Тема 3. Организационные формы и методы обучения
Вопросы для обсуждения:
- Система организационных форм обучения в вузе.
- Лекция как ведущая организационная форма обучения: её структура, разновидности.
- Семинарские занятия: структура, типы занятий, методика их организации.
- Практические занятия: цель, структура, методика проведения.
- Лабораторный практикум: цель, структура, методика подготовки и проведения.
- Анализ занятия.
- Классификация методов обучения.
- Методы проблемного обучения.
- Групповые методы решения проблем.
- Метод проектов.
Задания:
1. Заполните таблицу соотношения основных типов занятий и дидактической цели:
Тип занятия | Цель занятия |
1. Занятие по ознакомлению обучающихся с новыми знаниями | |
2. Закрепление изучаемого материала (занятие практического применения полученных знаний) | |
3. Обобщение и систематизация изученного | |
4. Проверка и оценка знаний | |
5. Комбинированное занятие | |
6. Проблемное занятие |
2. Прочитайте главу 5 «Методы обучения» в учебнике Ф.В. Шарипова «Педагогика и психология высшей школы», заполните таблицу, вписывая определения перечисленных понятий:
Метод проблемного обучения | Определение |
Проблемная ситуация | |
Учебная проблема | |
Проблемное изложение | |
Частично-поисковый метод | |
Исследовательский метод | |
Групповое решение проблемных задач | |
Метод «мозгового штурма» | |
Ситуационный метод | |
Метод эвристических вопросов |
3. Запишите в тетради определения понятий «активные методы обучения», «интерактивные методы обучения». Дайте характеристику отдельных активных (интерактивных) методов обучения, которые можно использовать на лекциях, семинарских, практических занятиях в условиях вузовского образовательного процесса. Кратко охарактеризуйте и поясните, какие развивающие цели они преследуют?
4. Опишите поэтапно методику подготовки и проведения групповой дискуссии. Подготовьте сценарий групповой дискуссии по любой интересующей вас теме, связанной со сферой ваших научных интересов.
5. Структурируйте информацию о методах проектов (учебник Ф.В. Шарипова «Педагогика и психология высшей школы», с. 99-103) и представьте её графически в виде таблицы или схемы.
Литература:
1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – С. 85 – 103, 143 – 170.
2. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 108 – 128, 186 – 355.
3. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
4. Григораш О.В. Интерактивные методы обучения в современном вузе / О.В. Григораш // Научный журнал КубГАУ. – 2014.– № 101 (07). [Электронный ресурс]. URL: http: ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/84.pdf (дата обращения: 28.04.2017).
5. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Dubna Psychological Journal. – 2012. – № 2. – С. 1-18. [Электронный ресурс]. URL: http://hist.isu.ru/ru/staff/teacher/docs/programmi_2015/grushin_interact.pdf(дата обращения: 28.04.2017)
Тема 4. Самостоятельная работа студентов
Вопросы для обсуждения:
- Значение и сущность самостоятельной работы.
- Место учебной задачи в структуре самостоятельной работы.
- Управление самостоятельной работой студентов.
- Организация и виды самостоятельной работы.
- Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.
Задания:
1. По одному из предложенных вопросов для обсуждения подготовьте программированный ответ, опираясь на материал, представленный в учебниках. Выбор вопроса зависит от последней цифры номера зачётной книжки: если номер зачётной книжки заканчивается на цифры 1 или 6, то готовите программированный ответ по 1 вопросу; 2 или 7 – по 2 вопросу; 3 или 8 – по 3 вопросу; 4 или 9 – по 4 вопросу, 5 или 0 – по 5 вопросу. Методические рекомендации по составлению программированного ответа вы найдёте в конце пособия.
2. Составьте тестовые задания по теме занятия (не менее 25 вопросов). Методические рекомендации по составлению тестов вы найдёте в конце пособия.
3. Опираясь на представленные в пособии «Содержание курса и виды учебных работ», «Вопросы и задания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям» разработайте (индивидуально или в группе) план самостоятельной работы аспирантов при изучении дисциплины «Педагогика и психология высшей школы», подготовьтесь защищать его на занятии.
