Методическое пособие для старших вожатых
Методическое пособие для старших вожатых
По основам организации детского движения
Авторы-составители:
Боева Л.А. зав. кабинетом теории и практики
детского движения ИРО
Ельчанинова О.Н. методист кабинетом теории и
практики детского движения ИРО
Пособие посвящено организации и развитию детского общественного движения Липецкой области. В нем представлены как теоретические основы детского движения, так и конкретные методические рекомендации. Пособие может быть использовано для подготовки и переподготовки кадров детских общественных объединений.
Книга предназначена организаторам детского движения, старшим вожатым, методистам, педагогам, заинтересованным в развитии детского общественного движения.
Содержание
Введение | |
I. Детское движение как предмет научного познания | |
1.1. Социокинетика детства – отрасль научных знаний о детском движении | |
1.2. Детское движение: терминология и сущность | |
1.3. Воспитательный потенциал детского объединения | |
1.4. Социализация личности ребенка в детском общественном объединении | |
1.5. Типология детских общественных объединений | |
1.6. Вариативно - программный подход к деятельности детских общественных объединений | |
1.7.История детского движения России | |
II. Методика и практика работы в детском общественном объединении | |
2.1. Нормативно-правовые основы современного детского движения | |
2.2. Технологии целеполагания | |
2.3. Формы работы детских общественных объединений | |
2.4. Анализ работы старшего вожатого | |
2.5. Законы и традиции детских общественных объединений | |
2.6. Делопроизводство и планирование деятельности в детском объединении | |
2.7. Организация и проведение сбора | |
2.8. Технологии работы с лидерами детских общественных объединений | |
2.9. Социальное проектирование школьников | |
III. Деятельность детских объединений в системе образования | |
3.1. Взаимодействие образовательных учреждений и детских объединений | |
3.2. Основные требования к профессии и организации труда старшего вожатого | |
IV. Приложения | |
1. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Из письма Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16) | |
2. Положение о ступенях ростапионера Липецкой областной пионерской организации | |
3. Должностные инструкции старшего вожатого (из опыта работы МОУ СОШ № 128 г. Москвы) | |
4. Список литературы |
I. Детское движение
Как предмет научного познания
Социокинетика детства – отрасль научных знаний
О детском движении
До недавнего времени детское движение исследовалось разными науками. Ученые, обратившиеся в том или ином аспекте к проблемам, связанным с детским движением, осуществляли свои изыскания строго в рамках предметных областей педагогики, психологии, философии, истории. Обобщая суждения ученых, можно представить приоритетные направления в исследовании детского движения следующим образом:
̶ исторические науки: детские и подростковые самодеятельные движения как звено общественного движения;
̶ политология: связь идеологии и политики в детском и подростковом самодеятельном движении;
̶ социология: детские и подростковые самодеятельные движения как способ жизнедеятельности ребенка;
̶ психология: развитие личности ребенка в детских общественных объединениях;
̶ педагогика: взаимодействие социальных институтов воспитания и детских и подростковых самодеятельных организаций; взаимодействие взрослого и ребенка в условиях детских и подростковых самодеятельных движений.
Изучением проблем детского движения и его истории более всего занималась педагогическая наука (Н.К. Крупская, Ф.Ф.Королев, В.С. Хонгин, В.Г. Яковлев др.).
Педагогические труды Н.К. Крупской - важный теоретический источник для изучения проблем детского движения. В ее работах раскрываются цели и задачи детского движения, принципы, на которых оно строит свою деятельность. В них - анализ опыта скаутизма, который Н.К. Крупская рекомендовала для использования, особенно методов, привлекательных для детей и подростков. Она сумела глубоко раскрыть заложенные в пионерском движении объективные возможности эффективного сочетания его социальной природы и воспитательного потенциала.
Дальнейшее развитие теории детского движения шло в нескольких направлениях:
̶ проблемы совершенствования деятельности пионерской организации (В.В. Лебединский, К.Д. Гадина, Б.Е. Ширвинд, А.П. Шпон);
̶ социально-педагогические аспекты пионерской работы и вопросы подготовки руководителей пионерских коллективов (А.А. Деркач);
̶ исследования различных форм пионерской работы (В.С. Безрукова, Т.Н. Мальковская, С.А. Шмаков, З.А. Ходорковская).
