Воспитательный потенциал детского общественного объединения

Стремление к объединению – естественная потребность детского возраста. Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.п., дети тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в игровой, учебной, трудовой, досуговой, общественно полезной деятельности.

Условия возникновения и существования детского движения лежат в социальной и психологической природе самого ребенка.

Социальные условия:

- социальные чувства и социальный опыт ребенка;

- потребность детей подросткового возраста в объединении со сверстниками;

- потребность в утверждении себя как гражданина;

- потребность в изменении окружающей среды;

- потребность в общении.

Психологические условия:

̶ стремление к идентификации себя, своих ценностей и интересов с другими детьми;

̶ потребность в самовыражении;

̶ потребность в одобрении;

̶ стремление к взрослости.

Педагогический смысл детского движения заключается в том, что оно занимает посредническую позицию между детством и обществом, создает условия для гармонизации опыта коллективных отношений, выступает как организованная форма воспитательного влияния сверстников друг на друга в процессе социально – значимой деятельности.

Воспитательный потенциал детской организации есть определенная целостность социально-психологических факторов, обусловливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития.

В основе деятельности детских общественных организаций лежат педагогические принципы:

̶ принцип демократизации управления, создания условий для проявления инициативы, активности, творчества детей и взрослых, для совместного принятия жизненно важных решений;

̶ принцип гуманизации, требующий усиления личностного подхода, безусловного принятия ребёнка, создания оптимальных условий для раскрытия его способностей;

̶ принцип природосообразности, то есть адаптации содержания и характера воспитывающей деятельности к возрастным и индивидуальным особенностям, интересам, возможностям детей;

̶ принцип сотрудничества детей и взрослых, всех участников процесса социализации как источник взаимообогащения и развития;

̶ принцип ориентации на достижения, успех ребёнка, обеспечивающий позитивную основу для его развития и самооценки;

̶ принцип приоритета косвенного, скрытого воспитательного воздей­ствия над прямым, открытым.

Разработаны принципы устройства и функционирования детских общественных организаций:

̶ самореализация как смысл включенности личности в организацию;

̶ самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков;

̶ самодеятельность как способ существования организации;

̶ самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование организации;

̶ социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности;

̶ участвующая и поддерживающая функция взрослых (ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности);

̶ возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становления личности в детской организации.

С позиции педагогики сущность детской организации представляет совокупность специально созданных средовых условий, обеспечивающих устойчивые социально-педагогические культурообразующие взаимоотношения детей и взрослых как равноправных партнеров с различным социальным статусом, направленных на оптимизацию их социального взаиморазвития и совершенствование окружающего жизненного пространства. Таким образом, педагогическая сущность детской организации может быть определена не просто как некий социальный потенциал, а именно как воспитательный потенциал, ведь воспитание, по определению Л.С. Выготского, есть специально созданные условия, содействующие полноценному социальному развитию детей.

Существование детского общественного формирования, его жизнеспособность, равно как и жизнеспособность любых общественных организмов, структур, в своем развитии проходят несколько этапов-периодов:

̶ этап зарождения, или ценностно-коммуникативный период, характеризующийся стихийностью взаимоотношений детей, возникновением стремления найти поддержку друга, укрыться в социальной нише, краткосрочностью, неустойчивостью социальных взаимосвязей;

̶ ценностно-интеграционный этап, характеризующийся определенной упорядоченностью взаимоотношений детей, возникновением простейших организационных структур, специфических признаков общности, стремлением к самобытности;

̶ этап актуализации, период самоопределения и социального самоутверждения, появления четких ориентиров, направленности, стремления к независимости, тяготение к системным организацион­ным структурам;

̶ этап суверенизации, представляющий по существу процесс социализации на уровне саморазвития, самовоспитания, самоуправления.

В зависимости от уровня развития детского общественного движения можно выделить этапы взаимоотношений детей и взрослых:

̶ подготовительно-установочный (вводный);

̶ предметно-деятельностный (этап актуализации, непосредственного включения детей и жизнь общества);

̶ социально-педагогический, широкого общественного призна­ния детского движения (этап суверенизации);

̶ оценочно-коррекционный.

Первый и второй этапы сопровождаются включением взрослых в общественную жизнь детей и осуществляются по следующим стадиям, определяющим позицию взрослого в отношении ребенка, детей, его функции:

̶ опека (минимальная степень самостоятельности детей при максимальной помощи взрослых);

̶ наставничество (дети делегируют функции взрослых);

̶ партнерство (прибегают к помощи взрослых);

̶ сотрудничество (и дети, и взрослые помогают друг другу, делегирование функций взрослых и детей на равных);

̶ содружество (деловые взаимоотношения принимают характер личных, взаимоотношения принимают высокий уровень эмоционально окрашенного сотрудничества).

Переход от стадии к стадии зависит от способности взрослых создать каждому ребенку и детской организации в целом (ее структурному формированию) ситуацию успеха. На высшем этапе развития детского общественного формирования отмирает необходимость прямого социально-педагогического управления. Собственно педагогическое руководство на этом уровне вообще может вредить. Однако своевременная и адекватная коррекция и обязательная общественная поддержка необходимы.

Воспитательный потенциал детского общественного объединения - student2.ru Вопросы и задания:

1. В чем заключается педагогический смысл и сущность детского движения?

2. Какие педагогические принципы являются основными при организации следующей деятельности:

− выявление и подготовка лидеров детского объединения;

− организация деятельности органов самоуправления детского объединения?

3. Перечислите четыре «само», являющиеся принципиальными в устройстве и функционировании детского общественного объединения.

4. Определите взаимосвязь между этапами развития детского общественного объединения и этапами развития взаимоотношений детей и взрослых в объединении.

Наши рекомендации