и взрослых, всех участников процесса социализации как источник взаимообогащения и развития;
̶ принцип ориентации на достижения, успех ребёнка, обеспечивающий позитивную основу для его развития и самооценки;
̶ принцип приоритета косвенного, скрытого воспитательного воздействия над прямым, открытым.
Разработаны принципы устройства и функционирования детских общественных организаций:
̶ самореализация как смысл включенности личности в организацию;
̶ самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков;
̶ самодеятельность как способ существования организации;
̶ самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование организации;
̶ социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности;
̶ участвующая и поддерживающая функция взрослых (ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности);
̶ возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становления личности в детской организации.
С позиции педагогики сущность детской организации представляет совокупность специально созданных средовых условий, обеспечивающих устойчивые социально-педагогические культурообразующие взаимоотношения детей и взрослых как равноправных партнеров с различным социальным статусом, направленных на оптимизацию их социального взаиморазвития и совершенствование окружающего жизненного пространства. Таким образом, педагогическая сущность детской организации может быть определена не просто как некий социальный потенциал, а именно как воспитательный потенциал, ведь воспитание, по определению Л.С. Выготского, есть специально созданные условия, содействующие полноценному социальному развитию детей.
Существование детского общественного формирования, его жизнеспособность, равно как и жизнеспособность любых общественных организмов, структур, в своем развитии проходят несколько этапов-периодов:
̶ этап зарождения, или ценностно-коммуникативный период, характеризующийся стихийностью взаимоотношений детей, возникновением стремления найти поддержку друга, укрыться в социальной нише, краткосрочностью, неустойчивостью социальных взаимосвязей;
̶ ценностно-интеграционный этап, характеризующийся определенной упорядоченностью взаимоотношений детей, возникновением простейших организационных структур, специфических признаков общности, стремлением к самобытности;
̶ этап актуализации, период самоопределения и социального самоутверждения, появления четких ориентиров, направленности, стремления к независимости, тяготение к системным организационным структурам;
̶ этап суверенизации, представляющий по существу процесс социализации на уровне саморазвития, самовоспитания, самоуправления.
В зависимости от уровня развития детского общественного движения можно выделить этапы взаимоотношений детей и взрослых:
̶ подготовительно-установочный (вводный);
̶ предметно-деятельностный (этап актуализации, непосредственного включения детей и жизнь общества);
̶ социально-педагогический, широкого общественного признания детского движения (этап суверенизации);
̶ оценочно-коррекционный.
Первый и второй этапы сопровождаются включением взрослых в общественную жизнь детей и осуществляются по следующим стадиям, определяющим позицию взрослого в отношении ребенка, детей, его функции:
̶ опека (минимальная степень самостоятельности детей при максимальной помощи взрослых);
̶ наставничество (дети делегируют функции взрослых);
̶ партнерство (прибегают к помощи взрослых);
̶ сотрудничество (и дети, и взрослые помогают друг другу, делегирование функций взрослых и детей на равных);
̶ содружество (деловые взаимоотношения принимают характер личных, взаимоотношения принимают высокий уровень эмоционально окрашенного сотрудничества).
Переход от стадии к стадии зависит от способности взрослых создать каждому ребенку и детской организации в целом (ее структурному формированию) ситуацию успеха. На высшем этапе развития детского общественного формирования отмирает необходимость прямого социально-педагогического управления. Собственно педагогическое руководство на этом уровне вообще может вредить. Однако своевременная и адекватная коррекция и обязательная общественная поддержка необходимы.
Вопросы и задания:
1. В чем заключается педагогический смысл и сущность детского движения?
2. Какие педагогические принципы являются основными при организации следующей деятельности:
− выявление и подготовка лидеров детского объединения;
− организация деятельности органов самоуправления детского объединения?
3. Перечислите четыре «само», являющиеся принципиальными в устройстве и функционировании детского общественного объединения.
4. Определите взаимосвязь между этапами развития детского общественного объединения и этапами развития взаимоотношений детей и взрослых в объединении.