Сегодня изменился объект исследования: вместо единственной массовой политической организации возникло детское и подростковое самодеятельное движение, что вызвало к жизни новые научные направления:
− проблемы социализации личности в детской организации (Л.В. Волохов);
− программирование деятельности детского общественного объединения (Ю.Н. Таран).
В начале 90-х годов возникла Ассоциация исследователей детского движения, которая объединила в своих рядах представителей различных наук: педагогики, психологии, социологии, философии, истории, политологии, культурологии, медицины, правоведения.
Было предложено объединить все знания в новой научной отрасли – науке о детском движении. Предложенное название – социокинетика детства (социальное, общественное детское движение).
Социокинетика детства: особая научная область, система (совокупность) научных знаний о детском общественном (социальном) движении.
Социокинетика детства включает:
1. Общую теорию детского движения.
2. Педагогику и психологию детского движения.
3. Методику деятельности детских общественных объединений,
организаций.
4. Историю и историографию детского движения.
Термин оригинален, отражает особенности детского движения как явления действительности. Автор термина, а так же концептуального образа науки о детском движении – доктор педагогических наук Титова Елена Владимировна (г.Санкт - Петербург).
Задача новой науки: составить научную основу осмысления процессов общественной жизни детей.
Предмет изучения: детское общественное движение. Современное детское движение существует сегодня на двух принципах: как стихийное детское движение и как детское движение, организованное взрослыми.
Предметная область включает три аспекта:
̶ феномен детского общественного объединения;
̶ деятельность общественных объединений, их функционирование, социальное взаимодействие;
̶ формирование личности в деятельности общественного объединения и организации.
Объектом науки выступает та часть детского движения, в которой дети сотрудничают со взрослыми, т.е. детское движение в системе государства и общества. Детское движение изучается:
̶ как особое социальное явление, реально связывающее мир детства и мир взрослых;
̶ как специфическая форма участия детей в общественной жизни, объективно заключающая в себе механизм реализации гражданских прав и свобод ребенка;
̶ как своеобразный социально-воспитательный институт, направляющий процесс социализации личности.
Зачем изучать детское движение? Для того чтобы прогнозировать, какая из ветвей детского движения наиболее продуктивна и перспективна; чтобы определить факторы, влияющие на выбор ребенка - участвовать или нет в общественном объединении.
Вопросы и задания:
1. Детское общественное движение изучалось в рамках предметных областей различных наук - психологии, философии, истории и др. Что изучает в детском общественном самодеятельном движении педагогика?
2. Определите объект изучения социокинетики детства.
Общественном объединении
Технологии целеполагания
Виды форм
беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, прогулки, обучающие занятия, литературно-художественные композиции | деловые, сюжетно-ролевые игры, игра на местности, спортивная, познавательная игра | трудовые десанты, акции, операции, рейды, ярмарки, фестивали, концерты, спектакли, агитбригады |
По мере становления детского коллектива происходит переход форм из одного типа в другой (мероприятие ® игра ® дело) и, с точки зрения воспитательных возможностей, это является показателем роста детского коллектива и его воспитательного потенциала (для взрослого руководителя детской организации признаком его профессионального роста).
Существуют виды форм работы детских общественных объединений, которые относят к активным публичным мероприятиям. Это митинги, пикеты, шествия, собрания. Их проведение требует знаний законодательства РФ. По способу организации они могут быть проведены как в форме мероприятия, так и в форме игры, имитирующей реальные социальные отношения, или реального дела. Выбор формы будет зависеть от целевой установки.
Виды имеют модификации - вариации форм. Они различаются
̶ по времени подготовки: экспромт и формы, предполагающие предварительную подготовку;
̶ по способу организации: бывают коллективными, групповыми и индивидуальными;
̶ по характеру включения в деятельность: обязательные и добровольные;
̶ по взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми: открытые и закрытые;
̶ по результату: результатами могут быть информационный обмен, выработка общего решения или общественно-значимый продукт.