Литература:
1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – С. 171 – 192.
2. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 128 – 142.
Тема 5. Научно-исследовательская работа студентов
Вопросы для обсуждения:
- Цель и содержание научно-исследовательской работы студентов.
- Учебно-исследовательская работа студентов как часть их профессиональной подготовки.
- Организация научно-исследовательской работы студентов.
- Формы организации научно-исследовательской работы студентов в высшей школе
Задания:
1. Составьте сложный план к тексту третьего вопроса темы.
2. Составьте аннотацию (не более 500 знаков) к тексту 4 вопроса темы.
3. Изучите ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления, а также ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Обратите внимание на разницу в способах оформления первоисточников.
Оформите в тетради библиографическое описание книги, статьи из журнала, статьи из сборника статей (по теме Вашего научного исследования) согласно ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ Р 7.0.5-2008.
4. Изучите «Положение о научно-исследовательской работе студентов», «Положение о студенческом научном кружке», «Положение о студенческом научном обществе», размещённые на сайте университета. Какие принципы положены в основу данных положений об организации НИРС?
Литература:
1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – С. 193 – 214.
2. «Положение о научно-исследовательской работе студентов». [Электронный ресурс]. URL: http://www.orelsau.ru/about/forms.php(дата обращения: 24.04.2017).
3. «Положение о студенческом научном кружке». [Электронный ресурс]. URL: http://www.orelsau.ru/about/forms.php(дата обращения: 24.042017).
4. «Положение о студенческом научном обществе». [Электронный ресурс]. URL: http://www.orelsau.ru/about/forms.php (дата обращения: 24.04.2017)
Тема 6. Система контроля учебной деятельности студентов
Вопросы для обсуждения:
- Виды и значение контроля учебной деятельности. Педагогические требования к контролю.
- Методы контроля знаний и умений студентов.
- Оценка результатов учебной деятельности.
- Контроль качества профессионального образования.
Задания:
1. Заполните в таблице «Контроль над эффективностью образовательного процесса» графу «Используются задания типа».
Контроль над эффективностью образовательного процесса
№ уровня | Уровень обученности | Используются задания типа: |
1. | Различение (распознавание, уровень знакомства) характеризует низшую ступень. | |
2. | Запоминание. На этом уровне ученик может пересказать содержание определенного текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона. | |
3. | Понимание – более осознанное воспроизведение. | |
4. | Элементарные умения и навыки. Психологи определяют умения как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности. | |
5. | Перенос. Ученик, показывающий эту наивысшую степень обученности (на данном этапе обучения), умеет творчески применять полученные теоретические знания на практике в новой нестандартной ситуации, «переносить» в нее изученные и усвоенные ранее понятия, законы и закономерности. |
2. Уровни требований педагогов к обучающимся соотносятся с уровнями обученности и соответственно оценки качества знаний. Традиционно выделяют следующие уровни:
1.__________________ уровень — это знание фактов, явлений, событий, правил, действий их воспроизведение без существенных изменений. Процессы мышления, обеспечивающие функционирование знаний на этом уровне, имеют такой же характер. Ученики распознают учебную информацию, могут ее описать, дать готовое определение, применить известные им приемы мыслительной деятельности. Знания, умения и навыки данного уровня обеспечиваются информационно-рецептивным (объяснительно-иллюстративным) и репродуктивным методами обучения.
2.______________ уровень — это знания, добытые в результате комбинирования, знаний первого уровня с помощью таких приемов умственной деятельности, как выделение главного, сравнение, обобщение и другие. Этот уровень достигается с помощью таких методов, как проблемное изложение и эвристический (частично поисковый) метод.
3._______________ уровень — это такие знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Этот уровень достигается с помощью эвристического (частично-поискового) и исследовательского методов. Алгоритм деятельности учащихся при этом таков: учащиеся определяют тему и задачи работы, формулируют гипотезу, составляют план поисковой (исследовательской) деятельности, осуществляют поиск, обосновывают гипотезу, превращая её в решение, проверяют полученные данные, делают выводы.
