Раздел III. Проектная часть. Разработка проектных мероприятий
Данный раздел посвящается разработке проектных мероприятий по совершенствованию функционирования объекта исследования. Он основывается:
- на исходных принципах, положениях и методике, изложенных в теоретической части проекта;
- на выводах, изложенных в аналитической части проекта;
- на перспективах развития объекта исследования.
В процессе поиска проектных мероприятий, обоснования их предпочтительности и преимуществ перед фактическим положением дел могут быть использованы различные подходы:
- нормативный – предлагаемые мероприятия основываются на конкретных нормативных материалах, как общего значения, так и ведомственных (межведомственных). В этом случае используются так называемые типовые решения;
- научно-методический – разрабатываемые мероприятия основываются на прямом или косвенном использовании требований методик и рекомендаций научных исследований, разработок НИИ;
- использование передового опыта – при разработке мероприятий используется новаторский опыт аналогичных отечественных и зарубежных структур. Здесь важен сравнительный анализ условий функционирования исследуемых объектов;
- экспериментальный – разрабатываемые мероприятия основываются на результатах экспериментов, проведённых студентом в период прохождения преддипломной практики непосредственно на объекте исследования.
Количественно в дипломном проекте должно быть представлено 4 - 5 проектных мероприятий.
Качественномероприятия могут быть представлены следующим образом:
1. 4 или 5 мероприятий логически и структурно связанных между собой объединяются под общим названием, отражающим в целом основные направления совершенствования функционирования объекта исследования.
2. 4 или 5 мероприятий разбиваются на отдельные группы. Каждая группа получает своё название, которое комплексно характеризует определённые направления совершенствования функционирования объекта исследования.
3. допускается разработка 4 или 5 мероприятий, отражающих совершенствование отдельных направлений функционирования объекта исследования.
Разработка проектных мероприятий по совершенствованию функционирования объекта исследования должна иметь следующую структуру:
1. Точное и чёткое название, из которого было бы понятно содержание предлагаемого мероприятия;
2. Изложение содержания предлагаемого мероприятия;
3. Подтверждение содержания мероприятия практическим материалом (графики, диаграммы, таблицы, сравнительные характеристики, положения, штатные расписания, уставы и т.д.).
Проектная часть завершается экономической (социальной) оценкой.
Экономическая (социальная) оценка разработанных в проекте мероприятий проводится по трём направлениям:
- расчёт затрат на проведение мероприятий и их эффективности;
- расчёт основных проектных показателей и сравнение их с фактическими показателями деятельности объекта исследования;
- общие выводы об экономической (социальной) эффективности предлагаемых мероприятий.
По каждому мероприятию рассчитываются текущие и капитальные затраты, необходимые для его реализации (в том случае, если имеют место и те и другие.)
Текущие затраты включаются в себестоимость (затраты.) В дипломном проекте рассчитывается их величина и влияние на изменение себестоимости (затраты.)
Капитальные затраты рассчитываются исходя из фактической стоимости строительно-монтажных работ и стоимости оборудования, с учётом его доставки и установки. В дипломном проекте рассчитывается величина этих затрат, годовой экономический эффект от их внедрения и срок окупаемости этих затрат.
Капитальные затраты не всегда приводят к экономическому эффекту (в основном это касается социальных отраслей.) В этом случае в проекте можно ограничиться только расчётом величины этих затрат.
В проекте могут быть предложены мероприятия, которые требуют для их проведения как текущих затрат, так и капитальных затрат. В этом случае в проекте рассчитываются и те, и другие.
В заключение раздела приводятся общие выводы об экономической (социальной) эффективности предлагаемых в проекте мероприятий на основе данных таблицы фактических и проектируемых показателей объекта исследования.
Краткие общие выводы об экономической (социальной) эффективности предлагаемых мероприятий предлагается свести в таблицу 1.
Таблица 1
Сводная таблица оценки проектируемых мероприятий
Наименование мероприятия | Краткое содержание мероприятия | Экономическая (социальная) оценка мероприятия |
1. | ||
2. | ||
…. |
Объем этого раздела должен составлять 30 % от общего объема проекта (25-26 страниц).
Заключение
Заключение должно представлять собой краткие выводы, характеризующие итоги проведенного исследования и быть предельно конкретным.
В нём обязательно следует отразить оценку общего состояния объекта исследования, основные выводы по теоретическим аспектам проекта, итоги проведённого анализа, перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий, их экономическую (социальную) эффективность.
Объем этого раздела должен составлять примерно 5% от общего объема (5-6 страниц).
Список используемой литературы
Все библиографические источники, используемые в дипломном проекте, приводятся в алфавитном порядке. При составлении библиографического списка рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
1. Нормативно-правовые акты.
1.1. Акты федеральных органов государственной власти.
- федеральные законы;
- указы Президента РФ;
- постановления палат Федерального собрания РФ;
- постановления Правительства РФ;
- ведомственные акты.
1.2. Акты органов государственной власти субъектов РФ.
- законы субъектов федерации;
- нормативные и распорядительные акты глав субъектов федерации;
- документы органов государственной власти и управления субъектов федерации.
1.3. Акты органов местного самоуправления
- представительных органов;
- исполнительных органов.