Во всех типах форм выделяются две группы:
1. Формы, имеющие постоянный набор конструктивных инструментов, задающих методический рисунок и название формы.
2. Формы, не имеющие постоянного или определенного набора конструктивных элементов – это формы свободного творчества и формы с организационно – содержательной идеей.
Отсюда два подхода к конструированию и разработке форм:
1. Конструирование идет от формы.
Выбирается известный вид (конкурс, путешествие, экспедиция) и наполняется содержанием, способами организации деятельности, последовательностью действий согласно методическому рисунку. (Методический рисунок форм работы довольно ярко проступает в самом их видовом названии – конкурс, турнир, ярмарка).
2. Конструирование идет от содержательной идеи и соответственно ей приобретает определенную форму.
Два принципа конструирования: форма свободного творчества (в названии выражена только методическая идея, микроколлективы получают творческие задания), и организационно-содержательный принцип (стабильна только идея, структура, содержание деятельности конструируются в различных сочетаниях).
Вопросы и задания:
1. Что является целеполагающим в выборе той или иной формы работы детского общественного объединения?
2. Какая из форм характеризуется опосредованной ролью взрослого, активной организаторской позицией детей и укреплением детского коллектива, его структуры, содействием разнообразию внутриколлективных отношений?
3. При какой организации деятельности традиционная литературно-художественная композиция приобретет форму дела?
4. Какими формами деятельности детского общественного объединения являются активные публичные мероприятия?
5. Назовите не менее трех видов различных форм, имеющих модификации по времени подготовки; по способу организации; по характеру включения в деятельность; по взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми; по результату.
6. Формы какой группы не имеют постоянного или определенного набора конструктивных элементов? Какие существуют принципы их конструирования?
В детском объединении
Важное место в работе школьной детской /пионерской организации занимает ведение документации. Документ – это не цель, а лишь одно из малых средств обеспечения слаженной работы организации.
Что такое документ и каковы его функции? Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Важнейшей функцией документа является информационная. В документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной деятельности человека.
Документ обладает организационной функцией. С помощью документа обеспечивается воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности. Внешние связи организаций обеспечивает коммуникативная функция документов.
Документ несёт юридическую функцию, поскольку его содержание используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами отношений.
Наконец, документ выполняет воспитательную функцию. Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческих кадров, повышает престиж организации.
Зачем нужно документировать деятельность? Во-первых, не надо забывать, что через некоторое время на ваше место придет другой человек, и он должен знать, что и как делали предшественники, что получалось, а что – нет, и почему. Во-вторых, в деятельности организации могут возникать спорные моменты, неясности, дискуссии по тому, что и как было решено несколько недель или месяцев назад на Сборе или заседании Совета детской организации. В-третьих, вероятность приобрести необходимые навыки, в том числе такие как:
- умение четко формулировать задачи;
- умение отстаивать свое мнение с использованием документов, и другие.
Что такое делопроизводство?
Делопроизводство – это отражение в документах деятельности организации за весь период существования.
Для ведения делопроизводства в объединении составляется своя номенклатура дел, которая представляет собой список документов объединения. Каждому из документов присваивается определенный номер, который фиксируется на обложке (папке). Внутренняя документация каждого документа ведется, как правило, с начала календарного года.
В документации детской организации должна быть представлена следующая информация:
1. Основные документы организации:
- устав;
- положения;
- программы, в т.ч. программа деятельности детской организации;
- решения выборных органов;
- перспективные и календарные планы работы детской организации, объединения;
- договора, в т.ч. договор между детской организацией и образовательным учреждением;
- отчёты о проведённых мероприятиях;
- отчёт о работе за год;
- план работы детской организации, объединения на год.
2. Списки членов организации или их учётные карточки.
3. Списки членов Совета или другого выборного органа с указанием обязанностей каждого.
4. Протоколы заседаний и собраний (их необходимо вести отдельно).