3. Определите значение терминов:
а) обученность;
б) обучаемость.
Впишите необходимый термин в предложенную ниже фразу:
«Обучаемость отличается от обученности совокупностью характеристик психического развития, которые являются результатом предыдущего обучения. Поэтому _______________ соотносится с зоной актуального развития, а с зоной ближайшего развития» (по И.А. Зимней, 2000).
4.Поясните значения терминов:
а) оценка;
б) отметка.
Запишите типичные субъективные ошибки оценивания.
5. Сопоставьте традиционную систему оценивания и рейтинговую систему контроля и оценки знаний и умений обучающихся.
Традиционная система оценивания | Рейтинговая система оценивания | ||
+ | – | + | – |
6. Внимательно изучите методические рекомендации по составлению тестовых заданий, размещённые в конце данного учебно-методического пособия. Составьте тестовые задания разных типов (не менее 20) по теме занятия.
7. Ситуационная задача. В учебной группе состоялась контрольная по немецкому языку. Это была первая контрольная в этом учебном году у нового преподавателя. Переводы были сделаны в основном правильно, но в написании слов студенты допустили массу ошибок. Прежний педагог за это оценки не снижала. А новый преподаватель снизил. Обучающиеся усмотрели в этом проявление несправедливости. Некоторые тут же демонстративно порвали свои работы.
Как быть? Кто из педагогов неправ? Как бы поступили вы в данном случае, чтобы избежать конфликтной ситуации в группе?
8. Ситуационная задача. При ответе на вопрос студент не согласился с оценкой преподавателя («удовлетворительно»), считая ее заниженной, настаивая на оценке «хорошо». Ответ действительно содержал недочёты, однако обучающийся их не усмотрел.
Каковы Ваши действия в данной ситуации? Роль оценки в высшей школе?
Литература:
1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – С. 215 – 230.
2. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 142 – 155.
3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М., 1985.
4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М., 1980.
5. Зимняя И.Л. Педагогическая психология / И.Л. Зимняя. – М.: Логос, 2000.
Тема 7. Теория воспитания
Вопросы для обсуждения:
- Сущность, цели и задачи воспитания.
- Воспитание как социализация личности.
- Законы и принципы воспитания.
- Базовые компоненты содержания воспитания.
- Нравственное воспитание личности.
- Основные понятия этики и нравственного воспитания.
- Деловой этикет.
- Гражданское, трудовое, эстетическое, физическое воспитание молодёжи.
- Методы воспитания.
- Организационные формы воспитания.
Задания:
1.Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Приведите аргументы (не менее двух) в защиту этого утверждения или против него.
2. Поразмышляйте: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного ребёнка преимущественно отрицательны: факторами социализации стали бездуховность и преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее - социализация или воспитание? За чем будущее?»
Оформите свой ответ в виде эссе.
3. Наиболее известной, самой древней и устойчивой во времени является система нравственных требований к профессии врача. Она известна как клятва Гиппократа – древнегреческого реформатора античной медицины. Гиппократ выдвинул 4 принципа лечения: 1) приносить пользу и не вредить, 2) противоположное лечить противоположным, 3) помогать природе и 4) соблюдая осторожность, щадить больного. Текст клятвы содержал не только обязательства, вытекающие из особого состояния человека, нуждающегося во врачебной помощи, и особых возможностей врача («Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости», «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария», «Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»), но также обязательства перед своими учителями («Считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах») и учениками («Наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому»).
Сформулируйте своеобразную «клятву Гиппократа» для современного учителя, отражающую систему нравственных требований педагога. Как можно назвать созданный вами педагогический кодекс?
4. Любая профессия связана с выработкой определенного этического кодекса – кодекса профессиональной этики. Такой кодекс, преломляя общечеловеческую этику через специфические условия выполнения, содержание, задачи профессиональной деятельности, образует нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться представители той или иной профессии и с позиций которых эта деятельность оценивается обществом (Гинецинский В.И.).