2. Научная литература (по алфавиту, т.е. по первой букве фамилии автора (первого автора), а при его (их) отсутствии – по первой букве первого слова названия источника).
3. Статьи в научной периодической печати.
4. Материалы государственных архивов.
5. Другие виды библиографических источников.
По каждому источнику необходимо указать автора, название работы, место издания, наименование издательства, год издания и объём источника в страницах.
Приложения
Дипломный проект может иметь приложения, оформляемые при необходимости использования в основной (текстуальной) части значительного объёма фактических данных вспомогательного характера, имеющих целью наглядно продемонстрировать или подтвердить теоретические, аналитические или проектные разработки.
В приложения могут включаться таблицы показателей, различные положения, должностные инструкции, формы служебной документации, вспомогательные графические иллюстрации, вспомогательные математические выкладки, а также программы ЭВМ и распечатки их результатов и т.д.
Все приложения должны быть пронумерованы и расположены в соответствии с порядковыми номерами, на них обязательно должны быть ссылки в основной (текстуальной) части дипломного проекта.
Примерная тематика и порядок утверждения тем выпускных
Квалификационных работ
Примерная тематика дипломных проектов не может разрабатываться раз и навсегда, как некий шаблон и быть одинаковой для выпускников разных лет. Ежегодно после проведения подготовительной работы, на базах практик и на основании итогов предыдущей защиты, примерная тематика дипломных проектов обновляется и уточняется руководителем ООП. Кроме того, принимаются предложения организаций и учреждений – баз преддипломной практики с формулировками актуальных для них тем, отвечающих профилю специальности. Примерная тематика дипломных проектов утверждается решением Ученого Совета университета в августе-сентябре на следующий календарный год. При этом исходят из того, что темы выпускных квалификационных работ должны:
- соответствовать знаниям, умениям и практическим навыкам выпускников;
- включать основные направления, которыми выпускнику, будучи признанным специалистом в области государственного и муниципального управления, предстоит заниматься в своей профессиональной деятельности в качестве государственного (муниципального) служащего;
- отвечать потребностям органов государственного и муниципального управления в вопросах повышения управляемости региона (и / или муниципального образования), уровня жизни его населения, развития территориальной и производственной инфраструктуры, отраслей социальной сферы (в частности туризма, сферы сервиса), оптимизации путей их взаимодействия с хозяйствующими субъектами различных форм собственности в целях повышения эффективности деятельности региона (и / или муниципального образования) в целом.
Тема дипломного проекта формируется, обычно, в следующей логической последовательности. Прежде всего, определяется цель дипломного проекта. В качестве цели может быть, например, разработка, проектирование, совершенствование, оптимизация, анализ (оценка). Возможны темы с формированием комплексной цели (например, «оценка и разработка»).
Далее необходимо указать предмет исследования, в качестве которого может выступить, например: структура (государственного органа, управления, инфраструктура и т.д.); процесс (труда, управления, деятельности и т.д.). Так же как и цель дипломного проекта, его предмет может быть комплексным, например: «структура функций», «структура процесса» и т.д.
Затем следует уточнить, какой аспект дипломного проектирования выделяется как основной, то есть, какие основные направления функционирования и развития объекта исследования будут охвачены дипломным проектированием. В качестве основного аспекта можно указать, например: кадры (государственной или муниципальной службы, государственных или муниципальных органов и т.д.); ресурсное обеспечение (финансовое, организационное, информационное и т.д.).
Наконец, в названии темы должен быть четко обозначен объект дипломного проектирования, в качестве которого могут быть, как указывалось выше, органы государственного и муниципального управления; структурные подразделения органов государственной власти и органов местного самоуправления, построенные как по отраслевому, функциональному, так и по территориальному принципам; государственные и муниципальные предприятия и организации.
Примерная тематика дипломных проектов выпускников 2014 года предполагает выполнение, во-первых, комплексных выпускных квалификационных работ двумя и более студентами по предложенной Университетом тематике дипломных проектов, направленных на разработку многоаспектных проблем как единого целого для сферы туризма и сервиса.
Комплексное проектирование призвано интенсифицировать процесс обучения и выработать такие формы студенческого творчества, которые позволили бы приблизить выпускников к решению реальных задач и одновременно расширить их знания по вопросам профессиональной деятельности, привить навыки работы в коллективе.
Если разрабатывается комплексная тема с участием нескольких студентов, то во введении указывается характер взаимодействия каждого студента с другими участниками комплексного исследования, так как представление дипломного проекта и его защита ведутся в индивидуальном порядке. Здесь же следует отразить степень и фактическое участие, конкретный вклад каждого студента-дипломника в разработку выполненного исследования.
При этом каждый студент разрабатывает отдельные аспекты проблемы, руководствуясь при этом рекомендуемой структурой дипломного проекта. В данном случае во введение указывается характер взаимодействия каждого студента с другими участниками комплексного исследовании, так как представление дипломного проекта и его защита ведутся в индивидуальном порядке. Здесь же отражается степень и фактическое участие, конкретный вклад каждого дипломника в разработку комплексного проекта.
Во-вторых, примерная тематика дипломных проектов выпускников 2014 года предполагает выполнение дипломных проектов по заказу организаций и учреждений на основании договора о проведение научно-исследовательских работ.
Ниже приводится примерная тематика выпускных квалификационных работ выпускников в 2014 учебном году.