5. Планы учёбы детского актива, штаба.
6. Дневник (летопись) детской организации, объединения. Видео-, фото-, печатные материалы о деятельности организации.
7. Письма организации.
8. Награды (грамоты, благодарности).
В документацию старшего вожатого должны входить следующие документы:
- должностные обязанности, утверждённые директором образовательного учреждения;
- циклограмма рабочей недели;
- личный рабочий план, дневник старшего вожатого.
Весь этот перечень необходим, прежде всего, для того, чтобы и у вас, и у ваших последователей были материалы для анализа всего, что делали, и что не делали их предшественники.
В деятельности организации могут возникать спорные моменты, дискуссии по поводу того, что и как было решено несколько недель, месяцев назад на собрании, заседании Совета. И здесь документы помогут прояснить ситуацию.
Руководитель детского общественного объединения должен чётко формулировать задачи, предложения в различные документы, уметь составлять программы на гранты, отстаивать своё мнение с использованием документов. При этом главное понимать, что документы организации - одно из средств обеспечения организационной работы.
Важнейшим из организационных документов является Уставорганизации. Устав является учредительным документом, разрабатывается и утверждается учредителями (участниками) организации.
Устав – это сложный и объёмный документ. Ограничимся перечислением реквизитов устава и его типичной структурой.
В устав входит следующий состав реквизитов:
- эмблема организации (при наличии таковой);
- наименование организации;
- справочные данные об организации;
- наименование документа – Устав;
- гриф утверждения (Утверждено, кем, когда);
- текст.
Структура текста и его содержание определяются разработчиками Устава. В число обязательных разделов текста включаются:
1. Общие положения (определяются цели и задачи создаваемой организации).
2. Организационная структура (состав структурных подразделений, их функции и взаимосвязи).
3. Регламент организации (формы и методы управления, права и обязанности должностных лиц).
4. Финансово-материальная база (определение размеров основных средств, источники, порядок распоряжения средствами и ценностями).
5. Отчётная и ревизионная деятельность.
6. Порядок ликвидации организации.
Протокол— документ, в котором фиксируется последовательность и содержание обсуждения коллегиальным органом (совещанием, конференцией, советом и т. п.) поставленных вопросов и принятых решений.
Важность протокола как документа определяется тем, что совещательный характер подготовки решений является основным способом выработки решений в условиях коллегиального управления.
Протоколы бывают развернутыми (полными) и краткими. Развернутые протоколы, содержащие не только суть, но и характер обсуждения, предпочтительнее. Первая страница протокола оформляется на общем бланке организационно-распорядительной документации формата А4. Последующие страницы печатаются на обычной бумаге.
Макет протокола выглядит следующим образом:
НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Справочные данные об организации ПРОТОКОЛ 00.00.0000 № 00 Место составления Форма заседания (сбор, слёт, пленум и т.п.) Председатель И.О. Фамилия Секретарь И.О. Фамилия Присутствовали 00 чел. (указываются инициалы, фамилии или прилагается список присутствующих в алфавитном порядке, столбцом). Повестка дня: Первый вопрос (формулировка). Докладчик (наименование должности, фамилия, имя, отчество в родительном падеже). Второй вопрос (формулировка). Докладчик (оформление аналогичное). 1. СЛУШАЛИ: И. О. Фамилия (в именительном падеже) — краткое или развернутое изложение содержания выступления (от первого лица). ВЫСТУПИЛИ: И. О. Фамилия — излагается содержание выступления (после фамилии в скобках может быть приведена должность выступающего). ПОСТАНОВИЛИ: 1.1.Излагается формулировка постановления по первому вопросу — указывается действие в неопределенной форме (поручить, организовать и т. п.), исполнитель (должностное лицо, структурное подразделение), срок исполнения. 2.2. Аналогично оформляется пункт второй постановления по первому вопросу. 2. СЛУШАЛИ: (оформление второго вопроса повестки дня строится аналогично первому). Председатель _______________ И.О. Фамилия Секретарь _______________ И.О. Фамилия |
Решение – распорядительный документ коллегиального органа управления (совет, собрание, правление и т.п.).