Сформулируйте кодекс профессиональной педагогической этики, представляющий собой нравственные ориентиры современного педагога с опорой на общечеловеческие ценности.
5. Соотнесите мнения Л.С. Выготского и К.Д. Ушинского о роли воспитателя в развитии личности ребёнка. Обоснуйте свой вывод. Постарайтесь закончить предложение: «По моему мнению, роль воспитателя в становлении и развитии личности ребёнка заключается в том, что …».
Л.С. Выготский: «Для научной психологии ребенок раскрывается как трагическая проблема в ужасающей диспропорциональности и дисгармоничности своего развития… ребенку предстоит вступить в жесткую борьбу с миром, и в этой борьбе воспитатель должен сказать своё слово. Вот когда у нас возникает представление о преподавании, как войне».
К.Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества» (Цит. по: Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – С. 33).
6. Ситуационная задача: «Коллектив и личность».
Помните, в старой кинокомедии герой-бюрократ решительно предлагает: «Бабу Ягу со стороны брать не будем! Бабу Ягу воспитаем в своем коллективе!»
За что же здесь так жестко припечатан в общем-то не только ни в чем не повинный, но неоднократно (и справедливо!) воспетый нашей наукой и педагогической практикой коллектив? Может, и правда: порой рождаются в недрах последнего уж если не мрачный носитель зла и вероломства, то просто эгоистичные, равнодушные к другим люди? Верно, бывает и так. Но ведь больше — оглянитесь вокруг! — иных, хороших...
Так что же это за сообщество, именуемое коллективом? Чем он отличается от толпы ждущих на остановке автобуса, от очереди за ходовым товаром подешевле, от банды боевиков, от милой компании приятелей? Почему большие надежды возлагают на него педагоги? Разве всякий школьный класс или армейский взвод, всякая студенческая группа или заводская бригада — коллектив? И в то же время он — панацея от всех и всяких педагогических зол?
В последнее время внимание к проблемам коллектива значительно ослабло: заговорили, что он, мол, пережиток «советской идеологии», что он нивелирует личность, подавляет индивидуальность, подчиняет её исключительно общественным интересам... Коли так, откуда же, вы полагаете, упомянутые выше надежды? — От накопленного прежде опыта КТД (коллективных творческих дел), из книг А.С. Макаренко, от наивной веры учителей в то, что «нет предела силы человечьей, если эта сила — коллектив», в силу детского сообщества? От его действительной силы? В чем она?
Можно ли ожидать результативного воспитания ребенка вне дружного собрания сверстников, вне доброй атмосферы его сотрудничества, вне общей радости за успехи всех и каждого? Да, нет — почему?
Может коллектив быть над личностью, а личность — успешно развиваться вне своего коллектива? А для каждого из нас — иерархия коллективов, в которые мы можем входить на работе, на досуге, на учёбе?
Как бы вы поступили, если бы студенческая группа, которой вы руководите, всем коллективом приняла заведомо неверное, с вашей точки зрения, решение? А если бы это был не студенческая группа, а ваш трудовой коллектив?
7. А.С. Макаренко считал, что человека надо не лепить, а ковать. Это значит — хорошенько разогреть, а потом бить молотком. Не в прямом смысле, конечно, а создать такую цепь трудностей, в результате преодоления которых характер закалится и воспитается непременно хороший человек. Согласны ли Вы с этим утверждением?
8. Ситуационная задача. Один из авторов, поднимая на страницах "Учительской газеты" вопрос о воспитании эстетических вкусов у молодежи, сетует на то, что добрая половина молодежи, имеющей музыкальное образование, не любит музыку. Музыкальное образование, по его мнению, не всегда прививает любовь к музыке. Музыкальной грамотой можно овладеть, но в то же время можно остаться эмоционально глухим. Причину такого положения он видит в том, что в практике произошло смешение двух понятий: образование и воспитание. (Шестов В. Затронуть душевные струны // Учит, газ.- 1979.- 28 авг.)
Как вы считаете, прав ли автор, различая понятия образование и воспитание? В чем специфика каждого из них?
Литература:
1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – С. 231 – 267.
2. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 50 – 54.