Макет решения:
НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Справочные данные об организации Название вида документа (РЕШЕНИЕ) Дата № 00 Место заседания (город) Заголовок к тексту начинается с предлога «О …» Текст констатирующей части документа (причины издания, цели, ссылка, если нужно, на распорядительный документ вышестоящего органа). Распорядительная часть начинается словами Совет, Собрание, Правление и т.п. РЕШИЛ (РЕШИЛО): 1. Текст пунктов оформляется по схеме: исполнитель – действие – срок. Последний пункт: контроль за исполнением возложить: на должность, инициалы, фамилия. Председатель (подпись) Инициалы, фамилия Секретарь (подпись) Инициалы, фамилия Визы: должность визирующих (может не указываться); личная подпись, её расшифровка; дата |
Зачастую ответственному исполнителю для работы не требуется полный текст решения. В этом случае делается выписка из него.
По составу реквизитов и оформлению выписка практически не отличается от самого решения. В выписке лишь уточняется название документа: вместо слова РЕШЕНИЕ печатаются слова ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ. Вместо полного текста печатается та часть решения, которая касается непосредственно конкретного исполнителя.
Выписка оформляется на чистом листе бумаги с помощью ПК в угловом варианте расположения постоянных реквизитов. Выписка заверяется секретарём.
Что собой представляет Договор о сотрудничестве и каковы основные требования к его содержанию и оформлению? Договор составляется между детской организацией и образовательным учреждением или другим учреждением или организацией.
ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Место составления (дата) 00.00.0000
Администрация образовательного учреждения, в лице директора ______, действующего на основании Устава и _____, с одной стороны, и детская организация, в лице _____, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
П.1. Предмет договора.
П.2. Условия договора.
2.1. Администрация _____. (Что делает?)
2.2. Детская организация _____. (Что делает?)
П.3. Права сторон.
3.1. Администрация имеет право: ______.
3.2. Детская организация имеет право: ____.
П.4. Ответственность сторон.
4.1. Администрация несёт ответственность за ____.(Что?)
4.2. Детская организация несёт ответственность за ____. (Что?)
П.5. Сроки действия договора.
Договор вступает в силу с момента подписания и действует до … (например: вступления в должность следующего руководителя детской организации).
П.6. Подписи сторон.
Важное место в работе занимает планирование деятельности.Именно планирование собственной деятельности, Совета организации и всей организации в целом позволяет:
■ четко осознать цель, стратегические и тактические задачи организации;
■ проводить сравнительную диагностику или мониторинг эффективности деятельности организации по самым разным основаниям. Например: «изучение лидерского и творческого потенциала участников детского объединения», «состояние работы органов самоуправления в первичных коллективах», «эффективность обучения актива и лидеров детских общественных объединений»;
■ целенаправленно отбирать содержание и средства, организационные формы деятельности детской инициативы;
■ проектировать и программировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательные движения в развитии первичных детских объединений, всей организации в целом, с учетом происходящих индивидуальных изменений участников детских общественных объединений;
■ видеть перспективы собственного самосовершенствования, общечеловеческого и социально-педагогического.
Правила составления планов:
■ план - это документ;
■ планы должны быть конкретными и содержать четкие формулировки, что необходимо сделать и какой результат достигнуть;
■ планы должны быть реальными и выполнимыми;
■ каждый пункт плана должен иметь сроки и ответственных за выполнение;
■ сроки исполнения поручений надо ставить реальные, не забывая о том, что крупные мероприятия нуждаются в длительной подготовке.
■ планы должны учитывать мероприятия и программы всех уровней взаимодействия ДОО (школьный, муниципальный, районный, городской, областной, республиканский) в зависимости от наличия контактов ДОО с организациями или организаторами того или иного уровня;
■ ознакомление с планом должно быть доступно как членам организации, так и всем желающим.
Наиболее часто встречающиеся затруднения при планировании заключаются в следующем:
1. В планах не прослеживается подчиненность целям и задачам заявленных как в Уставных документах организации, так и в программах деятельности. То есть сам план «повисает в воздухе», находится вне реальной ситуации, которая сложилась в детской общественной организации к определенному периоду времени.
2. Несоответствие объемов содержания и организации, которое выражается в неконкретности и неопределенности дел или мероприятий. Например: «провести диспут», «работать над нравственным, физическим и т. д. здоровьем детей», «провести поход по местам боевой и трудовой славы и т. д.».
3. План, состоящий только из перечня дел без указания ответственных, логики подготовки и проведения, смысла отбора именно этих дел.
Для того, чтобы избежать этих ошибок, необходимо различать перспективные, календарные планы, планы текущей деятельности старшего вожатого и рабочие планы на неделю.
Перспективный план работы -это план работы, как правило, на учебный или календарный год. Он включает в себя:
1. Краткую характеристику уровня развития детской общественной организации, первичных коллективов, лидеров.
2. Цели и задачи на календарный или учебный год как всей организации, так и ее выборных органов.
3. Обоснование программ или их этапов, реализуемых именно в этом году.
4. Сводный план мероприятий организации, Совета и первичных коллективов, отражающий уровень решения целей и задач.
Наиболее часто встречающаяся ошибка - подмена перспективного плана развития организации перечнем программ или мероприятий. Программа включает в себя целый ряд взаимосвязанных мероприятий, разнесенных по времени, по месту проведения и по участникам, и направлена на решение какой-либо проблемы. В перспективный же план входят только ключевые мероприятия программ, которые требуют длительной подготовки и подключения к этой подготовке большой группы участников организации.
План работы школьной детской общественной организации
на год /примерный/
1.Характеристика детской общественной организации (статистические данные ДОО, количество ребят, их возраст, структура организации, самоуправление, особенности детского коллектива).
2.Анализ работы детской общественной организации за прошедший учебный год (отразить работу по выполнению плана, отметить качественный рост первичной детской организации, личные успехи и достижения детей, определить проблемы, недостатки в работе).
3.Цели и задачи.
4.Дела (мероприятия). Перечислить все направления работы, дела и мероприятия в хронологическом порядке с учетом программы, по которой работает организация. К годовому плану работы детской общественной организации прилагаются планы работы всех клубов, штабов, советов, объединений, которые работают в организации.
Рекомендуем правую часть плана заполнять конкретными заданиями, датами, фамилиями ответственных и т.д.
№ | Дела (мероприятия) | 1-4 классы | 5-6 классы | 7-8 классы | 9-11 классы | Время и место проведения | Ответственные (ученик, взрослый) | Отметка о выполнении |
План работы составляют дети совместно со взрослыми: старшей вожатой, классными руководителями, друзьями организации и т.д. Можно провести конкурс на лучшее предложение в план работы, анкетирование, опрос; организовать «банк идей», «мозговой штурм».
На основании перспективного плана, который принимается либо высшим органом, либо на Совете организации (на основании Устава), утверждаются календарные, или текущие планы.Они могут совпадать, а могут и не совпадать с учебным четвертями, исходя из того, каким образом выстраивает свою деятельность детская общественная организация на базе школы.
В календарном (текущем) плане более подробно отражается работа организации и совета. Сам план может быть представлен следующим образом:
Содержание. | Планирование дел | Календарные сроки проведения дел месяца | Ответственные | |||
Недели | ||||||
Календарные, текущие планы являются составной частью (или разделом) плана деятельности организации. В нем расписывается: каким образом будет осуществляться психолого-педагогическая поддержка деятельности детской организации, организация работы Совета, контроль за выполнением принятых решений на всех уровнях взаимодействия.
Календарный план работы детской организации на четверть можно оформить как план-сетку в 3-х экземплярах. Один экземпляр находится на рабочем столе старшего вожатого, второй помещен на стенде, третий экземпляр — в учительской. При составлении плана-сетки лист ватмана расчертить на столько квадратов, сколько дней в четверти. В каждый квадратик написать число. Совет: при заполнении плана-сетки используйте разные цвета фломастеров (например, записи о дружинных мероприятиях делайте красным цветом, об учебе актива - синим и т.д.).
Рабочие планы на неделюпозволяют вносить коррективы в заранее планируемую работу, отражают ранее принятые решения. Рабочие планы позволяют четко реагировать на изменяющуюся ситуацию. Жестких требований к оформлению рабочих планов на неделю нет, они являются рабочим документом организации.
Личный план- в форме еженедельника, дневника, куда, кроме дружинных, отрядных, общешкольных, районных, городских дел, заносятся все педсоветы, совещания, семинары, курсы повышения квалификации, участие в клубе вожатых. Также заносятся сроки написания отчетов, справок, различных методических работ, личное участие в конкретных мероприятиях, индивидуальная работа с детьми, свои выводы и наблюдения, так называемые "заметки на полях" и др.
Ежедневный рабочий план дняотражает в себе организационные и содержательные решения в течение рабочего дня. Он является документом, позволяющим анализировать эффективность и результативность приемов и способов организации рабочего времени.
Таким образом, сочетание перспективно-календарного ежедневного планирования поможет:
- увидеть сочетаемость идей и их практическую реализацию на практике;
- дает возможность использовать динамизм и изменчивость как отношений, складывающихся между членами организации, так и видов, форм детской инициативы;
- наглядно демонстрирует резервы, возникающие в ходе подготовки того или иного мероприятия, или проблемы, возникающие при этой подготовке;
- позволяет значительно экономить рабочее время;
- дает богатый материал для анализа деятельности организации и самоанализа эффективности труда старшего вожатого.
Вопросы и задания:
1. Разработайте номенклатуру дел для школьной детской организации, движения.
2. Составьте макет протокола отчетно – выборного сбора школьного детского объединения.
3. В чем заключается существенное отличие перспективного и календарного плана?
4. Какие планы вожатым должны исполняться в первую очередь – план работы детского объединения или личный план?
Рекомендации по проведению
Технологии работы
И детских объединений
Взаимодействие с детскими общественными объединениями - одно из важнейших направлений формирования государственной политики Министерства образования Российской Федерации в условиях развития демократического общества, реализации основных направлений «Концепции модернизации российского образования».
Признакамивзаимодействия являются:
1. Предмет взаимодействия – та область действительности, на которую стремятся воздействовать вместе оба субъекта – условия полноценного развития личности ребенка, их обеспечение.
2. Пересечение целей субъектов - в той или иной степени цели, какой-либо деятельности одного из субъектов затрагивают интересы или предметную деятельность другого.
3. Контакт субъектов – устанавливается путем простого человеческого взаимодействия представителей той или иной системы или через каналы и средства информации.
В настоящее время в России накоплен позитивный опыт деятельности детских общественных объединений по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, милосердия, патриотического и гражданского воспитания. Кроме того, детские общественные организации признаны школой формирования лидерских качеств молодого человека. Деятельность детских общественных объединений является одним из важнейших институтов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения.
Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как сложившийся социальный институт. Взаимодействие образовательных учреждений и детских объединений должно строиться на основе союзничества, партнерства и равноправия с целью создания условий, необходимых для полноценного развития личности ребенка.
Важно подчеркнуть, что взаимодействие детских общественных объединений с педагогическими коллективами образовательных учреждений должно быть основано на уважении выбора ребенка в создании или вступлении на добровольных началах в детское объединение в целях:
− выявления, дифференциации и актуализации усвоенных детьми и подростками нравственных норм и ценностей;
− оказания повседневной помощи каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
− осуществления целевого включения детей и подростков в преобразовательную, ценностно-ориентированную, творческую, трудовую социально значимую деятельность;
− обеспечения преемственности содержания различных видов деятельности с учетом эволюции личностного сознания ребенка;
− вовлечения детей и подростков в деятельность детских сообществ для создания новых детских объединений и обеспечения преемственности в их деятельности;
− создание условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективистской деятельности;
− разработки оптимальной модели реализации информативной и развивающей функций социальных знаний, приобретаемых детьми и подростками в образовательных учреждениях;
− обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления в образова